Бакалавриат
2020/2021
История русской литературы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
144
Программа дисциплины
Аннотация
В результате усвоения курса студент расширяет и углубляет знания, полученные в ходе изучения курсов «Ключевые тексты русской литературы» и «История русской литературы XI – XVIII веков». Он также взаимодействует с курсом «Истории зарубежной литературы», синхронизированным с ним по изучаемым эпохам, что позволяет студентам создать прочное представление о русской литературе как части всемирной. Вместе с тем курс истории русской литературы XIX века служит фундаментом для дальнейшего изучения русской литературы XX-XXI столетий. Знания, полученные студентами в ходе изучения курса, дополняются также курсом «История русской литературной критики», в значительной части синхронизированной с ним по периодам изучения. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать: наиболее значимые тексты русской литературы XIX веков, особенности жанровой системы в ее динамике, общую литературную ситуацию, свойственную каждому из изучаемых периодов, исторический контекст, биографии изучаемых авторов. • Уметь: адекватно интерпретировать произведения русской литературы XIX века, грамотно соотносить их с историческим, российским и мировым культурным контекстом. • Приобрести опыт: вдумчивого чтения и корректного анализа текстов разных направлений и жанров. • Понимать этапы развития истории русской литературы и закономерности смены культурных парадигм. • Уметь работать с литературными источниками и научной литературой.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения курса «История русской литературы» является получение базовых для студента-филолога знаний по истории русской литературы на протяжении наиболее сложного и значимого периода - XIX века. Логически и хронологически данный курс подразделяется на четыре части, соответствующие четырем модулям, на протяжении каждого из которых подробно изучается временной отрезок, приблизительно равный четверти века. В ходе освоения курса студенты знакомятся как с литературным процессом в целом, его динамикой и взаимодействием с мировой литературой, так и с ключевыми текстами русской литературы классического периода. Основная идея курса состоит в том, чтобы сформировать и систематизировать представления студентов об истории русской литературы (тенденциях, жанровых системах, авторах, их биографиях, произведениях, особенностях поэтики) на протяжении важнейшего этапа ее развития.
Планируемые результаты обучения
- Знает историю русской литературы указанного периода, биографии авторов, перечисленные далее тексты, исторический контекст
Содержание учебной дисциплины
- Русская литература первой четверти XIX векаОсобенности литературного движения первой четверти XIX века. Русский Ренессанс. Исторический контекст русской культуры. Русская литература в диалоге с мировой культурой. Новый человеческий тип как герой времени. Основные факторы формирования картины мира в начале XIX века. Динамика философской картины мира: вольтерьянство, руссоизм, концепции утопического социализма, немецкий идеализм. Золотой век русской поэзии и пушкинская эпоха. Литературный путь Н.М. Карамзина. Поэзия и проза в творчестве Карамзина. «Письма русского путешественника»: круг идей, авторская позиция, поэтика. Стилистическая реформа. Жанр повести в творчестве Карамзина. «Бедная Лиза» и ее читатели. «История Государства Российского» - итог эволюции Карамзина. Значение литературной деятельности и личности Карамзина для дальнейшего развития русской литературы. Литературная жизнь и литературная борьба 1800-1810ых годов. Проблема нового языка и литературного мышления. Литературное общество «Арзамас». «Архаисты» и «новаторы». Смысл полемики «Арзамаса» и «Беседы…». Игровое начало и смеховая культура «Арзамаса». Судьбы литераторов-арзамасцев. Генезис поэзии пушкинской эпохи. К.Н. Батюшков. Жизнь и судьба поэта. Своеобразие творческой индивидуальности. Этапы творческой эволюции. «Опыты в стихах и прозе» как итоговая книга Батюшкова. Батюшков и Пушкин. Батюшков и поэзия ХХ века. В.А. Жуковский. Личность Жуковского и литературная жизнь первой половины XIX века. Жанр элегии в творчестве В.А. Жуковского. 1812 год в творческой биографии Жуковского. «Певец во стане русских воинов». Баллады Жуковского как художественная система. Проблема соотношения оригинала и перевода в балладах Жуковского. Путь Жуковского к эпосу: поздние баллады, сказки, повести в стихах. А.С. Грибоедов. Драматургия начала XIX в (трагедии В.А. Озерова, комедии А. А. Шаховского). Литературная позиция А.С. Грибоедова – архаиста. «Горе от ума» и традиции комедиографии. Идеологическая и литературная проблематика комедии «Горе от ума». Своеобразие жанра. Проблема положительного героя. Место комедии в литературной борьбе 1820-х гг. и в истории русской драматургии. Поэты пушкинского круга. «Школа гармонической точности»: жанровые и стилевые принципы. Проблема лирического героя. Творчество Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова, П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера. Жанровые модификации «романтической поэмы» (И.И. Козлов, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский). Кризис поэзии на рубеже 1820-30-х гг. Новые тенденции в поэзии 1830-х гг. (В. Г. Бенедиктов, А. В. Кольцов). Поэты-декабристы. Эстетика декабристского романтизма. Образ поэта-гражданина. Особенности декабристского историзма. «Думы» К.Ф. Рылеева. Поэзия А. Одоевского, Ф. Глинки. Творчество А.С. Пушкина. Литературный путь: основные этапы. Лицейская лирика - между «карамзинизмом» и «архаизмом». Политическая, элегическая и эпикурейская лирика петербургского периода. «Руслан и Людмила»: жанровая задача, поэтика, значение поэмы для позднейшего творчества Пушкина. Поэзия южного периода: элегии, антологические стихотворения, баллады. «Южные поэмы»: «байроническая» поэтика; композиция; проблема «романтического» героя, эволюция жанра.
- Русская литература второй четверти XIX векаТворчество Пушкина (продолжение). Изменение лирического репертуара в годы ссылки в Михайловское. «Борис Годунов»: проблема истории, человека и власти; место трагедии в эволюции Пушкина. Пушкин и декабристы. Политическая лирика конца 1820-х гг. Государственничество Пушкина. Начало петровской темы в романе о «царском арапе»; проблема незавершенности романа. «Полтава». Апология свободной поэзии. Интимная лирика 1828-1829 гг. Роман «Евгений Онегин» как смысловой центр пушкинского творчества. Автор и герой, поэтика жанра и композиции, образ читателя, проблема завершенности. Болдинская осень. Завершение «Евгения Онегина». Болдинские жанровые эксперименты: «Домик в Коломне»; «Повести… Белкина», «Маленькие трагедии». «Медный всадник» - новое решение петровской темы. Жанровое своеобразие, композиция «Медного всадника». «Капитанская дочка»: «вальтер-скоттовский роман» и «преданья русского семейства»; роль исторических, фольклорных и литературных источников. Е.А. Баратынский. Литературный путь Е.А. Баратынского: от элегии частного человека к элегии «всего человечества». Баратынский и развитие жанра элегии. Натурфилософия, психология «современного человека» и историософия в лирике Баратынского. Поздняя лирика Баратынского. «Сумерки» как книга стихов. Баратынский и лирика ХХ века. Лирика поэтов пушкинской плеяды 1830-1840ых годов. Поэзия П.А. Вяземского, Н.М. Языкова. Проза 1820-х – 1830-х гг. Эстетические основы и жанровые разновидности русской повести. Русская фантастическая повесть и русская историческая повесть. Творчество А.А. Бестужева-Марлинского. Повести В.Ф. Одоевского. Роман М.Н. Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году». Романы В.Т. Нарежного. Нравоописательный роман Ф.В. Булгарина. Пушкин и движение русской прозы. Значение прозы 1820-30-х гг. для Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова. Творчество М.Ю. Лермонтова. Ранние опыты (лирика, поэмы). Исповедальность и литературность; первые приступы к темам будущих «Демона» и «Мцыри». Жанровый и стилевой эклектизм. Лермонтов и кризис поэзии начала 1830-х гг. Поиски крупной формы для дебюта («Вадим»; «Маскарад»). «Смерть поэта» - неожиданное вхождение в литературу; жанровые особенности; значение стихотворения для судьбы Лермонтова и русской поэзии. Зрелая лирика: новые изводы элегии, баллады, сатиры, стихотворения на случай. «Песня про царя Ивана Васильевича…» и «Тамбовская казначейша»: история и современность в первых «зрелых» поэмах Лермонтова. Особенности историзма. Проблема Запада, Востока и России. «Мцыри» и «Демон» как последние образцы «романтических поэм»; традиция и ее переосмысление. «Герой нашего времени» и проза 1830-х гг. Композиция; жанры повестей, составивших роман; стиль прозы Лермонтова. Стихотворения 1841 г., незавершенная проза. Значение Лермонтова для формирования русской поэзии середины XIX (Н. П. Огарев, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, Н. А. Некрасов). Литературный путь Н. В. Гоголя; основные этапы. Бытописание, фольклор и романтические образцы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Специфика и эволюция фантастики Гоголя. Композиция сборников «Миргород» и «Арабески». История и современность в восприятии Гоголя. Проблема художника. Комедия «Ревизор»: актуальная проблематика и философский план; поэтика; «Ревизор» и традиция высокой комедии. Мертвые души»: замысел; жанр; композиция; проблема современного героя; социальное и философское начала в «Мертвых душах»; особенности повествовательного стиля и их связь с образом автора. Работа над продолжением «Мертвых душ»; новые темы в сохранившихся фрагментах II тома, изменения в сюжетостроении, обрисовке персонажей, стиле; предполагаемый финал поэмы. «Шинель» - последняя повесть Гоголя; сходство и различия с гоголевскими повестями 1830-х гг.
- Русская литература третьей четверти XIX векаПоэзия в «прозаическую» эпоху. Ф.И. Тютчев. Архаические и романтические истоки поэзии; фрагментарность, недосказанность и семантическая многоплановость лирики Тютчева; натурфилософская, любовная, и историософско-политическая темы в поэзии Тютчева. А.А. Фет. Концепция поэзии у Фета. Пейзажная, философская, любовная лирика. «Спонтанность» лирического высказывания; «музыкальное» и «пластическое» в поэзии Фета. Канонизация поэзии Тютчева и Фета символистами. Русская поэзия середины XIX века: А.А. Григорьев, Я.П. Полонский и др. Поздние романтики и предвестники символизма: К. К. Случевский, А. Н. Апухтин А. К. Толстой: жанровая система поэзии Толстого; концепция русской истории и политическая позиция Толстого; юмор Толстого и творчество Козьмы Пруткова. Литературный путь Н.А. Некрасова; основные этапы. Проблема и «прозаизации стиха». Романизация и демократизация поэзии. «Бытовые» и «социальные» темы; урбанизм; эволюция крестьянской темы. Утопизм и скептицизм. Раздвоение романтического героя: «рыцарь на час» и революционер-страдалец. Авторефлексия. Лирико-эпический характер поэм Некрасова; фольклорные и литературные мотивы в поэме «Мороз, Красный нос». Замысел, состав и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Последние песни» - подведение жизненных итогов. Новаторство Некрасова-стихотворца. Некрасов и Пушкин. Некрасов и поэты-современники. Некрасов и поэзия ХХ века. Драматургия А.Н. Островского. Быт «натуральный» и быт поэтизированный; язык Островского. Островский и литература 1840-х гг.: «Свои люди – сочтемся». Судьба «Банкрота», место физиологического очерка в становлении художественного мира Островского. Проблема литературной репутации. Пьесы «москвитянинского» периода; фольклорные мотивы в комедии «Бедность не порок»; переосмысление традиционных амплуа. «Доходное место» - пьеса эпохи гласности; испытание героя-резонера. «Гроза» - синтез социальной «пьесы жизни» и трагедии. Проблема жанра: «мещанская трагедия». Социальное и символическое в пьесе. Жанровые разновидности комедий конца 1860-х – начала 1870-х гг. От комедии к психологической драме. Драматургия эпохи Островского: общая характеристика трилогии А.В. Сухово-Кобылина. И.А. Гончаров. Смысловое единство романной трилогии в трактовке автора. «Обыкновенная история» и словесность 1840-х гг.; диалогический конфликт; социокультурное противостояние персонажей. «Обломов»: новый вариант диалогического конфликта. Проблема Востока и Запада в романе «Обломов». «Обрыв» - итоговое произведение Гончарова: современные проблемы. Жанровые особенности «Обрыва». «Обрыв» и антинигилистический роман. Литературный путь И.С. Тургенева; основные этапы. Жанровая, тематическая и стилевая разнородность «Записок охотника». Повести и драматургия первой половины 1850-х гг. Проблема «лишнего человека» и человека «нового». «Рудин» - первый опыт тургеневского проблемного романа. Роман и повесть в жанровой системе Тургенева: «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне». Любовь, страсть, долг, выбор в прозе Тургенева. «Отцы и дети»: позиции автора и героев. Стихия жизни и стихия смерти в романе. Литературные реакции роман. Мистические мотивы в прозе 1860-х гг.. «Дым» и «Новь»: особенности поэтики. «Senilia («Стихотворения в прозе») – опыт авторефлексии и подведения итогов. Тургенев и символизм. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: история рукописи, идеология, прагматика. Автор, персонажи и потенциальные читатели. Претексты романа «Что делать?». Прошлое, настоящее и будущее в «Что делать?». Чернышевский и Набоков. Н.Г. Чернышевский и становление толстовской художественной оптики. «Разночинская проза» 1860-х гг: общая характеристика.
- Русская литература последней четверти XIX векаПроза М.Е. Салтыкова (Щедрина). Своеобразие поэтики: циклизация, соединение бытописания и сатиры, жанровые эксперименты. Щедрин и литература XIX-ХХ в. (А. П. Чехов, М. Горький, Ф. Сологуб, М. А. Булгаков). Литературный путь Ф. М. Достоевского; основные этапы. «Бедные люди»: полемическое переосмысление литературной традиции и новый сентиментализм; автор и герои. Проза конца 1840-х гг.: «Двойник». Проза начала 1860-х. «Записки из Мертвого дома»: социальная критика и поиски идеала. «Униженные и оскорбленные»: жанровое своеобразие и эстетические ориентиры. «Записки из подполья»: формирование образа «подпольного человека». Люди «идей» и их испытания; «газетная» современность, авантюрно-криминальные сюжеты; акцентуация социальных контрастов; обилие персонажей и их взаимоотражения; скрытая фантастичность; «реализм в высшем смысле». Романы "великого пятикнижия". Экспериментальная проза из «Дневника писателя». Литературный путь Л. Н. Толстого: основные этапы. Ориентация на традиции просветительской прозы и сентиментализма (Руссо, Стерн). Дневники как источники прозы. Остранение (В.Б. Шкловский) – неизменный принцип Толстого. Индивидуальное и обобщающее начала в «автобиографической» трилогии. Человек на войне в кавказских и севастопольских рассказах; психологическая сложность персонажей. Проблема «цивилизации»; поиски естественной жизни: «Люцерн», «Два гусара», «Три смерти», «Казаки». Поиски «большой формы»: «Казаки», «Семейное счастье». Незавершенность «Казаков» и «Декабристов». «Война и мир» и литература 1860-х гг. Жанровое своеобразие и сюжетная организация книги; мысль народная и мысль семейная; иерархия персонажей; история и частная жизнь; поиски и отказы от поисков; дом, род, круг, нация, мир; концепция войны и философия истории; полемика с Гегелем, образ Наполеона в контексте европейской историософии. Поиски Толстого начала 1870-х: народные рассказы; замысел романа о Петре и др. «Анна Каренина» - акцентировано современный роман. Семья – модель общества. Композиция: сюжетные линии и смысловое взаимодействие; общественно-политические темы в «семейном романе»; религия, церковь и поиски истины; значение VIII части; обретенная истина и открытый финал; «Исповедь» и «Анна Каренина». Отрицание сложившейся культуры и запрет осуждения как основы позднего творчества Толстого. Народные рассказы 1880-х гг. («Чем люди живы?», «Много ли человеку земли нужно?»). «Смерть Ивана Ильича». Тема безумия семейной жизни («Крейцерова соната», «Дьявол»). Мотив ухода из обыденной жизни: «Отец Сергий», «Посмертные записки старца Федора Кузмича», «Живой труп». «Воскресение»: соединение главных тем позднего Толстого в смысловое целое; значимость всякого случайного поступка; возможность воскресения; непротивление злу – ложное и истинное. Поздняя драматургия Толстого; отрицание традиционного и нового театра и освоение их уроков. Герои «воли» в конфликте с государством и обществом: Федя Протасов, Хаджи-Мурат. Особенности повествования позднего Толстого; жанровые эксперименты. Толстой и литература ХХ века. Н. С. Лесков. Разнообразие русской жизни в прозе Лескова. Доминирование малых повествовательных форм, циклизация. Литературная репутация Н.С. Лескова в 1860ые годы: роман «На ножах». Исторический факт, чужой текст, анекдот, предание, слух как источники сюжетов и повествовательной поэтики. Сказ, установка на звучащее слово. Стилистические эксперименты Н.С. Лескова и их трансформация в прозе ХХ века. Проза В.М. Гаршина. Испытания героя-идеалиста; человек и война; тема безумия. Гаршин и Чехов.
Элементы контроля
- Коллоквиум в устной формеПри наличии документально подтвержденной уважительной причины возможен перенос сроков коллоквиума
- экзамен в устной формеЭкзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Коллоквиум в письменной формеПри наличии документально подтвержденной уважительной причины возможен перенос сроков коллоквиума
- Экзамен в устной форме
- Работа на семинарах
- Коллоквиум по третьей четверти XIX века
- Коллоквиум по последней четверти XIX века
- Коллоквиум в устной формеПри наличии документально подтвержденной уважительной причины возможен перенос сроков коллоквиума
- экзамен в устной формеЭкзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Коллоквиум в письменной формеПри наличии документально подтвержденной уважительной причины возможен перенос сроков коллоквиума
- Экзамен в устной форме
- Работа на семинарах
- Коллоквиум по третьей четверти XIX века
- Коллоквиум по последней четверти XIX века
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Коллоквиум в устной форме + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен в устной форме
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Коллоквиум в устной форме + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * экзамен в устной форме
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Белов В. А. - ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ? 4-е изд. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 359с. - ISBN: 978-5-534-12019-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/chto-izmenilos-v-grazhdanskom-kodekse-446667
- Егоров Б. Ф. - ОТ ХОМЯКОВА ДО ЛОТМАНА. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-534-07230-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ot-homyakova-do-lotmana-istoriya-russkoy-literatury-i-kultury-442158
- Кривонос В.Ш. - История русской литературы XIX века (1800-1830): учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 424с. - ISBN: 978-5-9765-2311-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70444
- Линков В. Я. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА) 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 262с. - ISBN: 978-5-9916-9419-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-vtoraya-polovina-xix-veka-434145
- Недзвецкий В. А., Полтавец Е. Ю. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1840-1860-Х ГОДОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-09544-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1840-1860-h-godov-434120
- Янушкевич А.С. - История русской литературы первой трети XIX века: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 749с. - ISBN: 978-5-9765-1508-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119464
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кременцов Л.П. - Русская литература XIX века. 1801–1850 - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 248с. - ISBN: 978-5-98349-757-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3770
- Минералов Ю. И. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1840-1860-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 380с. - ISBN: 978-5-534-09018-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1840-1860-e-gody-436552
- Минералов Ю. И., Минералова И. Г. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1870-1890-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 441с. - ISBN: 978-5-534-10686-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1870-1890-e-gody-431289
- Отв. ред. Аношкина В. Н., Громова Л. Д. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 406с. - ISBN: 978-5-534-03208-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-vtoroy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434089
- Ребель Г.М. - Русская литература XIX века: Типология героев и романных форм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 384с. - ISBN: 978-5-9765-3506-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105190
- Соколов А. Г. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 5-е изд. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 501с. - ISBN: 978-5-9916-2810-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-konca-xix-nachala-xx-veka-425272