Бакалавриат
2022/2023




Японский язык
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
14
Контактные часы:
310
Программа дисциплины
Аннотация
На заключительном этапе на материале неадаптированных текстов интенсифицируется изучение лексики, активизируются грамматические знания, вырабатываются навыки разных видов чтения и перевода, а также делового общения. В центре внимания оказываются такие вопросы, как сочетаемость слов и словоупотребление, уточнение функционально-стилистических единиц словаря, их выразительных возможностей, семантико-стилистических различий близких по значению слов и конструкций. За полный курс обучения накапливается словарный запас около 6000 единиц и иероглифический запас 2000-2100 знаков. Большое значение имеет словообразовательный, семантический и стилистический анализ текста. Лексические темы изучаются концентрически, путем неоднократного возвращения к наиболее важным из них на постоянно расширяющейся основе. На занятиях по устному переводу ставится цель выработки навыка "беспереводного" понимания, допускается угадывание значения определенного процента незнакомых слов, включенных в текст при условии, что понимание носит целенаправленный характер (известна тема сообщения) и знаком объект сообщения. Грамматические знания студентов на последних этапах обучения активизируются, расширяются на основе работы с оригинальным текстом. Усваиваются синонимические способы выражения, принимаются во внимание малоупотребительные и диалектные формы
Цель освоения дисциплины
- Углубление и систематизация грамматических знаний.
- Освоение грамматики высшего уровня
- Продолжение изучения японской грамматики и лексики. Расширение лексик по уже пройденным в первом году лексическим темам.
- Углубленное изучение тонкостей японской грамматики.
- обучение студентов практическому владению современным японским языком
- Доведение лексической базы до 6000-6500 единиц, увеличение иероглифического запаса до 1800-1900 знаков.
- Заучивание и применение большего числа иероглифов.
- Получение обширных знаний о речевом этикете, коммуникационных особенностях японской культуры.
- Пополнение лексического запаса до 4500-5000 единиц, а иероглифического запаса – до 1500-1600 знаков.
- формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми текстами
- Введение в теорию и практику перевода.
- Знакомство с отрывками из японской литературы в подлиннике.
- Развитие навыков и умений устной речи для общения в коммуникативных ситуациях.
- Углубление знаний о географии, истории Японии. Знакомство с диалектами, региональными особенностями, и пр.
- подготовка студентов к участию в международном экзамене на определение уровня владения японским языком Nihongo Nouryoku Shiken
- Развитие коммуникативных навыков в ситуациях делового общения.
- Подготовка студентов к участию в международных стажировках и программах
- Развитие навыков чтения и письма, необходимых для подготовки и проведения устной деловой презентации, доклада или мини-лекции по специальности.
- Развитие навыков работы с текстом с целью создания собственных (протокол, сообщение, доклад) и вторичных текстов (изложение содержания, аннотация, реферат).
Планируемые результаты обучения
- Знание базовой медицинской терминологией, касающейся аллергических реакций.
- Знание относящейся к религиоведению лексики, понимание взаимодействия различных религиозных систем внутри японского общества.
- Знать основные требования для приема на работу, уметь составить резюме.
- Иметь представление о диалектах японского языка.
- Иметь представление о тонкостях речевого этикета в отношение себя (говорящего), правильно выбирать формы в зависимости от речевой ситуации.
- Иметь представление о тонкостях речевого этикета в отношение собеседника, правильно выбирать формы в зависимости от речевой ситуации.
- Иметь представление о явлении энантиосемии в японском языке.
- Иметь представление об основных особенностях японской экономики.
- Образовывать пройденные формы глагола.
- Придумать презентацию рекламы какого-либо продукта.
- Применение изученных в уроке конструкций.
- Различать и правильно использовать разные частицы-субстантиваторы. Уметь выделить разные члены в предложении.
- Рассказать о видах японских купален.
- Свободно ориентироваться в применении японского бенефактива.
- Составить рассказ о своем домашнем животном.
- Типы жилых домов в Японии. План квартиры. Уметь арендовать жилье.
- Умение пересказать японскую сказку.
- Умение рассказать о традиционной японской еде и ее приготовлении.
- Уметь выразить свое мнение/мысль, передать чужую цитату.
- Уметь высказать совет и предположение о будущем.
- Уметь и применять изученные грамматические конструкции.
- Уметь использовать изученные в уроке лексику и грамматические конструкции.
- Уметь образовывать временные придаточные с данными конструкциями.
- Уметь образовывать деепричастные формы, повелительные формы.
- Уметь образовывать придаточные цели, используя изученные конструкции.
- Уметь образовывать формы предположительного наклонения.
- Уметь объяснить дорогу, как добраться.
- Уметь объяснить смысл 50 японских поговорок.
- Уметь описать пожелания к квартире. Внешний вид человека.
- Уметь описать, что кто для кого сделал.
- Уметь описывать свои планы, используя изученные конструкции.
- Уметь описывать характер человека. Знать о представлениях японцев о связи группы крови и характера.
- Уметь описывать, что нравится и не нравится и объяснять, почему.
- Уметь передавать сообщения от одного лица другому. Уметь объяснить значение иероглифов.
- Уметь подготовить вопросы и взять интервью.
- Уметь пользоваться изученными грамматическими конструкциями.
- Уметь пользоваться японским банкоматом, снимать деньги.
- Уметь понять простые рекомендации врача.
- Уметь правильно применять изученные частицы и союзы.
- Уметь преобразовать вежливые формы des/mas в простые.
- Уметь рассказать легенду о происхождении чего-либо.
- Уметь рассказать о взаимодействии различных культур.
- Уметь рассказать о видах вулканов, о горячих источниках и составе воды и ее влиянии на здоровье.
- Уметь рассказать о волонтерской деятельности.
- Уметь рассказать о географии Японии (по каждой префектуре)
- Уметь рассказать о достопримечательностях, провести экскурсию.
- Уметь рассказать о новых технологических открытиях и изобретениях.
- Уметь рассказать о проведении выставки/культурного мероприятия.
- Уметь рассказать о проведении какого-либо спортивного соревнования или об олимпиаде.
- Уметь рассказать о строительстве какого-либо масштабного сооружения.
- Уметь рассказать о традиционных японских видах спорта, в частности, о сумо.
- Уметь рассказать о традиционных японских домах, их достоинствах и недостатках.
- Уметь рассказать о традиционных японских праздниках.
- Уметь рассказать о традициях жителей российских и японских регионов.
- Уметь рассказать о хобби и умениях/неумениях.
- Уметь рассказать об участии в традиционном российском или японском празднике.
- Уметь рассказать по-японски об истории развития японской литературы.
- Уметь рассказывать о семье: кто где живет, кем работает, чем занимается.
- Уметь расспросить собеседника о том, чего он хочет и не хочет.
- Уметь составить детальное описание путешествия.
- Уметь составить инструкцию по пользованию каким-либо сервисом.
- Уметь составить инструкцию, содержащую последовательность действий с упором на наглядный пример.
- Уметь составить предложения с нераспространенными определениями.
- Уметь составить распространенное определительное предложение.
- Уметь составлять придаточные предложения цели.
- Уметь составлять условно-временные придаточные и уступительные предложения.
- Уметь сравнивать цены, размеры и пр.
- Уметь сравнить предметы, использую пройденную конструкцию.
- Уметь уверенно пользоваться залоговыми формами.
- Уметь четко разграничивать формы 尊敬語 и 謙譲語。Уметь составлять с ними предложения.
- Употребление видовой формы te/de miru. Употребление изученного вида косвенной речи.
- Употребление изученных конструкций. Знать основные жанры японского театрального искусства.
- Чтения отрывка из Taketori monogatari. Образование и применение форм каузатива.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в японскую письменность и фонетику
- 2 курс. Тема 26. Сортировка мусора.
- 4 курс. Тема 1. 英語を習ってペットと交流
- 3 курс. Тема 1. お花見は南から北へ
- 5 курс. Тема 1. Чтение научных текстов (семиотика).
- Тема 2. Самопредставление.
- Тема 27. Ниндзя.
- 4 курс Тема 2. 屋台
- 3 курс. Тема 2. 初めてのアルバイト
- 5 курс. Тема 2. Чтение научных текстов (философия). なぜ物は落ちるのか。
- Тема 3. В кафе.
- Тема 28. Японский завтрак.
- 4 курс. Тема 3. 日本人の笑い~狂言
- 5 курс. Тема 3. Чтение научных текстов (культурология).
- Тема 4. Звонок в справочную.
- Тема 29. Забытые вещи.
- 4 курс. Тема 4. 北海道での夏休み
- 3 курс. Тема 3. お帰りなさい!宇宙から
- Тема 5. Поездка на поезде.
- Тема 30. Бронь билетов.
- 4 курс. Тема 5. 「飛鳥」~夢を載せる豪華客船
- 3 курс. Тема 4. 留学生の生活
- 5 курс. Тема 4. Чтение научных текстов (экономика и социология).
- Тема 6. Договоренность о встрече
- 4 курс. Тема 6. 日本人のスギ花粉賞
- 3 курс. Тема 5. 二泊二日の小旅行
- 5 курс. Тема 5. Чтение научных текстов (религиоведение).
- Тема 7. День рождения
- Тема 31. Планы на будущее.
- 3 курс. Тема 6. 犬好きになった私
- Тема 9. Приглашение и вежливый отказ.
- Тема 32. Стресс.
- 4 курс. Тема 7. 血液型による性格判断
- 3 курс. Тема 7.お風呂屋さん
- Тема 8. Жизнь в городе и деревне.
- Тема 33. Штраф.
- 4 курс. Тема 8. 図書館1日遊泳術
- 3 курс. Тема 8. 曜日の話
- Тема 34. Чайная церемония.
- 4 курс Тема 9. ペットの目
- 3 курс. Тема 9. 正月
- Тема 10. В магазине.
- Тема 35. Поездка на зимние каникулы.
- 4 курс. Тема 10. 本音と建前の就職活動
- 3 курс. Тема 10. 花火
- Тема 11. На почте.
- Тема 36. Занятия спортом.
- 4 курс. Тема 11. 集合住宅・超高層住宅の住み方
- 3 курс. Тема 11. 体育の日
- Тема 12. Поездка в Киото.
- Тема 37. Достопримечательности Киото.
- Тема 13. Заказ комплексного обеда.
- Тема 38. От чего хотелось бы избавиться.
- 4 курс. Тема 12. 世界一のつり橋
- 3 курс. Тема 12. かまくら(日本の祭り)
- Тема 14. Поездка на такси.
- 4 курс. Тема 13. すすむオリンピックの商業化
- 3 курс. Тема 13.すもう見物
- Тема 15. Семья.
- Тема 39. Извините за опоздание!
- 4 курс. Тема 14. 日本経済の現実と課題
- 3 курс. Тема 14. 高い授業料
- Тема 16. Как пользоваться банкоматом.
- Тема 40. Полезные привычки.
- 4 курс. Тема 15. 上高地
- 3 курс. Тема 15.駅の売店で
- Тема 17. Поход к врачу.
- Тема 41. Свадьба
- 4 Курс. Тема 16 ビデオとのつきあい
- 3 курс. Тема 16. 日本語のあいまいさ
- Тема 18. Хобби - фотография.
- Тема 42. На что потратить премию.
- 4 курс. Тема 17. 方言まるだしの弁論大会
- 3 курс. Тема 17. 日本のロボット
- Тема 19. Диета.
- Тема 43. Вот-вот пойдет дождь
- 4 курс. Тема 18. 広がる交流の輪
- 3 курс. Тема 18. 温泉と火山
- Тема 20. Поход на гору Фудзи с приятелем.
- Тема 44. В парикмахерской
- 4 курс. Тема 19. モスクワのアートフェア
- Тема 21. Футбольный матч.
- Тема 45. Марафонский забег
- 4 курс. Тема 20. 宇宙飛行からのメッセージ
- 3 курс. Тема 19. 狭くて広い和室
- Тема 22. Аренда жилья.
- Тема 46. Ремонт, починка.
- 4 курс. Тема 21. 日本文学の流れ(万葉集から近代文学まで)
- 3 курс. Тема 20. アメリカ村
- Тема 23. Объяснение дороги.
- Тема 47. Фантастические изобретения.
- 4 курс. Тема 22. 日本のことわざ 50選
- 3 курс. Тема 21. 「きつねうどん」と「たぬきそば」(日本の食べ物)
- Тема 24. Переезд.
- Тема 48. Taketori monogatari.
- 3 курс. Тема 22. 日本の昔話
- Тема 25. Прощальная вечеринка.
- Тема 49. Жизнь человека
- Тема 50. Speech contest.
Промежуточная аттестация
- 2019/2020 учебный год 2 модульПо согласования с преподавателем
- 2019/2020 учебный год 4 модульПо согласования с преподавателем
- 2020/2021 учебный год 1 модульПо согласованию с преподавателем.
- 2020/2021 учебный год 2 модульЭкзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (cсылка на экзамен: https://zoom.us/j/4299331437) Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться любыми справочными материалами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается вынужденный выход студента из конференции Zoom на 3 часа и менее. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается выход из конференции более чем на 3 часа. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура сдачи в резервный день при долговременном нарушении по уважительной причине аналогична процедуре сдачи.
- 2020/2021 учебный год 4 модульПо согласования с преподавателем
- 2021/2022 учебный год 2 модульПо согласования с преподавателем
- 2021/2022 учебный год 4 модульПо согласования с преподавателем
- 2022/2023 учебный год 2 модульПо согласования с преподавателем
- 2022/2023 учебный год 4 модульПо согласования с преподавателем
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.15 * Семинарская активность + 0.1 * Тест на знание иероглифов + 0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Семинарская активность + 0.15 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cook, H. M., & Shibamoto-Smith, J. S. (2018). Japanese at Work : Politeness, Power, and Personae in Japanese Workplace Discourse. Cham: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1780982
- Kaiser, S. (2013). Japanese: A Comprehensive Grammar (Vol. 2nd ed). Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=530652
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hudson, M. E., Matsumoto, Y., Mori, J., & McGloin, N. H. (2018). Pragmatics of Japanese : Perspectives on Grammar, Interaction and Culture. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1738147
- Ozaki, Y. T., & Fraser, L. (2018). Japanese Folktales : Classic Stories From Japan’s Enchanted Past. North Clarendon, VT: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1825130
- Денике, Б. П. Архитектура Японии. Японская цветная гравюра / Б. П. Денике. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11699-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445919 (дата обращения: 28.08.2023).
- История Японии : учебник / под редакцией Д. В. Стрельцова. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 592 с. — ISBN 978-5-7567-0932-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112507 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Малинина, Е. Е. Культура Японии. Искусство буддизма дзэн : учебное пособие для вузов / Е. Е. Малинина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08183-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442240 (дата обращения: 28.08.2023).
- Сосковец, Л. И. Политическая система Японии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. И. Сосковец. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01596-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434015 (дата обращения: 28.08.2023).