• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Сравнительная семитология

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Ассириология)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: английский
Кредиты: 7
Контактные часы: 136

Course Syllabus

Abstract

Сравнительная семитология – одна из немногих в строгом смысле лингвистических дисциплин в рамках ассириологической программы. Ее введение в ассириологическое образование объясняется необходимостью обобщения и координации накопленных слушателями знаний по различным семитским языкам, которые они изучали и продолжают изучать к IV курсу – аккадскому, арабскому, угаритскому, древнееврейскому. Кроме того, курс используется для того, чтобы продемонстрировать слушателям сравнительно-лингвистический и сравнительно-филологический потенциал ряда других семитских языков, которые в основную программу не входят (этой цели служат практические занятия семинарского типа). По своей структуре курс сравнительной семитологии состоит из двух типов занятий: теоретических (лекционных) и практических (семинарских). Лекционные занятия охватывают две важнейших отрасли сравнительной грамматики семитских языков: историческую фонологию и историческую морфологию. Практические занятия происходят в форме комментированного чтения текстов на семитских языках, не входящих в основную программу (как правило, классический эфиопский язык и язык сокотри). В рамках лекционных занятий студенты приобретают актуальные знания в области сравнительной грамматики семитских языков, знакомятся с новейшей литературой по семитскому языкознанию, приобретают навыки сравнительно-исторического осмысления языковых фактов аккадского языка. На практических занятиях внимание студентов сосредотачивается не только на грамматических фактах, но и на исторической перспективе тех или иных конкретных лексических единиц. Таким образом, в рамках курса студенты приобретают довольно серьезную методологическую базу для этимологических исследований на семитском материале, а также определенный опыт практической деятельности в этой важной для филолога-древневосточника сфере. Являясь по своей природе лингвистическим курсом, сравнительная семитология вносит существенный вклад в развитие у слушателей представлений о языкознании в целом: хотя предмет и методология исторической и синхронной лингвистики существенно различаются, многие основополагающие аспекты науки о языке отражены в обеих ее отраслях. Наконец, практические занятия в рамках курса служат целям расширения культурно-исторического кругозора у слушателей, позволяет им познакомиться с природными и хозяйственными реалиями различных семитоязычных народов и ареалов, научиться реконструировать картину мира носителей прасемитского языка и прослеживать основные пути ее развития в важнейших языках-потомках.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Обучить студентов современной методологии исследований в области сравнительной грамматики семитских языков
  • Привить слушателям практические навыки в области семитской этимологии и исторической лексикографии семитских языков
  • Познакомить студентов с новейшей научной литературой по специальности
  • Донести до слушателей базовые знания в области семитских языков, имеющих большое значение для компаративистики, но не входящих в основную ассириологическую программу
  • Сформировать у студентов цельную картину лингвистического своеобразия семитской языковой семьи на материале изучаемых ими семитских языков (аккадский, древнееврейский, угаритский, арабский)
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Владеет практическими навыками этимологизации аккадской лексики
  • Владеет современной литературой по сравнительной грамматике семитских языков и семитской этимологии
  • Знает инвентарь прасемитских местоимений различных разрядов и умеет возводить к ним соответствующие формы изучаемых семитских языков
  • Знает историю сравнительной семитологии в России и за рубежом
  • Знакомство с прасемитской консонантной и вокалической реконструкцией
  • Осмысление рефлексов прасемитских сибилянтов и гуттуральных в важнейших семитских языках
  • Студент владеет методологией прасемитской лексической реконструкции
  • Студент знает географическое распределение и генеалогическое членение семитских и афразийских языков
  • Студент знает основные постулаты прасемитской глагольной реконструкции
  • Студент знает прасемитские именные категории
  • Студент имеет базовые представления о грамматике и лексике классического эфиопского языка
  • Студент имеет базовые представления о грамматике и лексике сокотрийского языка
  • Студент имеет базовые представления о грамматике и лексике языка тигринья
  • Умеет анализировать современные научные публикации по актуальным вопросам прасемитской именной реконструкции (показатели женского рода; терминатив; апофоническое множественное число)
  • Умеет описывать глагольную систему аккадского языка ранних периодов в сравнительно-исторической перспективе, сопоставлять ее с празападносемитской и працентральносемитской системами
  • Умеет описывать прасемитскую систему базового словаря и пути ее развития в важнейших языках-потомках
  • Умеет описывать прасемитскую систему глагольных пород и возводить к ней засвидетельствованные системы пород отдельных семитских языков
  • Умеет применять эти знания на практике
  • Умение реконструировать прототипы употребительных аккадских лексем средствами сравнительно-исторического метода
Course Contents

Course Contents

  • Общие сведения о семитских языках и сравнительной семитологии
  • Историческая фонология семитских языков
  • Историческая морфология семитских языков: имя, местоимения
  • Историческая морфология семитских языков: глагол
  • Семитская этимология и историческая лексикография
  • Сравнительно-семитологический анализ текстов на классическом эфиопском языке (геэз)
  • Сравнительно-семитологический анализ текстов на языке тигринья
  • Сравнительно-семитологический анализ текстов на сокотрийском языке
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking контрольные работы
  • non-blocking работа на семинарах
  • non-blocking устный ответ на экзамене
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2022/2023 2nd module
    0.5 * работа на семинарах + 0.5 * контрольные работы
  • 2022/2023 4th module
    0.25 * контрольные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене + 0.25 * работа на семинарах
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Bennett, P. R. (1998). Comparative Semitic Linguistics : A Manual. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444743
  • Weninger, S., Watson, J. C. E., Streck, M. P., & Khan, G. (2011). The Semitic Languages : An International Handbook. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430020

Recommended Additional Bibliography

  • Kogan, L. E. (2015). Genealogical Classification of Semitic : The Lexical Isoglosses. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999680

Authors

  • NURULLIN RIM MARATOVICH