Бакалавриат
2022/2023
Сравнительная семитология
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Ассириология)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
английский
Кредиты:
7
Контактные часы:
136
Course Syllabus
Abstract
Сравнительная семитология – одна из немногих в строгом смысле лингвистических дисциплин в рамках ассириологической программы. Ее введение в ассириологическое образование объясняется необходимостью обобщения и координации накопленных слушателями знаний по различным семитским языкам, которые они изучали и продолжают изучать к IV курсу – аккадскому, арабскому, угаритскому, древнееврейскому. Кроме того, курс используется для того, чтобы продемонстрировать слушателям сравнительно-лингвистический и сравнительно-филологический потенциал ряда других семитских языков, которые в основную программу не входят (этой цели служат практические занятия семинарского типа). По своей структуре курс сравнительной семитологии состоит из двух типов занятий: теоретических (лекционных) и практических (семинарских). Лекционные занятия охватывают две важнейших отрасли сравнительной грамматики семитских языков: историческую фонологию и историческую морфологию. Практические занятия происходят в форме комментированного чтения текстов на семитских языках, не входящих в основную программу (как правило, классический эфиопский язык и язык сокотри). В рамках лекционных занятий студенты приобретают актуальные знания в области сравнительной грамматики семитских языков, знакомятся с новейшей литературой по семитскому языкознанию, приобретают навыки сравнительно-исторического осмысления языковых фактов аккадского языка. На практических занятиях внимание студентов сосредотачивается не только на грамматических фактах, но и на исторической перспективе тех или иных конкретных лексических единиц. Таким образом, в рамках курса студенты приобретают довольно серьезную методологическую базу для этимологических исследований на семитском материале, а также определенный опыт практической деятельности в этой важной для филолога-древневосточника сфере. Являясь по своей природе лингвистическим курсом, сравнительная семитология вносит существенный вклад в развитие у слушателей представлений о языкознании в целом: хотя предмет и методология исторической и синхронной лингвистики существенно различаются, многие основополагающие аспекты науки о языке отражены в обеих ее отраслях. Наконец, практические занятия в рамках курса служат целям расширения культурно-исторического кругозора у слушателей, позволяет им познакомиться с природными и хозяйственными реалиями различных семитоязычных народов и ареалов, научиться реконструировать картину мира носителей прасемитского языка и прослеживать основные пути ее развития в важнейших языках-потомках.
Learning Objectives
- Обучить студентов современной методологии исследований в области сравнительной грамматики семитских языков
- Привить слушателям практические навыки в области семитской этимологии и исторической лексикографии семитских языков
- Познакомить студентов с новейшей научной литературой по специальности
- Донести до слушателей базовые знания в области семитских языков, имеющих большое значение для компаративистики, но не входящих в основную ассириологическую программу
- Сформировать у студентов цельную картину лингвистического своеобразия семитской языковой семьи на материале изучаемых ими семитских языков (аккадский, древнееврейский, угаритский, арабский)
Expected Learning Outcomes
- Владеет практическими навыками этимологизации аккадской лексики
- Владеет современной литературой по сравнительной грамматике семитских языков и семитской этимологии
- Знает инвентарь прасемитских местоимений различных разрядов и умеет возводить к ним соответствующие формы изучаемых семитских языков
- Знает историю сравнительной семитологии в России и за рубежом
- Знакомство с прасемитской консонантной и вокалической реконструкцией
- Осмысление рефлексов прасемитских сибилянтов и гуттуральных в важнейших семитских языках
- Студент владеет методологией прасемитской лексической реконструкции
- Студент знает географическое распределение и генеалогическое членение семитских и афразийских языков
- Студент знает основные постулаты прасемитской глагольной реконструкции
- Студент знает прасемитские именные категории
- Студент имеет базовые представления о грамматике и лексике классического эфиопского языка
- Студент имеет базовые представления о грамматике и лексике сокотрийского языка
- Студент имеет базовые представления о грамматике и лексике языка тигринья
- Умеет анализировать современные научные публикации по актуальным вопросам прасемитской именной реконструкции (показатели женского рода; терминатив; апофоническое множественное число)
- Умеет описывать глагольную систему аккадского языка ранних периодов в сравнительно-исторической перспективе, сопоставлять ее с празападносемитской и працентральносемитской системами
- Умеет описывать прасемитскую систему базового словаря и пути ее развития в важнейших языках-потомках
- Умеет описывать прасемитскую систему глагольных пород и возводить к ней засвидетельствованные системы пород отдельных семитских языков
- Умеет применять эти знания на практике
- Умение реконструировать прототипы употребительных аккадских лексем средствами сравнительно-исторического метода
Course Contents
- Общие сведения о семитских языках и сравнительной семитологии
- Историческая фонология семитских языков
- Историческая морфология семитских языков: имя, местоимения
- Историческая морфология семитских языков: глагол
- Семитская этимология и историческая лексикография
- Сравнительно-семитологический анализ текстов на классическом эфиопском языке (геэз)
- Сравнительно-семитологический анализ текстов на языке тигринья
- Сравнительно-семитологический анализ текстов на сокотрийском языке
Interim Assessment
- 2022/2023 2nd module0.5 * работа на семинарах + 0.5 * контрольные работы
- 2022/2023 4th module0.25 * контрольные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене + 0.25 * работа на семинарах
Bibliography
Recommended Core Bibliography
- Bennett, P. R. (1998). Comparative Semitic Linguistics : A Manual. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444743
- Weninger, S., Watson, J. C. E., Streck, M. P., & Khan, G. (2011). The Semitic Languages : An International Handbook. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430020
Recommended Additional Bibliography
- Kogan, L. E. (2015). Genealogical Classification of Semitic : The Lexical Isoglosses. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999680