• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Россия, интеграционные объединения и мегарегиональные соглашения"

Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Актуальность курса ««Россия, интеграционные объединения и мегарегиональные соглашения» обусловлена, прежде всего, пониманием места и роли России в международной системе экономического регулирования, в связи со многими произошедшими событиями в политической сфере. Целью данного курса является: развитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы, подготовка и написание выпускных квалификационных работ студентов, а также их защита; стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать исследовательскую работу студента с формализацией ее результатов. В результате освоения данной дисциплины студенты должны знать:основные методы научно-исследовательского поиска и основные этапы научного исследования, уметь: определять предмет, объект, субъект и среду исследования, формулировать научную гипотезу, цель и задачи исследования, анализировать источники, научную литературу по выбранной теме, готовить тексты информационно-аналитического и научного содержания, владеть: критической оценкой аналитических и научных материалов по выбранной теме научного исследования и способность обсудить основные научные проблемы и дискуссионные вопросы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы
  • Понимание места и роли России в международной системе экономического регулирования
  • Подготовка и написание выпускных квалификационных работ студентов, а также их защита
  • Стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать исследовательскую работу студента с формализацией ее результатов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует последствия санкций для экономики РФ в средне- и долгосрочном плане и вероятность отмены санкций.
  • Анализирует сотрудничество между РФ/ЕАЭС и наиболее развитыми странами Восточной Азии.
  • Выделяет приверженность России многостороннему формату регулирования торговли и причинах неучастия РФ в существующих МРТС.
  • Может поставить научную проблему, сформулировать гипотезу, выделить этапы научного исследования и выбрать адекватные методы исследования.
  • Называет возможности сотрудничества/присоединения РФ к каким-либо из существующих МРТС.
  • Называет недостатки, ограничения и преимущества глобальной системы по сравнению с региональными и национальными системами и основные проблемы сотрудничества России с международными организациями на наиболее перспективных направлениях.
  • Называет проблемы и противоречия внутри ЕАЭС и пути их преодоления, а также о перспективы сотрудничества ЕАЭС с внешними партнерами.
  • Обосновывает актуальность исследования, формулирует объект, предмет, цели и задачи и определяет методологию научного исследования.
  • Обсуждение основных выводов работы и выдвинутых гипотез.
  • Объясняет перспективу сближения законодательных норм России и ЕС по регулированию природоохранной деятельности предприятий.
  • Объясняет противоречия и возможности сотрудничества России и ЕС в рамках проблемы изменения климата, в частности, регулирования природоохранной деятельности предприятий и перспективы введения в ЕС пограничного углеродного налога (СВАМ/ВАТ).
  • Подбирает российские и зарубежные научные монографии и статьи по теоретическим подходам к исследуемой проблематике, готовит презентацию по теоретической базе исследования и связывает теоретическую и эмпирическую части работы.
  • Показывает отставание норм и правил многостороннего формата регулирования от объективных потребностей международной торговли и феномене МРТС как ответе на современные вызовы в глобальном регулировании.
  • Характеризует краткую историю экономической интеграции на постсоветском пространстве.
  • Характеризует логику «поворота на Восток» в политике России и ЕАЭС, соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС – Вьетнам и перспективные проекты о ЗСТ между ЕАЭС и странами региона.
  • Характеризует последствия пандемии Covid – 19 для мировой экономики и торговли.
  • Характеризует совокупности экономических условий и предпосылок перехода к новым формам регулирования торговли на рубеже ХХ – XXI веков и позицию России.
  • Характеризует экспорт и импорт между РФ и ЕС и степень технологической зависимости экономики России от импорта из стран ЕС.
  • Формулирует роль энергетического фактора в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве РФ - ЕС, характеризует состояние санкционного давления Евросоюза в отношении России и отношение к антироссийским санкциям среди разных членов ЕС и со стороны европейского бизнеса.
  • Характеризует двустороннюю торговлю до введения Соединенными Штатами экономических санкций и состояние санкционного давления США на РФ.
  • Характеризует современный экономический потенциал государств Восточной Азии, лидеров роста в регионе и участие стран региона в мегарегиональных проектах ТТП-11 и ВРЭП.
  • Характеризует роль торгово-экономических связей во взаимоотношениях России и США и использование Вашингтоном торговли в политических целях.
  • Характеризует итоги присоединения России к ВТО, а также цели и задачи членства РФ в ВТО на современном этапе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Мегарегиональные торговые соглашения (МРТС) и глобальное экономическое регулирование с учетом современного протекционизма и торговых войн, а также внутреннего кризиса ВТО
  • Россия – ЕС: перспективы торгово-экономического взаимодействия с учетом фактора санкций, а также воздействия «зеленой повестки» на торговлю.
  • Интересы России в ВТО и МРТС. Соотношение региональных и глобальных приоритетов.
  • ЕАЭС: состояние и перспективы Союза.
  • Перспективы экономического сотрудничества РФ с Китаем. Соглашение ЕАЭС – КНР от 17.05.17.
  • Россия, ЕАЭС и страны Восточной Азии: перспективы сотрудничества.
  • Россия – США: особенности торгово-экономического взаимодействия с учетом санкционного давления Вашингтона на российскую экономику.
  • Международная торговля, ВТО и МРТС в условиях пандемии COVID-19
  • Участие России в перспективных инициативах в системе международного экономического регулирования.
  • Обоснование темы ВКР.
  • Обзор научной литературы и источников.
  • Теоретическая база исследования.
  • Введение ВКР.
  • Драфт письменной работы.
  • Предзащита.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Обоснование темы курсовой работы
  • неблокирующий Драфт курсовой работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    .
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Общая оценка за НИС складывается из оценок за первую и вторую часть дисциплины по формуле R = 0,5R(1) + 0,5R(2) Оценка за первую часть выводится по формуле: R(1) =0,2S +0,8P Где R(1) – оценка за первую часть, S – оценка за посещаемость и участие в дискуссии, Р – презентация плана ВКР. Оценка за вторую часть выводится по формуле: R(2) = 0,8Р + 0,2S, где R(2) – оценка за вторую часть; Р – оценка за презентацию; S – оценка посещаемости и работы на семинарах.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ЗУЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, & ОСТРОВСКАЯ ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВНА. (2016). Формирование Системы Институтов Глобального Финансового Надзора. Вестник Международных Организаций: Образование, Наука, Новая Экономика, 11(4).
  • Мировая торговая система : вызовы XXI века, Портанский, А. П., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Krugman, P. R., Obstfeld, M., & Melitz, M. J. (2015). International Economics: Theory and Policy, Global Edition (Vol. Tenth edition, global edition). Boston: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1419045
  • Математическое моделирование : идеи, методы, примеры, Самарский, А. А., 2005

Авторы

  • Портанский Алексей Павлович
  • Островская Елена Яковлевна