Бакалавриат
2022/2023
Древнееврейский язык
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Ассириология)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
134
Программа дисциплины
Аннотация
Курс, которому посвящена данная программа, продолжает и развивает курсы древнееврейского языка, которые преподавались студентам-ассириологам на третьем и четвертом годах обучения. В рамках завершающего, третьего курса обучения древнееврейскому языку предполагается познакомить студентов с древнееврейской пророческой литературой – одним из наиболее значительных сегментов ветхозаветного корпуса. Для студента-ассириолога пророческая литература Библии имеет особое значение сразу в нескольких отношениях. Во-первых, деятельность большинства пророков протекала в эпоху территориальной экспансии великих месопотамских держав 1 тысячелетия до н.э. – Ассирии и Вавилонии, вследствие чего библейские тексты предоставляют бесценную информацию о политической истории региона в рассматриваемую эпоху. Во-вторых, значительное место, уделяемое в пророческой литературе религии и культу, позволяет считать эти памятники важнейшим источником сведений об официальной и народной религии древнего Израиля, которые по целому ряду параметров могут быть сопоставлены с известными нам сведениями о месопотамской религии. В-третьих, хотя в основном месопотамском ареале пророческая деятельность не была распространена, в нашем распоряжении имеются интересные клинописные свидетельства о пророках в Мари и других регионах Среднего Евфрата. В рамках теоретических занятий курса вниманию слушателей предлагается общий обзор ветхозаветной пророческой литературы: ее состав, хронология, исторический и культурный контекст. Определенное внимание уделяется грамматической, лексической и стилистической специфике пророческого корпуса. Такой подход представляется оправданным, поскольку пророческая литература часто оказывается трудной для восприятия студентами не только из-за своего содержания, но и по языковым и стилистическим причинам. Практические занятия курса посвящены подробному разбору текста книги пророка Осии – одному из наиболее архаичных и сложных произведений этого круга. Благодаря своему небольшому размеру книга может быть прочитана полностью в ходе годичного курса, при этом в рамках ее анализа слушатели могут приобрести практически все навыки, необходимые для чтения пророческой литературы Ветхого Завета.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с древнееврейским квадратным письмом
- Ознакомить студентов с теоретическими основами древнееврейской поэзии
- Сформировать у слушателей целостное представление о ветхозаветной пророческой литературе как особом жанре древнееврейской письменности
- Овладение основами древнееврейской фонологии в синхронном и историческом аспектах
- Познакомить слушателей с грамматическими, лексическими и стилистическими особенностями библейских пророческих текстов
- Сформировать у слушателей достаточно глубокий и разнообразный опыт знакомства с библейской литературой мудрости и любовной лирикой
- Заложить основы сравнительно-типологического подхода к анализу древневосточных поэтических текстов на древнееврейском и аккадском материале
- Изучение глагольной и именной морфологии, морфосинтаксиса еврейского глагола
- Обозначить сравнительно-филологическую перспективу библейских пророческих текстов для специалиста-ассириолога
- Знакомство со спецификой древнееврейского синтаксиса
- Познакомить студентов с содержанием книг Экклесиаст, Иов, Песнь Песней
- Привить слушателям практические навыки чтения пророческих текстов на материале книги пророка Осии
- Научить студентов пользоваться внебиблейскими источниками для реконструкции плохо сохранившихся отрывков масоретского текста
- Приобретение навыков чтения текстового корпуса Ветхого Завета
- Развить и закрепить знания древнееврейской грамматики и лексики на более сложном текстовом материале чем тот, который используется на начальном этапе гебраистической подготовки (III курс)
Планируемые результаты обучения
- Знакомство с библейскими источниками о пророческом движении
- Знакомство с выразительными средствами пророческих текстов
- Знакомство с композицией книги, значением нарративной рамки
- Знакомство с композицией Песни Песней, ее содержанием и выразительными средствами
- Знакомство с паузальными знаками и их значением для правил ударения
- Знакомство с проблематикой датировки и авторства пророческой литературы
- Знакомство с содержанием и языковыми особенностями книги Осии
- Знакомство с содержанием книги Экклесиаст, проблематикой ее датировки; способность анализировать жанровое своеобразие книги (в том числе, чередование прозаических и поэтических фрагментов)
- Знакомство с составом и содержанием Книги Притчей
- Знакомство с текстом книги, умение анализировать и переводить содержащиеся в ней словоформы и синтагмы
- Знакомство с текстом фрагмента, умение анализировать и переводить содержащиеся в нем словоформы и синтагмы
- Знакомство со спецификой древнееврейского словаря по сравнению с другими семитскими языками и его классификационной значимостью
- Знание древнееврейской фонологии в дескриптивном и сравнительно-историческом ключе
- Знание научной литературы по Песни Песней
- Знание номенклатуры основных поэтических книг и фрагментов Ветхого Завета, их хронологии и жанрового своеобразия
- Знание основных библейских книг и текстовых фрагментов, представляющих те или иные хронологические этапы
- Знание содержания «Романа об Иосифе»
- Изучение лексического своеобразия книги, важнейших средств ее поэтики
- Общее знакомство с книгой Осии, ее содержанием, датировкой, авторством
- Овладение номенклатурой пророческих книг
- Ознакомление студентов с местом пророков во внутренней и внешней политике Израиля и Иудеи
- Ознакомление студентов с рецепцией библейских пророчеств в мировой и отечественной культуре
- Осмысление специфики притчевого материала Ветхого Завета в сравнении с месопотамской притчевой литературой
- Предварительное знакомство со спецификой древнееврейской глагольной системы, правилами употребления глагольных времен в классической прозе
- Представление о лексической специфике древнееврейской поэзии разных эпох и жанров, ее значении для исследования древнееврейской лексики в целом
- Представления о важнейших современных комментариях к книге, умение пользоваться ими при чтении и анализе отдельных фрагментов
- Способность выявлять иноязычные лексические заимствования и осмыслять их значение для датировки книги
- Способность сравнивать тематику и стиль ветхозаветных притч с месопотамскими и египетскими аналогами
- Умение анализировать различные типы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
- Умение вычленять и этимологизировать аккадские заимствования в древнееврейских пророческих текстах
- Умение выявлять и анализировать мотивы и темы книги в позднейшей западной культуре
- Умение использовать лингвистическую и экстралингвистическую аргументацию для датировки книги и/или отдельных ее частей
- Умение ориентироваться в сложившихся в науке лингвонимах, связанных с древнееврейским языком
- Умение отождествлять и анализировать черты позднего древнееврейского языка в Экклесиасте
- Умение отождествлять и этимологизировать аккадские заимствования в древнееврейском; базовые знания о лексических особенностях текстов различных периодов и жанров
- Умение читать и анализировать избранные притчи
- Умение читать и переводить с помощью словаря отдельные фрагменты Песни Песней
- Умение читать и писать по-древнееврейски (квадратное письмо и общеупотребительный современный курсив)
- Усвоение основ глагольной и именной морфологии древнееврейского языка, важнейших форм личных и других местоимений, а также предложных лексем.
- Устойчивые представления о грамматическом и лексическом своеобразии пророческой литературы различных эпох
- Формирование базовых представлений об идеологических проблемах книги (теодицея, страдающий праведник, воздаяние и др.)
- Формирование навыков сопоставления библейских и месопотамских источников исторического характера
- Формирование навыков сравнительно-филологического анализа Песни Песней в древневосточном контексте
- Формирование представлений о древневосточной любовной лирике, умение вести сравнительно-филологический анализ фрагментов Песни Песней и месопотамских произведений этого круга
- Формирование представлений о лексическом своеобразии книги, в том числе, о необычных значениях употребительных древнееврейских лексем
- Формирование представлений о семантико-синтаксическом параллелизме и других поэтических средствах библейской поэзии
- Формирование у студентов базовых представлений об идеологических и этических ценностях ветхозаветных пророков
- Формирование у студентов критических представлений о хронологическом членении древнееврейского языка, принятом в гебраистической традиции
Содержание учебной дисциплины
- Основные сведения об истории древнееврейского языка
- Общие сведения о поэтических произведениях Ветхого Завета (4 курс)
- Общий обзор пророческой литературы Ветхого Завета (5 курс)
- Древнееврейское квадратное письмо и фонологическая система древнееврейского языка
- Введение в Книгу Притчей (4 курс)
- Язык и поэтика библейской пророческой литературы (5 курс)
- Древнееврейская морфология
- Введение в Книгу Экклесиаст (4 курс)
- Идеологические и этические аспекты библейского пророчества (5 курс)
- Морфосинтаксис и синтаксис древнееврейского языка
- Введение в Книгу Иова (4 курс)
- Значение ветхозаветной пророческой литературы для ассириологической науки (5 курс)
- Лексика древнееврейского языка
- Введение в Песнь Песней (4 курс)
- Книга Осии как образец ранней пророческой литературы: общее введение (5 курс)
- Книга Ионы (3 курс)
- Книга Притч (4 курс)
- Книга Осии (5 курс)
- Книга Руфь (3 курс)
- Песнь песней (4 курс)
- "Роман об Иосифе" (3 курс)
- Книга Иова (4 курс)
Элементы контроля
- самостоятельные работы
- контрольные работы
- устный ответ на экзамене
- самостоятельные работы
- контрольные работы
- устный ответ на экзамене
- самостоятельные работы
- контрольные работы
- устный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.25 * контрольные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене + 0.25 * самостоятельные работы
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * самостоятельные работы + 0.25 * контрольные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
- 2022/2023 учебный год 2 модуль
- 2022/2023 учебный год 3 модуль
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.5 * устный ответ на экзамене + 0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.25 * контрольные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене + 0.25 * самостоятельные работы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Blau, J. (2010). Phonology and Morphology of Biblical Hebrew : An Introduction. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=447979
Рекомендуемая дополнительная литература
- Andersen, F. I., & Forbes, A. D. (2012). Biblical Hebrew Grammar Visualized. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=454226
- Barter, P. (2016). Reading Prophetic Books: Form, Intertextuality, and Reception in Prophetic and Post-Biblical Literature. By MARVIN A. SWEENEY. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1175C3D2
- Cataldo, J. W. (2014). Reconsidering the Date and Provenance of the Book of Hosea: The Case for Persian-Period Yehud. By JAMES M. BOS. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA270983
- Watson, W. G. E. (1986). Classical Hebrew Poetry : A Guide to Its Techniques (Vol. [2nd ed]). Sheffield: Sheffield Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=243816