• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Санскрит

Статус: Курс обязательный (Языки и литература Индии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 12
Контактные часы: 180

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина рассчитана на студентов 5 курса образовательной программы «Языки и литература Индии». Это подразумевает, что обучающиеся уже потратили 4 года на освоение санскрита (дисциплина «Санскрит» для 1, 2, 3 и 4 курсов) и знакомы с письменностью, грамматикой и лексикой этого языка. Кроме того, студенты прослушали курс лекции по «Введению в специальность», «Литература Индии», «Истории Индии» и имеют представления о культуре и истории Индии и об истории санскритской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) закрепить знания в области грамматики, лексики и письменности санскрита, приобретенные студентами на 1, 2 и 3 годах обучения, и устранить пробелы и недочеты в этих знаниях;
  • 1) закрепить знания в области грамматики, лексики и письменности санскрита, приобретенные студентами на 1, 2, 3 и 4 годах обучения, и устранить пробелы и недочеты в этих знаниях;
  • закрепить знания в области грамматики, лексики и письменности санскрита, приобретенные студентами на первом году обучения, и устранить пробелы и недочеты в этих знаниях;
  • познакомить студентов с историей языка и его местом в индоевропейской семье языков
  • 2) познакомиться с жанром санскритского романа, с особенностями ритмики в прозе романа, с художественными приемами, использовавшимися классическим санскритским романистом Баной;
  • 2) познакомиться со средневековой санскритской поэзией, с особенностями стихосложения в средневековой санскритской поэзии, с поэтическими фигурами, использовавшимися средневековыми классическими поэтами;
  • научить студента основным произносительным нормам санскрита
  • познакомиться с поэзией кавья, с особенностями стихосложения в классической санскритской поэзии, с поэтическими фигурами, использовавшимися древнеиндийскими классическими поэтами на ранних этапах развития кавьи.
  • познакомиться с санскритским эпосом, а именно – со стилистическими и грамматическими особенностями эпического санскрита, и шире – с жанровыми особенностями эпической поэзии в целом и санскритского эпоса в частности;
  • 3) получить представление о том, как в средневековой художественной литературе на санскрите перерабатывались и развивались древние эпические и пуранические сюжеты.
  • 3) получить представление о том, как в средневековой художественной литературе на санскрите перерабатывались и развивались древние эпические и пуранические сюжеты;
  • познакомить с письменностью, лексикой и грамматикой санскрита
  • познакомиться с классической санскритской драмой, ее стилистическими особенностями на примере пьес Калидасы.
  • 4) познакомиться с жанрами санскритской «научной» литературы, в частности, с ее наиболее известным жанром – сутрой.
  • научить навыкам чтения, перевода и анализа оригинальных текстов на санскрите
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в различных электронных корпусах санскритских текстов, умеет пользоваться онлайн-словарями.
  • Способен использовать разные стратегии перевода, сообразуясь со стилистическими и содержательными особенностями того или иного санскритского текста.
  • Способен находить новые, более эффективные подходы при анализе санскритских текстов повышенной сложности
  • Способен организовать свою учебную и исследовательскую работу, работать с большими базами данных, грамматическими справочниками и словарями
  • Способен работать с санскритскими словарями различной структуры, как в печатном, так и в онлайн формате. Умеет находить необходимую информацию в грамматических справочниках и компендиумах.
  • Умеет найти наиболее эффективный и короткий путь при переводе сложных санскритских фраз.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие сведения о санскритском эпосе.
  • Тема 1. Поэмы Калидасы. «Мегхадута».
  • Тема 1. Бхарави.
  • Тема 1. Бана.
  • 1 курс. Раздел 1. Вводное занятие. Общие сведения о санскрите.
  • Тема 2. Махабхарата.
  • Тема 2. Поэмы Калидасы. «Рагхуванша» и «Кумарасамбхава».
  • Тема 2. Магха.
  • Тема 2. Шрихарша
  • 1 курс. Раздел 2. Фонетический состав санскрита и письменность деванагари
  • Тема 3. Рамаяна.
  • Тема 3. Бхавабхути.
  • Тема 3. Санскритская «научная» литература.
  • 1 курс. Раздел 3. Введение в систему санскритского спряжения. Введение в систему санскритского склонения.
  • Тема 4. Кавья
  • Тема 3. Драма Калидасы.
  • 1 курс. Раздел 4. Глаголы IV и Х классов. Склонение м. и ср. рода на -i и -u.
  • Тема 5. «Буддхачарита» Ашвагхоши
  • 1 курс. Раздел 5. Медиальный и активный залоги. Склонение имен ж. и м. родов на гласные.
  • Тема 6. «Саундарананда» Ашвагхоши.
  • 1 курс. Раздел 6. Оптатив и каузатив. Термины родства. Местоимения 1 и 2 лиц.
  • 1 курс. Раздел 7. Имена на согласный
  • 1 курс. Раздел 8. Местоимения idam и adas. Различные виды причастий. Деепричастия. Инфинитив. Степени сравнения прилагательных.
  • 1 курс. Раздел 9. Композиты. Атематическое спряжение.
  • 1 курс. Раздел 10. Перфект и будущее время.
  • 1 курс. Раздел 11. Аорист. Дезидератив. Интенсив.
  • 1 курс. Раздел 12. Индийская повествовательная проза. Санскритский синтаксис.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Устный опрос.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий оценки за работу на практических занятиях
  • неблокирующий письменные домашние работы
  • неблокирующий письменные контрольные работы
  • неблокирующий устный экзамен
  • неблокирующий оценки за работу на практических занятиях
  • неблокирующий письменные домашние работы
  • неблокирующий письменные контрольные работы
  • неблокирующий устный экзамен
  • неблокирующий оценка посещаемости
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2018/2019 учебный год 1 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2018/2019 учебный год 2 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2018/2019 учебный год 4 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2019/2020 учебный год 1 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.4 * письменные контрольные работы + 0.4 * письменные домашние работы + 0.2 * оценки за работу на практических занятиях
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * письменные домашние работы + 0.4 * устный экзамен + 0.2 * письменные контрольные работы + 0.2 * оценки за работу на практических занятиях
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * письменные домашние работы + 0.4 * письменные контрольные работы + 0.2 * оценки за работу на практических занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Pollock, Sheldon. The Language of the Gods in the World of Men : Sanskrit, Culture, and Power in Premodern India, University of California Press, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=265551.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Sanskrit language : an introductory grammar and reader, Maurer, W. H., 2010
  • William Dwight Whitney. (2013). Sanskrit Grammar. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1153234
  • Санскрит : учеб. пособие для вузов, Миллер, В. О., 1999