Бакалавриат
2022/2023
Тексты и контексты французской культуры
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Токарев Дмитрий Викторович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает углубление знаний об истории французской культуры в ряде ее литературных и философских памятников, способствует формированию понятия о периодизации культуры Франции новейшего времени, понятия об основных литературных жанрах изучаемой эпохи. Повествует слушателям о связи литературы и философии с общественно-политической жизнью и о ряде "культурных героев" новейшей Франции.
Цель освоения дисциплины
- Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата.
- Повышение уровня историко-культурной компетенции;
Планируемые результаты обучения
- Знает о той ключевой роли, которую сыграло творчество А. Жарри в процессе зарождения авангардного искусства.
- Имеет комплексное представление об эволюции понятия интеллектуал.
- Имеет представление о «новом романе» и его нарративных стратегиях.
- Имеет представление о ключевых вопросах современной интеллектуальной жизни Франции.
- Имеет представление о том, как творчество Монтеня вписывается в контекст формирующегося сознания Нового времени.
- Имеет представление о трех эпистемах, введенных в научный оборот М. Фуко, и о том, как роман Флобера фиксирует крах классической эпистемы.
- Имеет представление о формах репрезентации духа Энциклопедии у Дидро: диалог, комментарий, дигрессия.
- Имеет представление об экзистенциальной философии Сартра и его основных художественных текстах.
- Может анализировать различные дискурсы _ романтический, медицинский и т.п. – романа Флобера.
- Понимает исторический и культурный контекст, породивший понятие «проклятый поэт» во французской литературе; понимает, каким образом это понятие участвует в формировании национального литературного канона.
- Понимает процессы адаптации французского либерализма на русской почве и их связь с проблематикой формирования русского литературного прозаического языка.
- Имеет представление о концепте «чистая поэзия» в приложении к творчеству П. Валери.
- Имеет представление о проблематике фантастического в романтической литературе. Понимает особенности функционирования романтического и реалистического кодов в литературе
- Имеет представление о формах литературного и культурного процесса во Франции в начале 19 века и места, которое в нем занимает художественная и политическая мысль мадам де Сталь.
- Имеет представление об основных этапах формирования понятия французская нация.
- Имеет представление об особенностях возникновения декадентской литературы во Франции.
- Может анализировать «Мысли» Паскаля, имеет представление о том, какие характерные черты свойственны его философии.
Содержание учебной дисциплины
- Вводно-обзорная лекция.
- М. де Монтень и формирование сознания Нового времени.
- Б. Паскаль и философия как исповедь.
- Д. Дидро и дух Энциклопедии.
- Эссе «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями»» (1800)
- Б. Констан и французская либеральная мысль начала 19 века.
- О. де Бальзак
- Флобер
- Роман Флобера «Бувар и Пекюше» (1881) и крах классической репрезентативной эпистемы (М. Фуко).
- А. Рембо – «проклятый поэт» как «национальный гений».
- Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
- Патафизика Франции: Альфред Жарри и зарождение авангарда.
- Рождение интеллектуала из писателя: Золя и его памфлет «Я обвиняю» (1898).
- Поль Валери: интеллект и поэзия.
- Ж.П. Сартр – бытие, ничто, слова.
- . Ален Роб-Грийе : писатель как соглядатай.
- Итоговое занятие.
Элементы контроля
- ПрезентацияКаждый студент должен подготовить одну презентацию, которая не должна занимать более 10 минут и должна быть основана целиком на собственных наблюдениях студента над экфрасисом из определенного художественного текста. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Тема презентации может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Длительность сообщения – 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в презентации.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
- ЭссеЭкзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Итоговое эссе пишется на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Студенту предлагается выполнить эссе дома. Объем – 2,5 – 3 тысячи слов
- Письменная проверочная работа
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Письменная проверочная работа + 0.7 * Аудиторная работа
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.5 * Эссе + 0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дьяков, А. (2014). Монтень Как Современный Философ (К 480-Летию Со Дня Рождения). Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15613504
- Скакун, А. А. (2015). Французская Культура Xvii Века И Ее Восприятие В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D40380D1
Рекомендуемая дополнительная литература
- Литвиненко Нинель Анисимовна. (n.d.). Романтизм В Литературе: О Некоторых Подходах К Изучению Литературных Взаимодействий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fromantizm-v-literature-o-nekotoryh-podhodah-k-izucheniyu-literaturnyh-vzaimodeystviy
- МИХЕД ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Гоголь и Мериме: «<3аметки о Мериме>» в контексте духовно-эстетических исканий 1840-х гг. Имагология и Компаративистика, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447892