• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Введение в анатолистику

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 180

Программа дисциплины

Аннотация

На протяжении всей древности Анатолия была одним из ключевых соседей Месопотамии, играла заметную роль в истории и культуре Передней Азии, при этом отличаясь значительным цивилизационным своеобразием. Таким образом, ознакомление с историей, культурой, языками Анатолии составляет одну из неотъемлемых частей полноценного ассириологического образования. В этой связи семинар включает в себя курс хеттского языка – основного языка Анатолии бронзового века – для начинающих в объеме, достаточном для чтения несложных текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент знает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории Анатолии от палеолита до персидского завоевания региона в VI в. до н.э.
  • Студент знает хеттскую клинопись, грамматику и лексику хеттского языка в объеме, достаточном для чтения несложных текстов.
  • Студент умеет определять нерешенные проблемы в этой области, понимать и критически оценивать научную литературу; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками использований грамматических пособий и словарей для работы с хеттскими текстами
  • владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы
  • Владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы
  • Студент в общих чертах знает историю изучения и дешифровки памятников хеттской письменности, место хеттского и других анатолийских языков в индоевропейской языковой семье, состав корпуса текстов, периодизацию истории хеттского языка, особенности хеттской клинописи, звуковой состав хеттского языка; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы
  • Студент в общих чертах знает морфологию и морфосинтаксис хеттского глагола; умеет переводить тексты с применением полученных знаний; владеет навыками использований грамматических пособий и словарей для работы с хеттскими текстами
  • Студент в общих чертах знает морфологию и морфосинтаксис хеттского имени
  • Студент в общих чертах знает синтаксис хеттского предложения; умеет переводить тексты с применением полученных знаний; владеет навыками использований грамматических пособий и словарей для работы с хеттскими текстами
  • Студент в общих чертах знает языковую ситуацию в Анатолии бронзового и раннего железного века; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • Студент знает основные черты культуры и религии Хеттского царства; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • Студент знает основные черты развития человеческих обществ Анатолии в доисторическую эпоху
  • Студент знает основные черты развития человеческих обществ Анатолии в железном веке (до персидских завоеваний); умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы
  • Студент знает основные черты развития человеческих обществ Анатолии в начале—первой половине II тысячелетия до н.э.
  • Студент знает основные черты развития человеческих обществ Анатолии в Новохеттский период; умеет определять нерешенные проблемы в этой области; владеет навыками поиска и использования источников и историографии для формирования собственного взгляда на нерешенные проблемы.
  • умеет определять нерешенные проблемы в этой области
  • Умеет определять нерешенные проблемы в этой области
  • Умеет переводить тексты с применением полученных знаний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анатолия в доисторическую эпоху
  • Анатолия в начале—первой половине II тысячелетия до н.э.
  • Новохеттское царство (XIV—начало XII в. до н.э.).
  • Культура и религия Хеттского царства
  • Анатолия в период железного века.
  • Хеттский. Введение.
  • Хеттский. Морфология и морфосинтаксис имени.
  • Хеттский. Морфология и морфосинтаксис глагола.
  • Хеттский. Синтаксис.
  • Лувийский и другие языки анатолийской группы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * работа на семинарах + 0.5 * самостоятельные работы
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.5 * работа на семинарах + 0.5 * устный ответ на экзамене
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Collins, B. J. (2007). The Hittites and Their World. Atlanta: Society of Biblical Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=217214
  • Hoffner, H. A., & Melchert, H. C. (2008). A Grammar of the Hittite Language. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=446014
  • Woodard, R. D. (2008). The Ancient Languages of Asia Minor. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=224534

Рекомендуемая дополнительная литература

  • BILGIN, R. T. (2018). Officials and Administration in the Hittite World. [S.l.]: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1975733
  • Burney, C. (2010). BILLIE JEAN COLLINS, The Hittites and their World (Society of Biblical Literature Archaeology and Biblical Studies). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4BF5C39F
  • Duhoux Yves. (2009). Roger D. Woodard (Ed.), The Ancient Languages of Asia Minor, 2008 Roger D. Woodard (Ed.), The Ancient Languages of Europe, 2008. L’antiquité Classique, (1), 360. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.2009.num.78.1.3753.t17.0360.0000.2
  • Yakubovich, I. (2008). Sociolinguistics of the Luvian language : volume 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A584DE29