• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Выразительные средства графики этап 1

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты исследуют выразительность двух основных инструментов рисовальщика: линии и пятна. Материалы - черный карандаш, тушь, аппликация, знакомятся с двумя противоположными по подходу и выразительности техниками ручной печатной графики: монотипией и трафаретной печатью, рисование в ценностях выбранных художников, изучают условный цвет и графические техники. Техники - аппликация, гуашь/темпера, цветные карандаши, смешанные техники.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Упражнения в линейном рисунке: 1. Передача объемной формы с помощью линии. 2. Линии разной толщины и характера. 3. Упражнение на отбор главного и масштаб инструмента к листу: рисуем небольшой предмет на формате А2 и больше малярным флейцем. Упражнения о пятне: 1. Аппликация с предметной композиции в два тона. 2. Аппликация с предметной композиции в три тона. Работаем с вниманием к соотношению масс тона, контрформе, формам пятен, наличию в листе большого-среднего-детали. 3. Размер и положение пятна в листе: маленькое пятно в большом белом поле, пятно с небольшими полями, пятно враспор листа.
  • Развить навыки работы пятном (цельность, выразительная форма, взаимодействие форм и контрформ), познакомить с новыми техниками, которые могут вывести рисунки на новый уровень, сделать серию графических работ.
  • Студенты выбирают двух разных художников-графиков. 1 этап - исследование. Как работает художник: материалы, размеры работ, с чего начинает, как двигается, как держит инструмент и тд. 2 этап - копирование работ. 3 этап - формулирование трех ценностей художника. 4 этап - самостоятельное рисование в ценностях каждого художника. 5 этап - совмещение ценностей двух художников, самостоятельная работа
  • Создание графической серии в цвете в любой технике не менее чем из 3 листов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Зин о предмете и лучшие учебные работы по упражнениям.
  • Не менее 2 работ в технике трафаретной печати, не менее 2 работ в технике монотипии, оформленная серия графических работ в любой из этих техник не менее чем из трех листов
  • 5-10 копий по каждому художнику + не менее трех работ в ценностях каждого художника
  • Оформленная графическая серия не менее чем из 3 листов и лучшее из учебных работ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Выразительные средства графики (этап 1)
    Исследуем выразительность двух основных инструментов рисовальщика: линии и пятна. Материалы - черный карандаш, тушь, аппликация.Рисуем простые предметы. В начале модуля делаем учебные упражнения, потом на основе сделанных набросков собираем зин о предмете. Упражнения в линейном рисунке: 1. Передача объемной формы с помощью линии. 2. Линии разной толщины и характера. 3. Упражнение на отбор главного и масштаб инструмента к листу: рисуем небольшой предмет на формате А2 и больше малярным флейцем. Упражнения о пятне: 1. Аппликация с предметной композиции в два тона. 2. Аппликация с предметной композиции в три тона. Работаем с вниманием к соотношению масс тона, контрформе, формам пятен, наличию в листе большого-среднего-детали. 3. Размер и положение пятна в листе: маленькое пятно в большом белом поле, пятно с небольшими полями, пятно враспор листа. Зин: говорим о ритмике разворотов и чередовании масс, заполненного и незаполненного.
  • Выразительные средства графики (этап 2)
    Знакомимся с двумя противоположными по подходу и выразительности техниками ручной печатной графики: монотипией и трафаретной печатью. Задач три: развить навыки работы пятном (цельность, выразительная форма, взаимодействие форм и контрформ), познакомить с новыми техниками, которые могут вывести рисунки на новый уровень, сделать серию графических работ. Сперва делаем не меньше 2 учебных работ в технике трафаретной печати (чб). Обращаем внимание на положение масс в листе, звонкость формы пятна, знакомимся с возможностями создания разных фактур. Потом делаем не меньше 2 учебных работ в технике монотипии, проходим два способа: снятие краски с закатанной черной доски и нанесение черной краски на белую доску. В конце модуля делаем серию не менее чем из трех графических листов в одной из этих техник. Тема - на выбор студента.
  • Выразительные средства графики (этап 3)
    Рисование в ценностях выбранных художников. Студенты выбирают двух разных художников-графиков. 1 этап - исследование. Как работает художник: материалы, размеры работ, с чего начинает, как двигается, как держит инструмент и тд. 2 этап - копирование работ. 3 этап - формулирование трех ценностей художника. 4 этап - самостоятельное рисование в ценностях каждого художника. 5 этап - совмещение ценностей двух художников, самостоятельная работа
  • Выразительные средства графики (этап 4)
    Условный цвет и графические техники. Техники - аппликация, гуашь/темпера, цветные карандаши, смешанные техники. Сперва делаем пропедевтические колористические упражнения на основе абстрактных раппортных композиций. Изучаем контрасты: светлотный, хроматический, теплохолодности, оттенков, симультанный, насыщенности. Затем исследуем поведение цвета в окружении других цветов и делаем простые композиции, приближая или удаляя объекты средствами цвета. Используем разные контрасты для выделения главного. Затем делаем упражнение: раскрашиваем чб фото, добиваясь разного впечатления. Затем делаем несколько натурных упражнений на использование условного цвета для разных задач: условный цвет как акцент, цвет для передачи объемной формы, цвет для передачи пространства. Итоговая работа - графическая серия в цвете в любой технике не менее чем из 3 листов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий просмотр
    Для экзаменов без прокторинга: Экзамен по проектным дисциплинам в Школе дизайна проводится в устной форме — защита проекта. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Преподаватель, участвующий в экзамене, или специалист «Технического офиса» Школы дизайна может оказать помощь студенту с демонстрацией его экрана при согласовании со студентом и при наличии презентации на сайте «Студенческое портфолио». Для участия в экзамене студент обязан загрузить проект на сайт «Студенческое портфолио» и организовать своё наличие на экзамене для получения обратной связи по своему проекту. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать защищающегося и участвовать в комментировании не своего проекта. Во время экзамена студентам разрешено самостоятельной презентовать свой проект, отвечать на комментарии по своему проекту, помогать другим студентам демонстрировать экран с проектом, но только при условии, что проект загружен в систему «Студенческое портфолио». Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре защиты проекта на экзамене.
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка в IV модуле складывается из следующих оценок — оценка за 4 промежуточных просмотра (накопленная семестровая) и оценка за финальный просмотр: (п1x0,15+п2x0,15+п3x0,15+п4x0,15)+п5x0,4, где: п1, п2, п3, п4 — оценки за промежуточные просмотры IV модуля; п5 — оценка за финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,15, 0,4— коэффициенты.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зорин Л.Н. - Рисунок - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2014 - 104с. - ISBN: 978-5-8114-1477-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/50693
  • Казарин, С.Н. Академический рисунок : учеб. наглядное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профили: «Графический дизайн», «Дизайн костюма»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / С.Н. Казарин. - Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. - 142 с. - ISBN 978-5-8154-0383-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041669
  • Неклюдова, Т. П. Рисунок : учебное пособие / Т. П. Неклюдова, Н. В. Лесной ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. - 260 с. - ISBN 978-5-9275-2396-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1020505 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1020505
  • Скакова А. Г. - РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-10876-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/risunok-i-zhivopis-432200

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Паранюшкин Р.В., Трофимова Е.Н. - Рисунок фигуры человека - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2015 - 104с. - ISBN: 978-5-8114-1974-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/64347