2019/2020
Цифровая трансформация человека и общества
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Абрамова Ольга Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс направлен на глубокое понимание социальных изменений, происходящих в обществе на фоне быстрого развития технологий и цифровой трансформации экономики. В частности, студенты смогут расширить свои знания концепций, моделей, теорий и результатов исследований, которые являются центральными для изучения инноваций и технологий с психологической точки зрения. Курс улучшит научное мышление студентов путем анализа, оценки и обсуждения кейсов, научных статей и теорий. Курс также направлен на развитие аналитических и практических навыков, позволяющих студентам работать с изменениями в организации, сообществе или социальной группе и адаптироваться к новым технологиям.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Цифровая трансформация человека и общества» являются: 1. Улучшение понимания концепций, моделей, теорий и результатов исследований, имеющих ключевое значение для изучения инноваций и социальных изменений; 2. Развитие всестороннего понимания роли социальной психологии в процессах социальных изменений; 3. Развитие научного мышления посредством анализа и обсуждения существующей литературы по инновациям и социальным изменениям; 4. Развитие академических навыков посредством реализации и представления эссе по одной из инновационных технологий; 5. Формирование практических навыков по внедрению инноваций и изменений в организациях.
Планируемые результаты обучения
- развивает понимание сути различных технологий с учетом информации о появлении инноваций и стадия развития
- тренирует применение алгоритмов социальной и психологической адаптации человека и социальных групп
- применяет аналитический анализ социальных изменений в обществе
- развивает аналитические и практические навыки, позволяющие создавать инновации (применение новой технологии/нового продукта/ процесса) и работать с изменениями в организации, сообществе или социальной группе с поэтапной адаптацией
- сравнивает современные стили лидерства для внедрения инноваций, тренирует аналитические и практические навыки, позволяющие руокводить инновационными командами
- умеет анализировать разные полходы внедрения инноваций и распознавать ошибки внедрения инновационных технологий в организациях
- Развивает понимание и способность анализировать трансформацию взаимоотношений: как новые технологии влияют на ценности и отношения людей на примере социальных экспериментов
- Создает понимание и конкретизирует шаги по внедрению инноваций в социальной группе/социальном институте.
- Сравнивает и анализирует межкультурные характеристики и ценности разных культур с позиции внедрения инноваций
Содержание учебной дисциплины
- Технологии будущегоИстория инноваций. Виды инновационных технологий (искусственный интеллект, big data, блокчейн-технологии, интернет вещей, виртуальный реальность, робототехника и т. д.). Виды инноваций (продукт, процесс, бизнес-модель).
- Цифровая трансформация обществаЦифровая трансформация общества: история, причины, закономерности. Алгоритмы социальной и психологической адаптации человека и социальных групп. 6 волн инноваций.
- Введение в психологию социальных измененийОпределение и характеристики социальных изменений. Основные теории. Эволюционные изменения. Теория социальных изменений: S-образная кривая. Теория Шумпетера (1982) о «созидательном разрушении».
- Психология инноваций. Развитие человека и технологийПсихологические и социальные проблемы новых технологий. Психологические аспекты воздействия технологий. Восприятие технологий человеком: cоциально-психологические феномены. Сопротивление изменениям. Презентизм как доминируюшая эвристика. Неприятие потерь в Теории Перспектив (Канеман, Тверски, 1979). Сложности выбора в условиях Тирании свободы (Шварц Б., 2000).
- Распространение инноваций.Теория социального влияния и социальных изменений (Московичи, 1976). Основное системное правило распространения новой информации (биологическая информация). Теория распространения инноваций и Кривая принятия инноваций (Роджерс, 1962). Модель принятия технологий (Technology Acceptance Model, TAM) (Дэйвис, 1989; Дэйвис, Багоцци, Воршау, 1979) как продолжение Теории обоснованного поведения (Theory of reasoned action, TRA) Айзена и Фишбейна.
- Инновационное лидерствоЛидеры мнения. Агент перемен. Как им стать? Лидерские стили в 21 веке. Лидерство-Служение. Амбидекстерное лидерство. Проактивное лидерство.
- Инновационная организацияСтадии развития. Доверие и автономия в организации. Гибкое управление. Бизнес-модель холакратии. Agile бизнес-модель. Кейсы.Ошибки внедрения инноваций. Парадоксы инноваций. Организационная культура. Обучение.
- Глобализация. Как инновации меняют обществоТрансформация профессий и изменения на рынке труда (риск массовой безработицы из-за автоматизации, социальные эксперименты в этой области). Основные эксперименты с гарантированным базовым доходом (Кения, Финляндия, США, Нидерланды, Канада, Индия, Италия, Уганда). Трансформация взаимоотношений: как новые технологии влияют на ценности и отношения людей. Социальные эксперименты. Социальные рейтинги.
- Инновационная средаЭкосистема инноваций как среда для технологического развития. Инклюзивное общество: модель будущего с равным доступом к технологиям всех социальных групп.
- Кросс-культурная интеграция инновацийКультурные характеристики Г.Хофстеде. Культурные ценностные ориентации (Ш.Шварц). Психология межкультурной коммуникации при распространении новых технологий.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Afuah, A. (2018). Business Model Innovation : Concepts, Analysis, and Cases. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1907925
- Christensen, C. M. (2013). The Innovator’s Dilemma : When New Technologies Cause Great Firms to Fail. Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=675240
- Everett M. Rogers. (2010). Diffusion of Innovations, 4th Edition. [N.p.]: Free Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1976305
- Hofstede, G.J. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures / Gert Jan Hofstede, Paul B. Pedersen, Geert H. Hofstede. – Yarmouth: Intercultural Press Inc, 2002. – 234 p. – ISBN 9781877864902. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=6723
- Juma, C. (2016). Innovation and Its Enemies: Why People Resist New Technologies. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780190467036
- Karlsson Charlie, Andersson Martin and Bjerke Lina Geographies of Growth: Innovations, Networks and Collaborations [Book]. - Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2017.
- Open innovation:Research, practices, and policies. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.884385C4
- Reiter-Palmon R. Team Creativity and Innovation, 2017. Oxford Scholarship Online (available: HSE Electronic Resources / Oxford Scholarship online).DOI:10.1093/oso/9780190222093.001.0001
- Schoemaker, P. J. H., Heaton, S., & Teece, D. (2018). Innovation, Dynamic Capabilities, and Leadership. California Management Review, 61(1), 15–42. https://doi.org/10.1177/0008125618790246
- Trott, P. (2017). Innovation Management and New Product Development (Vol. Sixth edition). Harlow, Enlgand: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419855
- Милеева М.Н. - Инновации и изобретения. Innovation and Inventions - Издательство "ФЛИНТА" - 2013 - 122с. - ISBN: 978-5-9765-1644-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/20283
Рекомендуемая дополнительная литература
- Creating and capturing sustainable value through business model and service innovation. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1E3C646