Аспирантура
2020/2021
Психолингвистика
Статус:
Курс по выбору
Направление:
45.06.01. Языкознание и литературоведение
Кто читает:
Департамент английского языка
Когда читается:
2-й курс, 2 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Радина Надежда Константиновна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Психолингвистика» относится к циклу А.ОД.В.Э обязательных дисциплин по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при прохождении дисциплин «История и философия науки» и «История лингвистики и современные направления исследования». Основные положения дисциплины используются в дальнейшем при прохождении «Практики» и блока «Научные исследования». В результате освоения дисциплины аспирант: знает основные психолингвистические теории первой, второй и третьей «волн», характеризующие процессы порождения и восприятия речи, специфику единиц ядра лексикона человека и др. умеет анализировать языковые явления, идентифицирует и объясняет природу ошибок говорящих и пишущих, использует психолингвистические методы для решения прикладных задач. идентифицирует различные механизмы речевой деятельности, имеет начальные экспертные навыки в некоторых областях практической психолингвистики на основании исследовательского опыта, инициированного в процессе обучения.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины аспирантами является систематизация знаний в области психолингвистики как науки, изучающей взаимоотношение языка, мышления и сознания, а также расширение практики использования современных психолингвистических методов, включая методы и алгоритмы автоматического анализа естественного языка
Планируемые результаты обучения
- Формулирует гипотезы теоретического и эмпирического характера для решения задач в области прикладной лингвистики, языковой когнитивной деятельности, анализа письменного текста
- Аргументированно излагает и защищает позицию в научной дискуссии, в том числе и на английском языке
- Решает прикладные задачи в области развития речи, опираясь на современные концепции и теории психолингвистики
- При проведении эмпирических исследований использует современные психолингвистические методы, включая методы и алгоритмы автоматического анализа естественного языка
- Использует для реферирования и рецензирования научных текстов научные информационные источники на русском и других языках, аналитично и структурированно представляет текст реферата или рецензии.
- В исследовательской группе успешно выступает и в роли руководителя, и в роли исполнителя, сохраняя на всех этапах научной деятельности критичность и ориентацию на максимальный эффект
Содержание учебной дисциплины
- Введение в проблематику психолингвистикиТема 1. 1. Психолингвистика как наука; Предмет и объект, научная модель и научная теория. Концептуальный базис теории. Тема 1. 2. История психолингвистики. Психолингвистика первого и второго поколений (Н.Хомский и Дж. Миллер). Психолингвистика третьего поколения. Вклад Л.С. Выготского в психолингвистику.
- Онтогенез речи. Речевое развитие ребёнкаТема 2.1. Психолингвистика развития: Теория врожденных знаний. Развитие речи ребенка до 3 лет. Двусловные высказывания (протопредложения) в ранней детской речи. Эвристический принцип в усвоении языка ребенком. Дальнейшее развитие детской речи. Тема 2.2. Методы психолингвистики и развитие речевой деятельности ребенка: экспериментальный метод в психолингвистике для изучения речевой деятельности ребенка
- Порождение речиТема 3.1. Психолингвистический анализ порождения речи: Стохастические модели порождения речи. Модели непосредственно составляющих (НС). Модели на основе трансформационной грамматики. Когнитивные модели. Тема 3.2. Методы психолингвистики для анализа особенностей порождения речи: количественный интент-анализ и изучение интенциональной основы речевой деятельности
- Восприятие речиТема 4.1. Психолингвистический анализ восприятия речи: Теории восприятия речи. Факторы, влияющие на опознание слов. Механизм смыслового восприятия высказывания. Восприятие целого текста. Психолингвистическая теория понимания текста. Тема 4.2. Методы психолингвистики для анализа особенностей восприятия речи: методика «встречный текст» А.И.Новикова в исследованиях культуры.
- Этнолингвистика. Усвоение второго языкаТема 5.1. Этнокультурный контекст речевого развития: этнопсихолингвистическая детерминация речевой деятельности и языкового сознания. Этнопсихолингвистическая детерминация общения. Тема 5.2. Билингвизм: психолингвистика в овладении языком. Обучение неродному языку как обучение речевой деятельности. Когнитивные аспекты овладения языком.
- ПатопсихолингвистикаТема 6.1. Норма и патология в речи: классификация форм речевой патологии. Речевые нарушения при локальных нарушениях мозга. Сурдология и речевые нарушения. Речевые нарушения и задержки интеллектуального развития. Логопедия. Тема 6.2. Методы патопсихолингвистики: методики изучения афазии, алексии, паралексии, аграфии и т.д.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (II семестр)0.3 * Активность на занятиях + 0.7 * Домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Christina Schoushkoff. (2019). Handbook of Psycholinguistics. [N.p.]: Society Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2014117
Рекомендуемая дополнительная литература
- Menn, L., & Dronkers, N. (2017). Psycholinguistics : Introduction and Applications (Vol. Second edition). San Diego, CA: Plural Publishing, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1283873
- Багана Ж., Хапилина Е.В. - Контактная лингвистика : Взаимодействие языков и билингвизм - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 126с. - ISBN: 978-5-9765-0958-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84281
- Ворошнина Л. В. - КОРРЕКЦИОННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ТВОРЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ 2-е изд. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 291с. - ISBN: 978-5-534-06948-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korrekcionnaya-i-specialnaya-pedagogika-tvorcheskoe-i-rechevoe-razvitie-giperaktivnyh-detey-441608
- Ворошнина Л. В. - КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. ТВОРЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 291с. - ISBN: 978-5-534-05921-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korrekcionnaya-pedagogika-tvorcheskoe-i-rechevoe-razvitie-giperaktivnyh-detey-v-dou-438992
- Михайлюкова Н. В. - СОЦИОЛИНГВИСТИКА: ЯЗЫКОВОЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 290с. - ISBN: 978-5-534-11759-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociolingvistika-yazykovoy-oblik-sovremennogo-goroda-446108
- Овчинникова И.Г., Павлова А.В. - Переводческий билингвизм. По материалам ошибок письменного перевода - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 304с. - ISBN: 978-5-9765-2567-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91013
- Османова, Г.А. Домашний тренажер от логопеда : развитие речи ребенка 4-6 лет / Г.А. Османова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 192 с. — (Мастер-класс логопеда). - ISBN 978-5-9925-1281-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1044464
- Русский язык как иностранный. Лингвострановедение и развитие речи : учеб. пособие / О.В. Чернышенко, Е.В. Огрызко, И.В. Нефёдов ; под общ. ред. Д.Н. Зарубиной. — Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2017. — 87 с. — https://doi.org/10.12737/textbook_58f89287ca7916.49085985. - ISBN 978-5-369-01687-9 (РИОР); ISBN 978-5-16-105716-2 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/894645
- Тихеева Е. И. - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 161с. - ISBN: 978-5-534-11401-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-rechi-detey-445230