• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психологический практикум: Тренинг и групповая динамика

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Участники практикума "Тренинг и групповая динамика" изучают принципы и осваивают методы разработки и ведения тренинга, рекомендуемую структуру тренинга, способы управления групповой динамикой, эффективной работы со сложными группами и участниками. В ходе выполнения практических заданий осваивают основные умения тренера, способы разработки, организации и проведения ролевых игр, дискуссий, решения кейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание студентами принципов и методов обучения взрослых в ходе тренинга и умение применять их на практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент разъясняет специфику тренинга как формы обучения: ограничения этого метода, задачи переноса навыка, кратковременные и долговременные эффекты тренинга. Воспроизводит структуру тренинга. Определяет функции и основные компетенции тренера.
  • Воспроизводит этапы групповой динамики, разъясняет принципы управления групповой динамикой. Применяет ролевую игру, управляемую дискуссию, кейсы как методы проработки основного содержания тренинга. Описывает техники, применяемые на разных этапах тренинга; способы организации пространства в ходе тренинга.
  • Воспроизводит методы проектирования, организации и проведения тренинга. Описывает и разъясняет модели и инструменты оценки эффективности тренинга. Применяет техники разработки сценарного плана тренинга. Применяет разработанный план тренинга для его проведения. Применяет техники предоставления конструктивной обратной связи в ходе тренинга; методы оценки его эффективности.
  • Воспроизводит типологию «сложных участников», разъясняет принципы работы с ними. Описывает типологию проблемных ситуаций на тренинге, воспроизводит техники управления проблемными ситуациями. Применяет техники работы с проблемными ситуациями в ходе тренинга и принципы работы со сложными участниками.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тренинг в системе методов практической психологии.
    Структура тренинга и функции тренера. Специфика тренинга как формы обучения: ограничения данного метода, задачи переноса навыка, кратковременные и долговременные эффекты. Психологические принципы обучения взрослых. Цикл Д. Колба. Функции и основные компетенции тренера. Цели и задачи тренинга. Структура тренинга.
  • Методы и техники работы тренера. Управление групповой динамикой.
    Понятие групповой динамики. Принципы управления групповой динамикой. Ролевая игра как метод проработки основного содержания тренинга. Типология, форматы ролевых игр, способы определения ролей и ситуации в ролевой игре; основные этапы разработки ролевой игры; технология проведения (обсуждение проблемной ситуации; смысла и задач игры, регламента; организация); организация обсуждения и анализа; техники проведения управляемой дискуссии. Метод кейсов. Типология кейсов; основные этапы разработки кейсов и ситуационных задач; мини-лекции как метод интерактивного обучения. Техники, применяемые на разных этапах тренинга. Организация пространства в ходе тренинга.
  • Разработка и организация, методы оценки эффективности тренинга.
    Проектирование тренинга. Организация и проведение тренинга. Модели оценки эффективности тренинга (Модель Киркпатрика; метод оценки финансовой эффективности тренингов ROI (Return on Investment) Джека Филипса; модель COMA (Cognitive, Organizational, Motivational and Attitudinal variables training evaluation model); модель DBE (Decision-Based Evaluation) Курта Крейгера. Инструменты оценки бизнес-тренинга.
  • Управление проблемными ситуациями на тренинге.
    Понятие «сложный участник». Принципы работы со сложными участниками. Типология проблемных ситуаций на тренинге. Техники управления проблемными ситуациями на тренинге.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Домашнее задание - разработка сценария тренинга (индивидуально или в группе по 3-4 человека)
  • блокирует часть оценки/расчета Оценка аудиторной работы
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание - разработка сценария тренинга (индивидуально или в группе по 3-4 человека) + 0.3 * Коллоквиум + 0.4 * Оценка аудиторной работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • В пустыню и обратно: величайший корпоративный тренинг в истории бизнеса: Учебное пособие / Мирвис Ф. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 267 с.: ISBN 5-9614-0268-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912418
  • Григорьев Д.А. - Бизнес-тренинг: как это делается - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 288с. - ISBN: 978-5-00057-079-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62308
  • Дроздов, И. Н. (2019). Бизнес-тренинг для персонала предпринимательских организаций: формы, возможности, ограничения, оценка эффективности. Leadership & Management / Liderstvo I Management, 6(3), 323–334. https://doi.org/10.18334/lim.6.3.40982
  • Кларин М. В. - КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ, НАСТАВНИЧЕСТВО, КОУЧИНГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-02811-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnyy-trening-nastavnichestvo-kouching-437296
  • М.Чуркина,Н.Жадько - Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961444384 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/9653
  • Марасанов Г.И. - Социально-психологический тренинг - ООО "Когито-центр" - 2001 - 251с. - ISBN: 5-89353-042-Х - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109068
  • Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2004. - 256 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-9268-0248-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/529464
  • Реньш, М. А., Садовникова, Н. О., & Лопес, Е. Г. (2016). Психологический тренинг : практикум : учебное пособие. Russia, Europe: Российский государственный профессионально-педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.26E36F7
  • Тренинг в организации: Учебное пособие / Невеев А.Б. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005660-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1015858

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сидоренков А. В. - ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 185с. - ISBN: 978-5-534-08433-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-maloy-gruppy-metodologiya-i-teoriya-425011
  • Тренинг в организации : учеб. пособие / А.Б. Невеев.— М. : ИНФРА-М, 2017.— 256 с.— (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/641782