Бакалавриат
2020/2021
Медиаэкономика
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина нацелена на формирование у студента комплексного видения средств массовой информации как агента, действующего в системе хозяйственных отношений, в условиях рынка, в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления. Материал курса, синтезирующий дискурсы различных научных областей знания (в особенности, анализа отраслевых рынков и институциональной экономики, отчасти социологии), призван помочь студентам освоить прикладное экономическое знание, расширить их профессиональный кругозор и компетенции.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студента комплексное видение средств массовой информации как агента, действующего в системе хозяйственных отношений, в условиях рынка, в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления;
- Сформировать у студента прикладное экономическое знание.
Планируемые результаты обучения
- Различает сектора экономики;
- Может дать определение четвертичного сектора экономики;
- Может дать определение постиндустриального общества;
- Может перечислить рынки, на которых конкурируют различные типы средств массовой информации;
- Может воспроизвести формулы расчета ключевых показателей в медапланировании: рейтинг, доля, охват, совокупное рейтинговое число;
- Может описать наиболее распространенные типов организационно-правовых форм в СМИ на основе изученных в ходе курса научных публикаций;
- Различает различные организационно-правовые формы, может перечислить ключевые и дать определение;
- Может дать определение различным типам издержек;
- Дает определение понятиям: трансакция, трансакционные издержки;
- Может определить наличие эффекта масштаба на рынке в зависимости от графика издержек;
- Может рассчитать минимальный эффективный выпуск участников рынка;
- Определяет факторы конкурентоспособности фирмы на рынке;
- Может дать определение понятия "X-эффективность";
- Может привести примеры механизмов управления трансляциями (механизмов координации);
- Может дать определение понятию "институт";
- Может дать определение и сформулировать основные и дополнительные условия агентской проблемы;
- Может описать процесс сбора информации о ключевых показателях аудитории различных СМИ;
Содержание учебной дисциплины
- Постиндустриальное общество и современная медиаэкономика.Модернизация; информация и знания как новый ресурс в теориях современного общества; четвертичный сектор экономики.
- Медиа рынки и их специфика.Двойственный характер рынка, как рынка товаров (содержания) и услуг; множественность рынков: содержания, рекламы, свободного времени; географический рынок СМИ; медиапланирование; спрос и предложение на медиарынках.
- Издержки, виды издержек, эффект масштаба.Издержки, как значимый фактор управленческих решений для менеджера компании, работающей в области медиа; основные виды издержек, структура затрат основных типов участников медиа рынков (ТВ / телеканалы / газеты / электронные медиа), возможности управления затратами; управленческий анализ издержек, использование управленческого учета для целей ценообразования; соотношение постоянных издержек у крупных и малых фирм, соотношение постоянных и переменных издержек у компаний, работающих в медиа отрасли, их связь с объемом выпуска, эффект масштаба; разбор исследований: расчет средних издержек, экономии от масштаба, минимального эффективного выпуска участников рынка мобильной связи при предоставлении услуг связи и смежных медийных и рекламных услуг.
- Фирма на медиа рынке.Основные организационно-правовые формы бизнеса участников медиарынков, их преимущества и недостатки, история возникновения и формирования; распределение полномочий и ответственности, аутсорсинг в медиабизнесе, эффективность организационно-правовых форм для решения различных задач; российский и зарубежный опыт трансформации организационно-правовых форм участников медиарынков.
- Барьеры входа, конкуренция на медиа рынкахТеория конкурентоспособности: «5 сил М. Портера» (выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов (товаров-заменителей), рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами); знание и «чувствование» своего потребителя; потребители, спрос, заменяющие товары в СМИ; барьеры входа на медиа рынок; факторы конкурентоспособности компаний на основных сегментах медиа-рынков; роль технологических инноваций и участников смежных секторов; особенности российского медиарынка.
- Агентская проблема в экономике, управление персоналом.Примеры агентских издержек в медиа корпорациях, их типологизация; проблема управления поведением исполнителя (principal-agent); недобросовестность и инструменты её преодоления в отношениях между участниками медиа-рынков; экономика авторских прав, конфликты по поводу авторских прав и контента; формы контрактов, в т.ч. распространенные в России (представленность на различных профессионально-должностных позициях); стимулирующие контракты, как инструмент эффективного ведения бизнеса на медиа рынках; оплата по результату: положительные и отрицательные эффекты; поиск компромиссной модели оплаты труда.
- Сбор и предоставление информации как сфера бизнеса.Рейтинговые агентства; долговое финансирование компаний; что такое долги, их значимость на микро и макро уровне; заимствование денег с долгового рынка; отличие длинных и коротких денег; взаимодействие государства и бизнеса по этому вопросу; кому и почему списываются долги в России; рейтинги – оценка кредитного качества; устройство бизнеса резиновых агентств.
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхСеминарские занятия организуются по расписанию в дистанционном режиме, проводятся в системах ZOOM / MS Teams. Ссылки на семинарские занятия (ZOOM / MS Teams) вывешиваются в РУЗ, дублируются через систему ЛМС ( в т.ч. посредством рассылки на личные адреса студентов), а также предоставляются старостам групп. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-ти балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний осуществляется по правилам математики - методом округления к ближайшему целому числу (значение «5» после запятой округляется в большую сторону). Например, оценка «4,4» округляется до 4 баллов, оценки «4,5» и «4,6» округляются до 5 баллов.
- Домашнее заданиеДомашнее задание представляет собой работу, которая выполняется в 1 модуле во внеаудиторное время. Оно сдается преподавателю в системе ЛМС (папка "Проекты") не позднее установленного срока, после которого работа не принимается, а за домашнее задание выставляется оценка 0 баллов. Все домашние задания проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого в объеме равном или превышающем 20% итогового текста (без учета титульного листа и списка использованных источников) за домашнее задание выставляется оценка 0 баллов. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-ти балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний осуществляется по правилам математики - методом округления к ближайшему целому числу (значение «5» после запятой округляется в большую сторону). Например, оценка «4,4» округляется до 4 баллов, оценки «4,5» и «4,6» округляются до 5 баллов.
- ЭкзаменОценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-ти балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний осуществляется по правилам математики - методом округления к ближайшему целому числу (значение «5» после запятой округляется в большую сторону). Например, оценка «4,4» округляется до 4 баллов, оценки «4,5» и «4,6» округляются до 5 баллов.