Бакалавриат
2020/2021
Психологический практикум: Изучение единичных случаев в психологическом исследовании
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Кургинян Сергей Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Программа психологического практикума ориентирована на формирование у студентов навыков в разработке методики исследования, основанной на изучении частных случаев (case study). Данный практикум предназначен для студентов, интересующихся методологией качественного исследования в консультативной психологической практике. В результате освоения его содержания студент должен овладеть технологией организации психологического исследования методом анализа единичного случая.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с технологией организации психологического исследования методом единичного случая.
- Формирование практических навыков в разработке методики исследования, основанной на изучении частных случаев в консультативной психологии.
Планируемые результаты обучения
- способен осуществить выбор плана исследования, ориентированного на изучение частных случаев
- имеет представление о методологии качественного исследования частных случаев
- способен разработать концептуальную модель изучения частных случаев и организовать ее апробацию в психологическом исследовании
- владеет навыками сбора качественных данных и выбора приемлемых методов их обработки при анализе единичного/множественного случая
- имеет представление об основных требованиях, предъявляемых к презентации выводов из анализа случая
- имеет представление о требованиях к исследованиям методом изучения частных случаев в консультативной психологии
- способен описать исследование конкретного случая для консультирования
Содержание учебной дисциплины
- Введение в методологию изучения частных случаев (case study)Предпосылки возникновения метода изучения единичного случая (case study method) и одноименного подхода к изучению частных случаев (case study approach). Классические примеры идиографического и номотетического исследования с единичным объектом анализа. Типология случаев и их характеристика. Планы исследования, ориентированные на изучение единичного случая (single case study research) и множественного случая (multiple case study research).
- Планирование и проведение исследования частных случаевФормулирование целей и исследовательских вопросов. Принципы исследования, роль исследователя и качество собираемых данных. Методологическая триангуляция. Методы выбора случаев для их анализа. Концептуальная основа и разработка концептуальной модели единичного/множественного случая. Сбор данных. Интервьюирование и наблюдение при анализе частных случаев. Транскрибирование и кодирование данных. Виды анализа данных: тематический (категориальный) анализ, анализ соответствия паттернов (pattern-matching analysis) и анализ временных серий. Выводы по результатам анализа случая. Структура протокола случая: разделы и их функциональная значимость. Способы описания случая в протоколе исследования. Оценка качества описания протокола.
- Написание кейса для консультированияВыбор клиента. Психологический профиль клиента и краткое изложение обстоятельств случая (исходные данные). Описание представленной проблемы. Определение проблемы (диагноз). Интервенция. Решение проблемы. Следствия и заключение.
Элементы контроля
- Активность на занятияхДанный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка по аудиторной работе студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% семинарских занятий, на которых предусмотрена оценка аудиторной работы, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 11 семинарских занятий, аудиторная работа отмечена на всех 11-и, то итоговая оценка равна 10 баллам, если аудиторная работа отмечена только на 10-и семинарских занятиях, то оценка равна 9.1 балла и т.д. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
- Домашнее задание
- Практическое заданиеЗадания и упражнения, выполненные в письменной форме сдаются в конце практического занятия преподавателю. Оценка практического задания осуществляется по его письменным материалам и их устному обсуждению на семинаре. Данный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка за практические занятия студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% практических занятий, на которых предусмотрена оценка практической работы студента, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 3 занятий, практическая работа отмечена на всех 3-х, то итоговая оценка равна 10 баллам, если практическая работа отмечена только на 2-х занятиях, то оценка равна 6.7 балла и, наконец, если практическая работа отмечена только на 1-м занятии, то оценка равна 3.3 балла. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
- Написание протокола случая (кейса)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Активность на занятиях + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Написание протокола случая (кейса) + 0.25 * Практическое задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Case study research : what, why and how?, Swanborn, P. G., 2010
- Doing counselling research, McLeod, J., 2003
- Qualitative psychology : a practical guide to research methods, , 2008
- Qualitative research through case studies, Travers, M., 2001
- The art of case study research, Stake, R. E., 1995
Рекомендуемая дополнительная литература
- Case study method : key issues, key texts, , 2009
- Case study research : principles and practices, Gerring, J., 2007
- Designing case studies : explanatory approaches in small-n research, Blatter, J., 2012
- Doing your qualitative psychology project, , 2012
- Qualitative research in counselling and psychotherapy, McLeod, J., 2005
- Single-case research methods for the behavioral and health sciences, Morgan, D. L., 2009