Бакалавриат
2020/2021
Проектный семинар: Деловые коммуникации и эмоциональный интеллект
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Лобанова Татьяна Николаевна,
Таратухина Юлия Валерьевна,
Устинова Валерия Альбертовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина носит преимущественно практико-ориентированный характер и направлена на развитие эмоционального интеллекта и его роли в процессе профессионального развития и выстраивания конструктивных деловых коммуникаций. В ходе проектного семинара в рамках индивидуального и группового взаимодействия будут так или иначе проработаны все компоненты эмоционального интеллекта, связанные с «внутриличностными аспектами» (самооценка, самоанализ, самоконтроль), так и с внешними аспектами (адекватный социальный анализ и управление межличностными отношениями). Особую роль хотелось бы уделить важности развития культурного интеллекта (как части ЭИ), безусловно необходимого современному менеджеру для эффективной коммуникации.
Цель освоения дисциплины
- Целью изучения дисциплины «Деловые коммуникации и эмоциональный интеллект» является формирование у обучающихся набора компетенций, необходимых для конструктивного делового и межкультурного общения
Планируемые результаты обучения
- Владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
- Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
- Владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1Эмоциональный интеллект. Особенности генезиса и развития эмоционального интеллекта. Роль эмоционального интеллекта в выстраивании эффективного делового взаимодействия. Составляющие эмоционального интеллекта по модели Гоулмана: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость, управление отношениями.
- Тема 2Изучение базовых основ психологического типирования. Теория темперамента, типология DISC, MBTI с целью формирования умений и навыков выстраивания эффективных деловых и межличностных контактов.
- Тема 3Роль и функции критического мышления для развития эмоционального интеллекта и эффективных коммуникаций. Методы развития критического мышления.
- Тема 4Межпоколенческая коммуникация. Знание теории поколений с точки зрения ценностного подхода и умение выстраивать эффективные коммуникации.
- Тема 5Роль эмоционального интеллекта в выстраивании эффективного межличностного взаимодействия. Значение и роль вербальных и невербальных параметров в деловой коммуникации. ( По А. Пизу и П. Экману).
- Тема 6Манипуляции в деловой коммуникации. Использование методологии ТА анализа Э. Берна в манипулятивных воздействиях.
- Тема 7Деловая коммуникация в сети интернет.
- Тема 8Эмоциональный интеллект и деловая переписка.
- Тема 9Прохождение интервью.
- Тема 10-11Культурный интеллект, как составляющая эмоционального интеллекта и его роль в выстраивании эффективных межкультурных деловых коммуникаций. Генезис культурного интеллекта (По Эрли и С.Анг). Подходы Г. Хофстеде, Р. Льюиса и т.д.
- Тема 12-13Практическая работа в группах: презентация и разбор результатов деловой игры (2 занятия).
- Тема 14Защита проекта: Анализ кейсов, так или иначе касающихся делового взаимодействия. Участники коммуникативных ситуаций анализируются по ряду параметров. Анализ касается разных составляющих составляющих эмоционального интеллекта и коммуникации: особенности проявления и управления эмоциями, социальное взаимодействие и управление отношениями. К какому поколению принадлежит человек, как ценности поколения отражены в его репрезентации и коммуникации, из какого эго-состояния он чаще всего общается, манипулирует ли он, манипулируют ли им, умеет ли он выстраивать ассертивную коммуникацию. Анализ его невербалики. Как он реагирует на неудачи, добивается ли он своих целей. Развито ли у него креативное и критическое мышление. Его психотип. Какие речевые стратегии в письменной и устной речи использует. Какие на ваш взгляд могли бы быть альтернативные стратегии поведения для достижения целей участника коммуникации. Рекомендуется результат представить в формате видеоролика.
Элементы контроля
- Индивидуальное эссеэссе может быть написано как одним человеком, так и в парах. Обьем ( для 1 человека) не менее 7 листов с литературой ( 14 кегль, 1.5 интервал, для 2 авторов - не менее 12 листов. По содержанию: 1. Авторский текст ( отсутствие плагиата) и верное оформление цитирования. 2. Соответствие содержания заявленной теме. 3. Обязательное наличие авторской позиции по вопросу и критического взгляда на рассматриваемую проблему. 4. Темы предлагается выбрать самим по проблематике курса. 5. Допускается перевод статей из актуальных англоязычных источников, так или иначе затрагивающих проблематику деловых коммуникаций деловой риторики и эмоционального интеллекта. 6. По итогам студент выступает с краткой аннотацией
- групповая работа на семинарах
- ЭкзаменЭкзамен проводится в формате тестирования с синхронным прокторингом
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * групповая работа на семинарах + 0.2 * Индивидуальное эссе + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Таратухина Ю. В., Авдеева З. К. - ДЕЛОВЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 324с. - ISBN: 978-5-534-02346-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-i-mezhkulturnye-kommunikacii-450299
Рекомендуемая дополнительная литература
- Л.Кроль - Эмоциональный интеллект лидера - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961428360 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19379