• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Теория и методология современной психологии: принципы измерений в психологии и образовании

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Измерения в психологии и образовании)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Тюменева Юлия Алексеевна, Угланова Ирина Львовна
Прогр. обучения: Измерения в психологии и образовании
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теория и методология современной психологии: принципы измерений в психологии и образовании» обеспечивает студентов прочным пониманием принципов измерения в социальных науках: роли выбора конструкта и операционального определения для измерения, методов оценки надежности и валидности инструмента измерения, и их связи с более широким контекстом применения инструмента оценки. В ходе освоения дисциплины студенты научатся планировать исследование надежности и валидизацию инструмента в психологии и образовании. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • иметь представления об основных понятиях психологической науки; • владеть основными понятиями теории вероятности и базовой статистики в рамках школьной программы; Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1 Разработка контрольно-измерительных материалов. 2 Психометрические теории и анализ тестовых заданий . Изучение дисциплины «Теория и методология современной психологии: принципы из-мерений в психологии и образовании» базируется на следующих дисциплинах: - математика в объеме средней школы; - физика в объеме средней школы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Теория и методология современной психологии: принципы измерений в психологии и образовании» является обеспечить студентов прочным пониманием принципов измерения в социальных науках: роли выбора конструкта и операционального определения для измерения, методов оценки надежности и валидности инструмента измерения, и их связи с более широким контекстом применения инструмента оценки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание проблем измерения в социальных науках
  • Освоение шкал измерения, освоение навыков работы с базовой статистикой
  • Понимание норм и интерпретации тестовых показателей
  • Освоение базовых постулатов классической теории тестирования, понимание понятия надежность
  • навыки работы с анализом тестовых заданий
  • Освоение терминологическим аппаратом валидности измерения, понимание современной трактовки валидности измерения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема измерения в социальных науках
    Специфика исследований в психологии и социальных науках в отличие от исследований в точных (естественных) науках. Теоретические конструкты и операциональные определения. Формулировка эмпирических вопросов: необходимость операционализации теоретических положений. Критерии хорошей операционализации. Последствия принятия конкретного операционального определения для последующего измерения и обработки результатов. Концептуализация – необходимый шаг для обобщения и экспликации выводов исследования. Излишне широкая и излишне ограниченные концептуализации. Ограничения и некорректность концептуализации. Роль теории в эмпирическом исследовании. Формальные и неформальные теории. Последствия теоретического анализа для последующего эмпирического исследования.
  • Шкалы измерения, базовая статистика
    Непрерывные и дискретные переменные. Понятие о шкале измерения. Виды шкал: номинальная, порядковая, интервальная, шкала отношений. Графики распределения. Допустимые статистики в каждой шкале: описание среднегрупповых данных, возможность сравнения индивида с группой, измерение взаимосвязи в каждой шкале. Сравнительная характеристика шкал измерения. Язык описательной статистики. Описательная статистика: меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее арифметическое) и меры изменчивости (разброс, отклонение, среднее отклонение, стандартное отклонение). Общее представление о корреляции и корреляционных процедурах. Вопросы, на которые может ответить корреляционное исследование. Оценка корреляции: графическая и математическая, коэффициент корреляции. Специфика оценки корреляционной связи в различных шкалах измерения. Толкование корреляции. Корреляционная связь и связь причинно-следственная. Коэффициент детерминации. Регрессионный анализ. Линия регрессии. Допущения, связанные с применением и толкование регрессии.
  • Нормы и интерпретация тестовых показателей
    Частотное распределение. Нормальная кривая. Скошенные распределения. Нормальная кривая и вероятность. Z-показатели, линейные преобразования. Нормализация и нелинейные преобразования. Виды тестовых норм. Относительность норм. Нормоориентированное и критериально-ориентированное тестирование.
  • Классическая теория тестирования, надежность
    Классическая теория тестирования. Модель истинных баллов. Индекс надежности и коэффициент надежности. Понятие о надежности как об одной из основных психометрических характеристик измерения. Интерпретация надежности измерения как надежности тестовых показателей. Ошибка измерения – показатель точности измерения. Систематическая и несистематическая ошибка. Виды надежности. Ретестовая надежность. Надежность расщепленных половин. Надежность, установленная методом эквивалентных форм. Внутренняя согласованность. Надежность оценок наблюдателей или экспертов – как особый вид надежности, применяемый в ситуации слабоструктурированных инструментов измерения (проективные тесты, интервью, наблюдения, экспертная оценка и пр.). Источники ошибочной дисперсии при разных видах надежности.
  • Анализ тестовых заданий
    Виды тестовых заданий и задачи тестирования. Основные ошибки в конструировании заданий. Оценка качества задания: экспертная и психометричекая. Трудность заданий (pvalue). Дискриминативность заданий. Показатели дискриминативности заданий (D-index; rbis). Одновременный учет качества заданий при оценке теста в целом. Программы для психометрического анализа заданий. Программа ITEMAN. Интерпретация аналитического отчтета, построенного в программе ITEMAN
  • Валидность измерения
    Понятие о валидности – как одной из основных психометрических характеристик измерения. Интерпретация валидности как целостной характеристики измерения. Аспекты валидности: очевидная, критериальная, конструктная, содержательная. Методы оценки различных аспектов валидности. Multitrait-multimethod matrix. Статистические процедуры для предсказания и классификации: частная корреляция, множественная регрессия, дискриминантный анализ. Факторный анализ. Связь валидности и надежности измерения. Влияние условий, в которых проводится тестирование. Стандартизация. Специальные мероприятия по обеспечению тестирования в особых группах респондентов. Обеспечение мотивации тестируемых. Тестирование как социальные отношения. Компьютер как тести- рующий. Мошенничества при тестировании. Обеспечение безопасности теста и результатов тестирования. Отчет. Этические проблемы связанные с отбором, процедурой, обработкой, интерпретацией, хранением информацией и отчетом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий текущий контроль
    Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях, и периодическими контрольными работами. Также студенты ведут индивидуальные «мини-проекты», результаты которых они отражают в виде отчетов и публичных докладов.
  • неблокирующий письменный экзамен (тест)
    Форма итогового контроля: письменный экзамен (тест).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * письменный экзамен (тест) + 0.7 * текущий контроль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Banta, T. J., Walder, L. O., & Eron, L. D. (1963). Convergent and Discriminant Validation of a Child-Rearing Survey Questionnaire. Journal of Social Psychology, 60(1), 115–125. https://doi.org/10.1080/00224545.1963.9714366
  • Hedrih, V. H. (2011). Estimation of convergent and discriminant validation by the multitrait-multimethod matrix: example of Personal Globe Inventory on Macedonian sample ; Provera konvergentne i diskriminativne validnosti analizom multiosobinske-multimetodske matrice na primeru PGI testa profesionalnih interesovanja zadatom uzorku iz republike Makedonije. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DD50B6D
  • Wallis, T. (2004). Psychological tests are not really measuring what they claim to measure: A re-evaluation of the concept of construct validity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F42F5769