Бакалавриат
2020/2021
Проектный семинар
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Выжутович Валерий Викторович,
Гурьянов Владимир Викторович,
Корзун Сергей Львович,
Королёва Марина Александровна,
Нечипоренко Ким Андреевич,
Стельмак Наталия Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
88
Программа дисциплины
Аннотация
Проектный семинар призван обеспечить развитие навыков коллективной работы студентов на различных позициях в рамках учебных редакций и формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности soft skills. В проектном семинаре используются индивидуальные умения и навыки студентов, приобретенные на 1-м году обучения в рамках дисциплины БИЖ (базовые инструменты журналистики), а именно: умение писать информационные тексты для СМИ, основные понятия о публикации текстов и их визуализации в web-среде, умение писать тексты для радио и ТВ, элементарные навыки аудиозаписи, видеосъемки, аудио- и видео-монтажа, а также работы с камерой и студийным микрофоном.
Цель освоения дисциплины
- Формирование базовых умений по созданию информационных текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов, визуальному оформлению данных в рамках коллективной работы в студенческой редакции.
- Формирование навыков групповой работы над информационными материалами, информационной повесткой и выпуском студенческих СМИ.
- Освоение основ организации работы в журналистских коллективах (редакциях СМИ), основы размещения и продвижения сложного медийного продукта (сайтов, газет, радиопрограмм, ТВ-программ) на различных платформах.
- Наработка умения организовывать индивидуальную (свою собственную) и коллективную редакционную работу с учетом требований руководителя и с соблюдением дедлайнов.
- Овладение цифровыми инструментами создания, редактирования и размещения медиапродукта на различных платформах и умение применять их в коллективной работе.
- Применение на практике теоретических основ журналистики, в том числе журналистских стандартов работы, этики, профессиональных и законодательных норма деятельности журналиста в СМИ
- Формирование умения создавать медиатексты в основных журналистских жанрах (новости, интервью, обзоры, очерки, репортажи и др.), а также в гибридных жанрах.
- Овладение цифровыми инструментами создания медиапродукта, в том числе устройствами и программным обеспечением для сбора, анализа, обработки и передачи информации; для вёрстки, монтажа и публикации готового медиапродукта на различных медиаплатформах, включая текстовые носители, аудио, видео и мультимедиа.
Планируемые результаты обучения
- ТВ_Пишет тексты для информационных выпусков в видеоформате
- ТВ_Умеет искать информацию с видео для выпуска программы
- ТВ_Работает в коллективе с разделением обязанностей
- ТВ_Создает оперативную графическую информацию к телевизионному выпуску информационной программы
- ТВ_Соблюдает принципы верстки телевизионного выпуска информационной программы
- ТВ_Работает с видеосервером и программой монтажа
- ТВ_Занимает один из постов в АСБ
- ТВ_Создает информационные сюжеты и выпуски на видеоплатформе
- ТВ_Анализирует собственные ошибки и достижения
- ТВ_Создает расшифровки и эфирные папки
- Регистрирует аккаунт на web-хостинге beget.com.
- Готовит статьи с соблюдением дедлайнов и размещает их на сайте бригады, соблюдая индустриальные требования по смыслу, языку и оформлению.
- Имеет представление о настройке дизайна сайта на WordPress как с использованием панели редактора, так и c помощью таблицы стилей Custom CSS.
- Редактирует авторские материалы и выполняет другие функции шеф-редактора бригадного сайта.
- Понимает основы организации работы немузыкального радио - редакция, служба новостей, рубрики.
- Умеет создавать радиопрограмму и представлять её в форме подкаста.
- Обладает навыками работы над радиопроектом.
- Обладает навыками коллективной работы в радиопроекте.
- Знает основные принципы формирования печатного издания.
- Представляет и умеет формировать концепцию издания.
- Представляет функции редакции печатного издания и распределение обязанностей.
- Представляет критерии отбора материалов для номера и умеет их применять.
- Представляет критерии возврата материала на доработку.
- Умеет создавать заголовки, подбирать и обрабатывать иллюстрации для печатного издания.
- Умеет верстать газетный номер.
- Знает основные задачи и функции редакции газеты
Содержание учебной дисциплины
- ТВ_Видеопроизводство прямоэфирных информационных программ. Теоретическая часть. Общие вводные.Принципы создания коллективного видеопродукта, технология взаимодействия. Основные специальности в видеоредакции, их характеристика. Концепция программы. Хронометраж. Основные элементы формата для реализации концепции. Создание творческих бригад. «Одежда» программы, приемы ее использования. Требования к текстам «на слух», особенности видеотекстов, связь текстовой и видеоинформации, эмоциональные выразительные средства видеоинформации, подача видеоинформации, журналистский ход, «свой» сюжет и пр. Целевая аудитория. Основы деловой переписки и аккредитация. Просмотр пилота программы и одного из готовых выпусков. Методы поиска видеоинформации, информационные видеоресурсы, обращение к первоисточникам, социальным сетям. Соблюдение авторских прав. Продюсирование, перспективный план как основа контента, план съемок на неделю.
- ТВ_Титры и верстка прямоэфирных информационных программ. ТеорияПравила создания графической информации. Титры: синхронируемого, автора, гео-титр, титр-тема. Принципы верстки информационной программы, драматургические приемы.
- ТВ_Технология производства прямоэфирных программ. Теория и практика.Эфирная папка. Расшифровка. Ссылки на заимствованные источники видеоинформции, технология ссылки в видеопроизводстве. Собственные съемки. Программное обеспечение. Технология работы с эфирным сервером. Работа с ресурсом для хранения перспективных и текущих данных (технологический проект программы). Практика в АСБ (поведение в кадре, озвучивание материала, суфлер, титры, плейлист, звук).
- ТВ_Практика: предэфирная подготовка выпусков и выход программы в режиме «стрим» (эфир) или «live-to-tape» (4 выпуска).Финализация подготовленных при самостоятельной работе материалов выпуска, предэфирная подготовка. Эфир выпуска из АСБ Медиацентра НИУ ВШЭ в режиме «стрим» или «live-to-tape» и его запись. Отсмотр выпуска. Анализ ошибок и достижений. Оценка за выпуск. Выбор студентами событий для следующего выпуска. Доработка технологических процессов. Советы от преподавателя. Размещение на Youtube-канале программы.
- Установочная встреча по проекту редакции интернет-СМИ.Деление учебной группы на бригады, объяснение сути работы и критериев её оценки. Инструкция по первому заданию: зарегистрировать хостинг и создать свой сайт на платформе WordPress. Это задание индивидуально для каждого члена бригады.
- Контентное наполнение бригадных сайтов. Выполнение функций автора.Каждый студент в составе бригады создаёт 5 авторских материалов и оформляет их в соответствии с требованиями.
- Выполнение индивидуальных технологических работ по бригадному сайту (задание №2).Дополнительная настройка дизайна и структуры бригадных сайтов с помощью панели редактора и с использованием Custom CSS.
- Выполнение функций шеф-редактора. Редактирование материалов бригадного сайта.Каждый студент в течение одной недели выполняет роль дежурного шеф-редактора, редактируя и публикуя 5 авторских материалов коллег по бригаде.
- Радио. Основы организации работы немузыкального радио - редакция, служба новостей, рубрики.Прослушивание и разбор 1-2 удачных выпусков студенческого радио прошлых лет. Разделение учебной группы на 4 учебные редакции, Задание на оценку на прослушивание реальных радиостанций и подготовку по его результатам коллективных презентаций. Задание на подготовку творческой концепции и сценарного плана первой радиопрограммы.
- Радио. Представление и разбор коллективных презентаций реальных радиостанций (задание на оценку).Утверждение концепций учебных радиопроектов. Задание на подготовку выпуска радиопрограммы в виде аудиоподкаста.
- Радио. Представление и разбор радиопроектов. Корректировка концепции и рубрик, задание на следующий семинар.
- Радио. Подведение итогов по каждому радиопроекту, выставление оценок.
- Газета. Объяснение задач, знакомство с образцами учебных газеты предыдущих лет.
- Газета. Представление, анализ и утверждение концепции издания.
- Газета. Создание редакции. Выборы редактора газеты и редакторов отделов. Распределение обязанностей.
- Газета. Рассмотрение и оценка первых поступивших материалов. Возврат на доработку.
- Газета. Прием и оценка заявок на материалы. Отбор тем для номера.
- Газета. Прием новых материалов, чтение и анализ доработанных. Работа над заголовками. Рассмотрение и утверждение иллюстраций.
- Газета. Верстка номера, выпуск газеты в свет. Выставление оценок.
Элементы контроля
- ТВ_Задание 1_Выпуск-1Задания 1-4 финализируются на базе Медиацентра НИУ ВШЭ из АСБ с набором функций для стрим-вещания при помощи штатных сотрудников МЦ
- ТВ_Задание 2_Выпуск-2Задания 1-4 финализируются на базе Медиацентра НИУ ВШЭ из АСБ с набором функций для стрим-вещания при помощи штатных сотрудников МЦ
- ТВ_Задание 3_Выпуск-3Задания 1-4 финализируются на базе Медиацентра НИУ ВШЭ из АСБ с набором функций для стрим-вещания при помощи штатных сотрудников МЦ
- ТВ_Задание 4_Выпуск-4Задания 1-4 финализируются на базе Медиацентра НИУ ВШЭ из АСБ с набором функций для стрим-вещания при помощи штатных сотрудников МЦ
- ТВ_Задание 5_Эссе
- ТВ_Посещаемость семинарских занятий
- Раздел "Редакция web-портала". Посещаемость и активность
- Проверка содержания и оформления материалов, опубликованных на бригадном сайте. Авторство.
- Проверка технического задания по сайту бригады (№2)
- Проверка редактуры материалов на бригадном сайте.
- Проверка технического задания №1: зарегистрировать хостинг и создать сайт на WordPress.За выполненное задание студент получает 0,5 балла к итоговой оценке за проект.
- Оценка за коллективную презентацию реальной радиостанции
- Оценка за выпуск радиопрограммы в составе бригады
- Посещаемость на семинарах по печатному изданию
- Активность на семинарах по печатному изданию
- Оценка за опубликованный материал в печатном издании
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.025 * Активность на семинарах по печатному изданию + 0.2 * Оценка за выпуск радиопрограммы в составе бригады + 0.05 * Оценка за коллективную презентацию реальной радиостанции + 0.2 * Оценка за опубликованный материал в печатном издании + 0.025 * Посещаемость на семинарах по печатному изданию + 0.063 * Проверка редактуры материалов на бригадном сайте. + 0.125 * Проверка содержания и оформления материалов, опубликованных на бригадном сайте. Авторство. + 0.017 * Проверка технического задания по сайту бригады (№2) + 0.032 * Проверка технического задания №1: зарегистрировать хостинг и создать сайт на WordPress. + 0.013 * Раздел "Редакция web-портала". Посещаемость и активность + 0.03 * ТВ_Задание 1_Выпуск-1 + 0.03 * ТВ_Задание 2_Выпуск-2 + 0.03 * ТВ_Задание 3_Выпуск-3 + 0.03 * ТВ_Задание 4_Выпуск-4 + 0.05 * ТВ_Задание 5_Эссе + 0.08 * ТВ_Посещаемость семинарских занятий
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Монтаж : учеб. пособие для вузов, Утилова, Н. И., 2004
- Пиши, сокращай : как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2017
- Радиожурналистика : учебник для вузов, Барабаш, Н. С., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Алексеева А.О., Вартанова Е.Л., Круглова Л.А. - Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2013 - 348с. - ISBN: 978-5-7567-0542-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68827
- Ключи к эфиру. Кн.1: Радиожурналист и политика, Рувинский, А. И., 2007
- Колесниченко А. В. - НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ЖУРНАЛИСТА 2-е изд., пер. и доп - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-534-06108-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nastolnaya-kniga-zhurnalista-441610
- Колесниченко А. В. - ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-534-05559-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-zhurnalistskoy-deyatelnosti-441492
- Колесниченко А. В. - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 292с. - ISBN: 978-5-534-02290-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnika-i-tehnologiya-smi-podgotovka-tekstov-433831
- Сергеев Е. Ю. - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 227с. - ISBN: 978-5-534-10033-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnologiya-proizvodstva-pechatnyh-i-elektronnyh-sredstv-informacii-429152
- Сергеев Е. Ю. - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 227с. - ISBN: 978-5-534-10856-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnologiya-proizvodstva-pechatnyh-i-elektronnyh-sredstv-informacii-431687
- Сотникова О.П. - Интернет-издание от А до Я: Руководство для веб-редактора: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 160с. - ISBN: 978–5–7567–0723–6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68843