• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Методология российской психологии личности

Статус: Курс по выбору (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс сфокусирован на анализе основных трудов отечественной психологии XX и XXI в. В ходе курса слушатели знакомятся с основными «школами» и теоретическими подходами, принятыми в российской психологии. Помимо анализа теоретических идей, внимание уделяется изучению биографий известных российских психологов, обращение к продуктам их деятельности. Проникновение в жизненный мир автора, чтение первоисточников, записных книжек, воспоминаний — все это направлено не только на реконструкцию взглядов ученого, но представляет собой задачу построения Диалога с автором и его взглядами. Результатом данного курса является приобретение знаний, связанных с пониманием научно-теоретического аппарата современной российской науки, осознанием основных научных противоречий. В качестве компетенций слушатели приобретут навыки осмысленного выбора теоретико-методологического основания для собственной научной работы, благодаря осознанию которого разрабатываемое исследование могло бы давать прирост к имеющемуся теоретическому знанию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний, связанных с пониманием научно-теоретического аппарата современной российской психологической науки.
  • Развитие навыка вычленять основные научные противоречия.
  • Развитие навыка осмысленного выбора теоретико-методологического основания для собственной научной работы.
  • Приобретение знаний об основных «школах» и теоретических подходах, принятых в российской психологии.
  • Развитие умения обращаться к изучению биографий и продуктов деятельности ученых с целью воссоздания индивидуальной линии жизни автора в пересечении с его идеями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание структуры, целей и задач курса
  • Знание и понимание основных идей изучаемых представителей отечественной психологии
  • Способность анализировать теоретический материал, соотносить изучаемые идеи с конкретной исторической эпохой
  • Знание основных биографических сведений об изучаемом деятеле науки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в курс методологии отечественной психологии личности
    Обсуждение целей, задач курса
  • Досоветский и начало советского периода российской психологии
    Изучение трудов отечественных психологов (В. Бехтерев, А. Лазурский, Анохин П., Ухтомский А. и др.)
  • Культурно-исторический подход и конкретная психология Л. Выготского
    Изучение основных работ Л. Выготского, посвященных методологическим вопросам психологии личности
  • Методологические подходы/парадигмы в отечественной психологии
    Знакомство с основными методологическими подходами/парадигмами: - Деятельностный подход: А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. - Субъектный подход и понятие субъектности: А. Брушлинский; Д. Леонтьев - Историко-эволюционный подход (А. Асмолов) - Саморегуляция как объяснительный принцип (О. Конопкин, В. Моросанова, Д. Леонтьев)
  • О личности в пространстве отечественной психологии
    Изучение представлений о личности в отечественной психологии (Л. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Петровский, М. Ярошевский, Д. Леонтьев, В. Петухов, В. Налимов и др.)
  • О сознании
    Изучение представлений о сознании в психологии личности (М. Мамардашвили и А. Пятигорский; В. Зинченко и др.)
  • О бессознательном
    Изучение представлений о бессознательном в отечественной психологии (В. Зинченко, М. Мамардашвили, В. Цапкин и др.)
  • Кризис, схизис или закрытый перелом?
    Методологические рефлексии состояния отечественной психологии (Л. Выготский, Ф. Василюк, Д. Леонтьев)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение лекций и семинаров
  • неблокирующий Письменное (семестровое – 2 модуля) задание по курсу (Эссе)
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в классическом формате устного собеседования по вопросам билета (по изученным в ходе дисциплины текстам). Студент тянет билет, вокруг которого будет фокусироваться его ответ. Готовится в течение 20-30 минут. Далее делает устное сообщение и отвечает на попутно возникающие уточняющие вопросы экзаменатора.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Письменное (семестровое – 2 модуля) задание по курсу (Эссе) + 0.4 * Посещение лекций и семинаров + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бехтерев В. М. - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И РОЛЬ ВНУШЕНИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 285с. - ISBN: 978-5-534-05976-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-lichnosti-i-rol-vnusheniya-izbrannye-raboty-455031
  • История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров, Канке, В. А., 2019
  • Лазурский А. Ф. - ОЧЕРК НАУКИ О ХАРАКТЕРАХ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 345с. - ISBN: 978-5-534-11354-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherk-nauki-o-harakterah-457069
  • Лазурский А. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 244с. - ISBN: 978-5-534-09730-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obschaya-i-eksperimentalnaya-452281
  • Лазурский А. Ф. ; Под ред. Басова М.Я., Мясищева В.Н. - КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-09344-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/klassifikaciya-lichnostey-427692
  • Лазурский А. Ф. ; Под ред. Басова М.Я., Мясищева В.Н. - КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 274с. - ISBN: 978-5-534-09344-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/klassifikaciya-lichnostey-456157
  • Лазурский А.Ф. - Программа исследования личности - Издательство "Лань" - 2013 - 33с. - ISBN: 978-5-507-34563-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/35304
  • Методология психологии: проблемы и перспективы, Василюк, Ф. Е., 2013
  • Психология развития ребенка, Выготский, Л. С., 2003
  • Теория и методология психологии : постнеклассическая перспектива, , 2007
  • Ухтомский А. А. - УЧЕНИЕ О ДОМИНАНТЕ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 310с. - ISBN: 978-5-534-05534-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/uchenie-o-dominante-454850
  • Этапы пройденного пути : науч. биогр., Лурия, А. Р., 1982

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Этюды по истории поведения : обезьяна, примитив, ребенок, Выготский, Л. С., 1993