• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Теория и методология демографических исследований"

Статус: Курс обязательный (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 130

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) «Теория и методология демографических исследований» — это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации научно-исследовательских проектов. В этой связи цель НИС - развитие комплекса исследовательских умений и навыков магистрантов, в том числе выработка компетенций и навыков исследовательской работы полного цикла (от замысла до предоставления результатов — в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе
  • проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им вы-брать приемлемое для себя исследовательское направление, затем – тему исследования
  • получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности
  • знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»
  • углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации
  • совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций
  • расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях
  • выработка навыков ведения научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений
  • овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (кур-совой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: - основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области демографического знания;
  • понимать основные методы сбора и анализа демографической информации и возможности их сочетаний в исследованиях
  • уметь систематизировать источники по теме исследования, составлять список литературы, в том числе с использованием автоматизирующих функций специального программного обеспечения
  • владеть навыками эффективного поиска научных источников в интернете, библиографических базах данных, базах данных научного цитирования
  • выстраивать структуру и правила разработки программы исследования
  • знать основные правила подготовки академического текста, требования, которые предъявляются к его структуре, содержанию и оформлению
  • уметь корректно определять проблему исследования и формулировать исследовательские вопросы
  • уметь формулировать цель и задачи, отвечающие и последовательно раскрывающие тему исследования
  • уметь формулировать гипотезы на основе изученных источников
  • владеть навыками разработки программы исследования
  • владеть навыками анализа количественных и качественных данных; навыками интерпретации полученных эмпирических результатов
  • знать правила коммуникации в научном сообществе, в частности связанные с ней этические ограничения
  • уметь готовить рецензии на научные тексты (статьи, доклады на конференции, проекты курсовых работ)
  • уметь готовить аргументированную критику тезисов, аргументов и способов доказательств ложных утверждений по демографической тематике
  • подготовить курсовую работу и представить её к предзащите, защите
  • владеть навыками подготовки академических текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Профориентационный цикл
    Раздел 1. НИС как базовая форма учебно-научной деятельности. Обсуждение целей и задач се-минара, его структуры и плана работы студентов на семинаре. Представление «творческих портретов» преподавателей кафедры демографии, научных сотрудников Института демогра-фии. Обсуждение научных интересов и исследовательских планов магистрантов. Раздел 2. Профориентационный цикл. Профориентационные выступления преподавателей кафедры с целью знакомства с тематиче-ским исследовательским полем и с потенциальными научными руководителями курсовых ра-бот и магистерских диссертаций. Тематика: «Проблемы изучения здоровья, самоохранительно-го поведения и смертности населения», «Исследования рождаемости, репродуктивного пове-дения, брачной структуры населения», «Исследования миграционных процессов», «Исследо-вания демографических структур», «Демографические модели и прогнозы». Раздел 3. Обзор: научные направления и научные школы мировой демографии Становление демографической науки в XVII-середина XХ в. Политическая арифметика и формирование английской школы. Меркантилисты. Политэкономия Мальтуса. Начала фран-цузской исследовательской традиции. Законы жизни, философия и физиократы. Население и государствоведение»: немецкая исследовательская традиция. Начало изучения населения в России и США. Демографические исследования до второй мировой войны. Институализация демографических исследований. Формирование системы демографических наук. Демографи-ческие исследования в 1950-1980-х гг.: вхождение в университеты. Судьбы российской демо-графии. Рубежи современной демографии. Основные направления исследований. Научные и образовательные центры в России и за рубежом.
  • Источники для написания демографических работ
    Раздел 1. Обзор информационных источников для написания демографических работ. Росстат (данные переписей, Обследований, бюллетени и Сборники по текущему учету населе-ния и демографических событий, региональная статистика), ЕМИСС, БДПМО; Статкомитет СНГ; Базы данных рождаемости и смертности ЦДИ РЭШ; Human Fertility Database и Human Mortality Database; IPUMS; Population Reference Bureau; World Health Organization; Centers for Disease Control and Prevention; Eurostat; OECD; Всемирного банка; HIV/AIDS Survey Indicators Database и др. Раздел 2. Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭиСД): знакомство и тренинг (http://sophist.hse.ru) Общее представление о ЕАЭиСД. Доступ к данным. Тематика представленных исследований. Поиск исследований по тексту, рубрикаторам, ключевым словам. Раздел 3. Представление и хранение библиографии в библиографическом менеджере Zotero. Тренинг (https://www.zotero.org) Раздел 4. Мастер-класс Выступления приглашенных лекторов: доклады сторонних российских и зарубежных исследо-вателей о методике и результатах демографических исследований. Раздел 5. Групповая работа «Анализ актуальных демографических текстов». Выступления с презентациями групп (каждый студент участвует в одной группе) современных научных статей (выпуска не раньше 2016 г.), опубликованными в ведущих российских и зару-бежных научных изданиях.
  • Обучающие семинары-тренинги
    Раздел 1. Обучающие семинары-тренинги: как строится исследовательская работа (курсовая работа)? Как оформляется курсовая работа? Раздел 2. Как нельзя писать исследовательские работы. Обзор и анализ наиболее распространенных ошибок при написании исследовательских работ Раздел 3. Тренинг по работе с большими массивами статистических данных Отработка навыков эффективной обработки и анализа больших массивов демографических данных в MS Excel (обучение быстрому и точному алгоритму расчета демографических пока-зателей с помощью определенных функций и их сочетаний). Раздел 4. Тренинг по работе с архивными источниками данных Архивные данные как «информационное топливо» различных дисциплин. Типы архивов и хранилищ. Систематика и типы источников. Критика источников: ограничения, допущения, интересы. Раздел 5. Тренинг по использованию качественных методов социологических исследований в демографии. Краткий обзор качественных методов (интервью, анализ текстов), введение в методологиче-ские основы интерпретативной парадигмы в социологии и описание особенностей примене-ния качественных методов в демографических исследованиях. Групповой тренинг по плани-рованию качественного исследования на самостоятельно избранную каждой группой демогра-фическую тему с последующим докладом каждой группы и критическим анализом получивше-гося плана преподавателем и остальными студентами. Раздел 6. Мастер-класс Выступления приглашенных лекторов: доклады сторонних российских и зарубежных исследо-вателей о методике и результатах демографических исследований. Раздел 7. Презентации и обсуждение проектов курсовых работ. Презентация, рецензирование и обсуждение студентами курсовых работ.
  • Представление итогов исследовательской работы
    Раздел 1. Участие в работе Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ. Участие в формате слушателя предполагает посещение специальных демографических секций (сессий) и написание рецензий на два доклада Конференции. Раздел 2. Предзащиты курсовых работ. Презентация, рецензирование и обсуждение студентами этапов магистерского исследования. Раздел 3. Защиты курсовых работ. Апробирование методов презентации собственного научного исследования (в рамках курсовой работы) и его защиты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание-Анализ текстов
    Анализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
  • неблокирующий Домашнее задание-Список
    Построение примерного списка литературы по теме курсовой работы
  • неблокирующий Презентация проекта
    Проект курсовой работы и выступление с презентацией проекта курсовой работы
  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензия
    Рецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
  • неблокирующий Активность-1
    Активность на семинарах
  • неблокирующий Реферат
    Анализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
  • неблокирующий Эссе
    Рецензия на два доклада участников Апрельской международной конференции (демографические сессии)
  • неблокирующий Домашнее задание (научный руководитель)
    Оценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
  • неблокирующий Доклад-предзащита
    Предзащита курсовой работы: выступление с презентацией
  • неблокирующий Активность-2
    Активность на семинарах-2
  • неблокирующий Домашнее задание-Анализ текстов
    Анализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
  • неблокирующий Домашнее задание-Список
    Построение примерного списка литературы по теме курсовой работы
  • неблокирующий Презентация проекта
    Проект курсовой работы и выступление с презентацией проекта курсовой работы
  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензия
    Рецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
  • неблокирующий Активность-1
    Активность на семинарах
  • неблокирующий Реферат
    Анализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
  • неблокирующий Эссе
    Рецензия на два доклада участников Апрельской международной конференции (демографические сессии)
  • неблокирующий Домашнее задание (научный руководитель)
    Оценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
  • неблокирующий Доклад-предзащита
    Предзащита курсовой работы: выступление с презентацией
  • неблокирующий Активность-2
    Активность на семинарах-2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Активность-1 + 0.25 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.2 * Домашнее задание-Рецензия + 0.15 * Домашнее задание-Список + 0.3 * Презентация проекта
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Активность-1 + 0.2 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.3 * Домашнее задание-Рецензия + 0.2 * Домашнее задание-Список + 0.15 * Презентация проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Логика научного исследования, Поппер, К. Р., 2004
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Россия перед демографическим выбором : выступления и интервью, Вишневский, А. Г., 2007
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2003
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012