Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Теория и методология демографических исследований"
Статус:
Курс обязательный (Демография)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Абылкаликов Салават Иргалиевич,
Винник Мария Викторовна,
Денисенко Михаил Борисович,
Захаров Сергей Владимирович,
Исупова Ольга Генриховна,
Иткин Илья Борисович,
Карачурина Лилия Борисовна,
Кваша Екатерина Александровна,
Косова Лариса Борисовна,
Митрофанова Екатерина Сергеевна,
Мкртчян Никита Владимирович,
Паин Эмиль Абрамович,
Полян Павел Маркович,
Родионова Лилия Анатольевна,
Сакевич Виктория Ивановна,
Слободенюк Екатерина Дмитриевна,
Тимонин Сергей Андреевич,
Харькова Татьяна Леонидовна,
Чурилова Елена Владимировна,
Юмагузин Валерий Валерьевич
Прогр. обучения:
Демография
Язык:
русский
Кредиты:
10
Контактные часы:
130
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар (НИС) «Теория и методология демографических исследований» — это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации научно-исследовательских проектов. В этой связи цель НИС - развитие комплекса исследовательских умений и навыков магистрантов, в том числе выработка компетенций и навыков исследовательской работы полного цикла (от замысла до предоставления результатов — в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины
- осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе
- проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им вы-брать приемлемое для себя исследовательское направление, затем – тему исследования
- получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности
- знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»
- углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации
- совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций
- расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях
- выработка навыков ведения научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений
- овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (кур-совой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования
Планируемые результаты обучения
- знать: - основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области демографического знания;
- понимать основные методы сбора и анализа демографической информации и возможности их сочетаний в исследованиях
- уметь систематизировать источники по теме исследования, составлять список литературы, в том числе с использованием автоматизирующих функций специального программного обеспечения
- владеть навыками эффективного поиска научных источников в интернете, библиографических базах данных, базах данных научного цитирования
- выстраивать структуру и правила разработки программы исследования
- знать основные правила подготовки академического текста, требования, которые предъявляются к его структуре, содержанию и оформлению
- уметь корректно определять проблему исследования и формулировать исследовательские вопросы
- уметь формулировать цель и задачи, отвечающие и последовательно раскрывающие тему исследования
- уметь формулировать гипотезы на основе изученных источников
- владеть навыками разработки программы исследования
- владеть навыками анализа количественных и качественных данных; навыками интерпретации полученных эмпирических результатов
- знать правила коммуникации в научном сообществе, в частности связанные с ней этические ограничения
- уметь готовить рецензии на научные тексты (статьи, доклады на конференции, проекты курсовых работ)
- уметь готовить аргументированную критику тезисов, аргументов и способов доказательств ложных утверждений по демографической тематике
- подготовить курсовую работу и представить её к предзащите, защите
- владеть навыками подготовки академических текстов
Содержание учебной дисциплины
- Профориентационный циклРаздел 1. НИС как базовая форма учебно-научной деятельности. Обсуждение целей и задач се-минара, его структуры и плана работы студентов на семинаре. Представление «творческих портретов» преподавателей кафедры демографии, научных сотрудников Института демогра-фии. Обсуждение научных интересов и исследовательских планов магистрантов. Раздел 2. Профориентационный цикл. Профориентационные выступления преподавателей кафедры с целью знакомства с тематиче-ским исследовательским полем и с потенциальными научными руководителями курсовых ра-бот и магистерских диссертаций. Тематика: «Проблемы изучения здоровья, самоохранительно-го поведения и смертности населения», «Исследования рождаемости, репродуктивного пове-дения, брачной структуры населения», «Исследования миграционных процессов», «Исследо-вания демографических структур», «Демографические модели и прогнозы». Раздел 3. Обзор: научные направления и научные школы мировой демографии Становление демографической науки в XVII-середина XХ в. Политическая арифметика и формирование английской школы. Меркантилисты. Политэкономия Мальтуса. Начала фран-цузской исследовательской традиции. Законы жизни, философия и физиократы. Население и государствоведение»: немецкая исследовательская традиция. Начало изучения населения в России и США. Демографические исследования до второй мировой войны. Институализация демографических исследований. Формирование системы демографических наук. Демографи-ческие исследования в 1950-1980-х гг.: вхождение в университеты. Судьбы российской демо-графии. Рубежи современной демографии. Основные направления исследований. Научные и образовательные центры в России и за рубежом.
- Источники для написания демографических работРаздел 1. Обзор информационных источников для написания демографических работ. Росстат (данные переписей, Обследований, бюллетени и Сборники по текущему учету населе-ния и демографических событий, региональная статистика), ЕМИСС, БДПМО; Статкомитет СНГ; Базы данных рождаемости и смертности ЦДИ РЭШ; Human Fertility Database и Human Mortality Database; IPUMS; Population Reference Bureau; World Health Organization; Centers for Disease Control and Prevention; Eurostat; OECD; Всемирного банка; HIV/AIDS Survey Indicators Database и др. Раздел 2. Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭиСД): знакомство и тренинг (http://sophist.hse.ru) Общее представление о ЕАЭиСД. Доступ к данным. Тематика представленных исследований. Поиск исследований по тексту, рубрикаторам, ключевым словам. Раздел 3. Представление и хранение библиографии в библиографическом менеджере Zotero. Тренинг (https://www.zotero.org) Раздел 4. Мастер-класс Выступления приглашенных лекторов: доклады сторонних российских и зарубежных исследо-вателей о методике и результатах демографических исследований. Раздел 5. Групповая работа «Анализ актуальных демографических текстов». Выступления с презентациями групп (каждый студент участвует в одной группе) современных научных статей (выпуска не раньше 2016 г.), опубликованными в ведущих российских и зару-бежных научных изданиях.
- Обучающие семинары-тренингиРаздел 1. Обучающие семинары-тренинги: как строится исследовательская работа (курсовая работа)? Как оформляется курсовая работа? Раздел 2. Как нельзя писать исследовательские работы. Обзор и анализ наиболее распространенных ошибок при написании исследовательских работ Раздел 3. Тренинг по работе с большими массивами статистических данных Отработка навыков эффективной обработки и анализа больших массивов демографических данных в MS Excel (обучение быстрому и точному алгоритму расчета демографических пока-зателей с помощью определенных функций и их сочетаний). Раздел 4. Тренинг по работе с архивными источниками данных Архивные данные как «информационное топливо» различных дисциплин. Типы архивов и хранилищ. Систематика и типы источников. Критика источников: ограничения, допущения, интересы. Раздел 5. Тренинг по использованию качественных методов социологических исследований в демографии. Краткий обзор качественных методов (интервью, анализ текстов), введение в методологиче-ские основы интерпретативной парадигмы в социологии и описание особенностей примене-ния качественных методов в демографических исследованиях. Групповой тренинг по плани-рованию качественного исследования на самостоятельно избранную каждой группой демогра-фическую тему с последующим докладом каждой группы и критическим анализом получивше-гося плана преподавателем и остальными студентами. Раздел 6. Мастер-класс Выступления приглашенных лекторов: доклады сторонних российских и зарубежных исследо-вателей о методике и результатах демографических исследований. Раздел 7. Презентации и обсуждение проектов курсовых работ. Презентация, рецензирование и обсуждение студентами курсовых работ.
- Представление итогов исследовательской работыРаздел 1. Участие в работе Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ. Участие в формате слушателя предполагает посещение специальных демографических секций (сессий) и написание рецензий на два доклада Конференции. Раздел 2. Предзащиты курсовых работ. Презентация, рецензирование и обсуждение студентами этапов магистерского исследования. Раздел 3. Защиты курсовых работ. Апробирование методов презентации собственного научного исследования (в рамках курсовой работы) и его защиты
Элементы контроля
- Домашнее задание-Анализ текстовАнализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
- Домашнее задание-СписокПостроение примерного списка литературы по теме курсовой работы
- Презентация проектаПроект курсовой работы и выступление с презентацией проекта курсовой работы
- Домашнее задание-РецензияРецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
- Активность-1Активность на семинарах
- РефератАнализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
- ЭссеРецензия на два доклада участников Апрельской международной конференции (демографические сессии)
- Домашнее задание (научный руководитель)Оценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
- Доклад-предзащитаПредзащита курсовой работы: выступление с презентацией
- Активность-2Активность на семинарах-2
- Домашнее задание-Анализ текстовАнализ актуальных демографических текстов -1 (групповой проект + индивидуальная работа), презентация и организация обсуждения + Участие в обсуждении текстов других групп.
- Домашнее задание-СписокПостроение примерного списка литературы по теме курсовой работы
- Презентация проектаПроект курсовой работы и выступление с презентацией проекта курсовой работы
- Домашнее задание-РецензияРецензия на проект курсовой работы другого студента-участника семинара (по назначению преподавателя, ведущего семинар)
- Активность-1Активность на семинарах
- РефератАнализ актуальных демографических текстов -2 – реферат (индивидуальная работа). Дедлайн – 1 апреля.
- ЭссеРецензия на два доклада участников Апрельской международной конференции (демографические сессии)
- Домашнее задание (научный руководитель)Оценка научного руководителя за текст первого варианта курсовой работы
- Доклад-предзащитаПредзащита курсовой работы: выступление с презентацией
- Активность-2Активность на семинарах-2
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.1 * Активность-1 + 0.25 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.2 * Домашнее задание-Рецензия + 0.15 * Домашнее задание-Список + 0.3 * Презентация проекта
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.15 * Активность-1 + 0.2 * Домашнее задание-Анализ текстов + 0.3 * Домашнее задание-Рецензия + 0.2 * Домашнее задание-Список + 0.15 * Презентация проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Логика научного исследования, Поппер, К. Р., 2004
- Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
- Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995
Рекомендуемая дополнительная литература
- Россия перед демографическим выбором : выступления и интервью, Вишневский, А. Г., 2007
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2003
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012