• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Развитие навыков взаимодействия

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Программа посвящена изучению феномена "надпрофессиональные навыки" ("навыки 21-го века"), специфики успешной профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире, развитию компетенции непрерывного обучения, формированию и развитию умений эффективного целеполагания, коммуникаций, работы в команде, организации процессов совместного принятия решений и поиска творческих идей группой, разрешения конфликтов; применения коуч-технологий в групповой работе; самоменеджмента, работы в мультикультурной среде; навыков презентации и лидерства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание студентами методов организации работы группы в ходе совместной деятельности.
  • Знание принципов построения конструктивной межкультурной коммуникации.
  • Развитие навыков конструктивного общения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент анализирует концепцию надпрофессиональных навыков. Описывает признаки высокого потенциала сотрудника (HiPo). Разъясняет роль самосознания в формировании надпрофессиональных навыков.
  • Применяет техники и приемы активного слушания; анализирует невербальные коммуникации. Воспроизводит принципы и техники преодоления коммуникативных барьеров. Применяет техники конструктивной обратной связи и реагирования на обратную связь; техники влияния и противостояния влиянию. Определяет манипулятивное воздействие, объясняет способы работы с ним.
  • Сравнивает группу и команду. Воспроизводит принципы построения эффективной командной работы. Применяет концепцию «Типы командных ролей» Р. М. Белбина.
  • Разъясняет понятия эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности. Применяет техники управления собственным эмоциональным состоянием и базовые принципы управления эмоциями в коллективе. Применяет навык управления эмоциями в конфликтном взаимодействии.
  • Определяет виды стресса. Сравнивает стресс и дистесс. Воспроизводит принципы и методы управления стрессом на различных стадиях. Применяет методы и техники профилактики и преодоления стрессов. Описывает жизнестойкость как ресурс стрессоустойчивости.
  • Разъясняет причины возникновения конфликтов. Сравнивает конструктивные и неконструктивные конфликты. Описывает динамику развития конфликтной ситуации. Воспроизводит и применяет стратегии разрешения конфликтов К. Томаса - Р. Килманна (Kenneth W. Thomas, Ralph H. Kilmann); принципы и техники разрешения конфликтов.
  • Воспроизводит этапы групповой динамики. Применяет методы управления групповой динамикой. Описывает виды коммуникативных сетей в организации. Применяет методы формирования конструктивной психологической атмосферы в группе.
  • Разъясняет основные принципы коучинга. Анализирует способы повышения эффективности работы сотрудников в организации: наставничество, тренинг, консалтинг, коучинг. Описывает характеристики коучинга как технологии.
  • Описывает межличностные, межгрупповые и межкультурные стереотипы восприятия. Воспроизводит теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Разъясняет феномен групповой идентичности. Применяет принципы формирования толерантности и эмоциональной компетентности в общении в условиях мультикультурной среды.
  • Разъясняет принципы построения личного жизненного проекта. Воспроизводит принципы нетворкинга. Разъясняет и применяет принципы создания резюме; успешного делового интервью. Сравнивает виды занятости в современном деловом мире: фриланс, аутсорсинг, полипрофессионализм.
  • Применяет метод mindmap как способ активизация творческого потенциала группы и форма принятия группового решения. Воспроизводит и применяет технологии проведения мозгового штурма. Сравнивает виды мозгового штурма. Описывает метод синектики; технологию управления креативным процессом в группе по методу Р. Дилтса. Применяет методы принятия решений группой: диаграмма Исикавы, метод Дельфы и др. Разъясняет эффекты принятия решений группой.
  • Воспроизводит теории лидерства. Определяет типы лидерства; компетенции современного лидера; роль лидера в формировании и развитии организационной культуры; трансформирующее влияние лидера. Сравнивает лидерство и руководство.
  • Подготовка к выступлению. Разъясняет цель и структуру презентации. Описывает типы аудитории; каналы восприятия информации. Применяет способы привлечения и удержания внимания аудитории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Роль надпрофессиональных навыков в формировании деловой и личной эффективности современного человека.
    Что такое soft skills? Влияние личностных факторов на различные сферы жизни. Оценкаsoft skills. High potential (HiPo). Компетенции и компетентность. Основные методы развития soft skills. Значение soft skills для психологического здоровья и психологической безопасности организационной среды.
  • Конструктивное общение, эффективное межличностное взаимодействие.
    Что такое коммуникации? Значение коммуникаций в современной жизни.  • Специфика онлайн-коммуникации.  • Трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе коммуникаций и их причины.  • Понятие эффективной коммуникации.  • Ключевое условие эффективности коммуникаций. • Техники и приемы активного слушания. • Вербальные и невербальные коммуникации. • Умение предоставлять конструктивную обратную связь. • Умение принимать обратную связь. • Навыки уверенного поведения в ситуации неконструктивной критики. • Техники влияния и противостояния влиянию. • Распознавание манипулятивного воздействия и способы работы с ним. Организационные коммуникации
  • Принципы сотрудничества. Эффективная работа в команде. Командные роли по Р. М. Белбину.
    • Сотрудничество и влияние. • Понятие команды. Отличие группы от команды. • Лидерство в командной работе. • Понятие командной роли. • Принципы построения эффективной командной работы. • Концепция «Типы командных ролей» Р. М. Белбина. • Тест Белбина.
  • Управление эмоциями.
    • Ловушка «токсичной позитивности». • Матрица эмоциональных состояний Д. Карузо. • Эмоции и эмоциональные состояния. • Функции эмоций. Классификация эмоций. • Эмоции и воля. • Понятие эмоционального интеллекта (ЭИ). • Концепции ЭИ. • Принципы управления своими эмоциями. • Управление эмоциями других людей на основе базовых ценностей.
  • Управление стрессом.
    • Определение стресса. • Симптомы и виды, воздействие стресса. • Стадии развития стресса. • Концепция адаптации и преодоления стресса. • Копинг-стратегии. • Работа со своим мышлением. Профилактика стресса. • Стресс на рабочем месте: причины и методы управления им. • Техники управления собой в ситуации стресса.
  • Управление конфликтом.
    • Причины возникновения конфликтов. • Конструктивные и неконструктивные конфликты. • Динамика развития конфликтной ситуации. • Стратегии разрешения конфликтов в концепции К. Томаса - Р. Килманна (Kenneth W. Thomas, Ralph H. Kilmann). • Принципы и техники разрешения конфликтов. • Технология медиации конфликта. • Позиционный торг и конфликт интересов. • Технологии ведения переговоров.
  • Фасилитация групповой работы.
    • Групповая динамика. Методы управления групповой динамикой. • Виды коммуникативных сетей в организации. • Значение и функции групповой фасилитации. • Компетенции фасилитатора. • Содействие проведению совещаний. • Сравнение функций фасилитатора и коуча. • Методы формирования конструктивной психологической атмосферы в группе.
  • Применение коуч-технологий в групповой работе.
    • Модели корпоративного обучения. • Коучинг в системе социального обучения. • Основные принципы, определение коучинга. • Свобода и ответственность в коучинге. • Виды коучинга. • Коучинг группы, команды. • Методики коучинга.
  • Работа в мультикультурной среде.
    • Межличностные, межгрупповые и межкультурные стереотипы восприятия. • Социальные стереотипы восприятия как разновидность психологической установки. • Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. • Феномен групповой идентичности. • Формирование толерантности и эмоциональной компетентности в общении в условиях мультикультурной среды.
  • Поиск работы в контексте личного жизненного проекта.
    • Построение личного жизненного проекта. • «Колесо жизненного баланса» Т. Леонарда. • Работа и призвание. • Ресурсы нетворкинга для поиска работы. • Открытый и скрытый рынок вакансий. • Принципы создания резюме. • Деловое интервью как разновидность переговоров. • Подготовка и принципы успешного прохождения делового интервью. • Виды занятости в современном деловом мире: фриланс, аутсорсинг. • Полипрофессионалы и компании будущего.
  • Организация процессов совместного принятия решений и поиска творческих идей группой.
    • Метод mindmap как способ активизация творческого потенциала группы и форма принятия группового решения. • Технология проведения мозгового штурма. Виды мозгового штурма. • Метод синектики. • Управление креативным процессом в группе по методу Р. Дилтса. • Методы принятия решений группой: диаграмма Исикавы, метод Дельфы и др. • Эффекты принятия решений группой.
  • Навыки лидерства.
    • Теории и типы лидерства. • Лидерство и руководство. • Компетенции современного лидера. • Целеполагание и управление энергией. • Роль лидера в формировании и развитии организационной культуры. • Трансформирующее влияние лидера.
  • Устная презентация. Навыки работы с аудиторией.
    • Подготовка к выступлению. • Цель и структура презентации. • Каналы восприятия информации. • Типы аудитории. • Способы привлечения и удержания внимания аудитории. • Ораторские техники. • Работа с вопросами и возражениями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Аудиторная работа
  • блокирует часть оценки/расчета Коллоквиум.
  • блокирует часть оценки/расчета Решение кейса.
  • блокирует часть оценки/расчета Эссе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    О итог = 0.6*Онакопл. + 0.4*О экз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами: Практическое руководство / Аппело Ю. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 534 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9614-6361-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003506
  • Адамьянц Т. З. - СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-534-06898-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnye-kommunikacii-442012
  • Бакулина, С. Д. Толерантность : от истории понятия к современным социокультурным смыслам [Электронный ресурс] : учебное пособие/ С. Д. Бакулина. - 4-е изд.. стер. - Москва : ФЛИНТА, 2017.-112 с. – ISBN 978-5-9765-1157-6. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1047454 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047454
  • Бендас Т. В. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 502с. - ISBN: 978-5-534-09205-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-liderstva-438206
  • Васильева Е.В. - Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания - Русайнс - 2018 - 203с. - ISBN: 978-5-4365-2366-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929447
  • Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Уитмор Д., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 309 с.: ISBN 978-5-9614-5269-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912499
  • Водопьянова Н. Е. - СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 283с. - ISBN: 978-5-534-06475-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stress-menedzhment-438202
  • Емельянов С. М. - УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 219с. - ISBN: 978-5-534-07226-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-konfliktami-v-organizacii-438299
  • Кашапов М. М., Башкин М. В. - ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 124с. - ISBN: 978-5-534-05647-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-konfliktnoy-kompetentnosti-409974
  • Кларин М. В. - КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ, НАСТАВНИЧЕСТВО, КОУЧИНГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-02811-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnyy-trening-nastavnichestvo-kouching-437296
  • Корягина Н. А. - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 225с. - ISBN: 978-5-534-11562-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/samoprezentaciya-i-ubezhdayuschaya-kommunikaciya-445661
  • Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства: Учебное пособие / Уитмор Д. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 316 с.: ISBN 978-5-9614-7093-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002566
  • Креативное программирование: Учебное пособие / Липовка А.Ю., Бундова Е.С., Жоров Ю.В. - Краснояр.:СФУ, 2015. - 280 с.: ISBN 978-5-7638-3356-0
  • Новый код нетворкинга: Справочное пособие / Петерсил Г. - М.:Интеллектуальная Литература, 2018. - 160 с.: ISBN 978-5-9500962-0-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002808
  • Под общ. ред. Чернышева А.С. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА: ЛИДЕРСТВО В СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 159с. - ISBN: 978-5-534-08262-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-liderstva-liderstvo-v-socialnyh-organizaciyah-442248
  • Презентация: Лучше один раз увидеть! / Лазарев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 126 с.: ISBN 978-5-9614-1445-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916181
  • Семь навыков эффективных менеджеров: Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала / Кови С., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 88 с.: ISBN 978-5-9614-4773-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923774
  • Чумиков А.Н. - Переговоры - фасилитация - медиация: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 160с. - ISBN: 978-5-7567-0738-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68865
  • Эмоциональный интеллект: Учебное пособие - М.:Альпина Пабл., 2016. - 188 с.: ISBN 978-5-9614-5793-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926950

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. - СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-534-08188-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnye-kommunikacii-psihologiya-obscheniya-432091
  • Голдстайн Д., Крегер О. - Творческая личность: как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 416с. - ISBN: 978-5-00057-246-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62089
  • Гоулман Д. - Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 560с. - ISBN: 978-5-91657-684-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62099
  • Живи осознанно, работай продуктивно: 8-недельный курс по управлению стрессом / Часкалсон М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 194 с.: ISBN 978-5-9614-4799-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912730
  • Жизнь в потоке: Коучинг: Учебное пособие / Аткинсон М., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 330 с.: 60x90 1/16. - (Трансформационный коучинг: Наука и искусство) ISBN 978-5-9614-5039-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912732
  • Зак Д. - Нетворкинг для интровертов - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 208с. - ISBN: 978-5-91657-590-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62135
  • Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией / Бауэр М., - 3-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, 2016. - 198 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5539-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/771289
  • Леонов Н. И. - КОНФЛИКТОЛОГИЯ: ОБЩАЯ И ПРИКЛАДНАЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-534-09672-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konfliktologiya-obschaya-i-prikladnaya-428322
  • Лидерство третьего уровня: Взгляд в глубину: Практическое руководство / Клоусон Д. - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 519 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6501-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002581
  • Лидерство, основанное на принципах / Кови С., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 302 с.: ISBN 978-5-9614-5052-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914153
  • Одинцова М. А., Захарова Н. Л. - ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-05254-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-stressa-433788
  • Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации: Учебное пособие / Иванова С.В., Болдогоев Д., Борчанинова Э., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 279 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-9614-4582-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917619
  • Собольников В. В. - НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-05922-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/neverbalnye-sredstva-kommunikacii-441433
  • Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси: Учебное пособие / Трейси Б., Фрейзер К., Сурин С. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 219 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-9614-1044-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/925620
  • Тулган Б. - это нормально. Пошаговый план, который поможет вам стать тем менеджером, в котором нуждается ваша команда - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 240с. - ISBN: 978-5-00057-809-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91761
  • Эллиот Д., Саймо У. - Стив Джобс. Уроки лидерства - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 240с. - ISBN: 978-5-91657-630-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62291