• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Биографический метод в социологии

Статус: Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса демонстрируются возможности глубинного нарративного интервью, стратегии его анализа. Особое внимание в курсе уделяется комплементарным исследовательским стратегиям: излагаются принципы интент-анализа (анализ намерений, сфера политического дискурса, потребительского поведения), объективная герменевтика как пример анализа латентных структур сознания, дискурсивный анализ (сфера коллективных представлений, оформленных в виде дискурса), конверсационный анализ (анализ диалога). Курс дополнен визуальной герменевтикой личных документов, фотографий, видео. Значительную часть курса составляют практические занятия по составлению гайда интервью, поведению полевого этапа, анализу нарратива.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Биографический метод в социологии» является ознакомление с качественной парадигмой социологического исследования, претендующей на изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее "встроенности" в социум, субъективного управления и приобретенного опыта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осведомленность в истории качественных исследованаий в социологии. Знание основных теоретических концепций в поле биографического исследования
  • Осведомленность в направлении устной истории и исследований памяти как социального феномена, знание и понимание различий между различными видами памяти
  • Освоение принципов качественной методологии, знание стадий процесса качественного исследования
  • Знакомство и понимание того, как устроены повествовательные тексты, природа, формы и функционирование нарратива, общие черты, присущие возможным типам нарративов, критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также правила, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются
  • Знание основных различий между конструктом жизненного пути и биографией как рассказом о нем.
  • Знание и умение провести биографическое нарративное интервью
  • Знание и умение применить различные аналитические подходы в биографическом исследовании
  • Знание и умение применить методики анализа визуальных документов, а также знакомство с принципами организации невербальной коммуникации
  • Знакомство и умение применить различные оптики анализа биографических данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История биографического метода в психологии и социологии. Классические качествен-ные/ биографические исследования
    Американская и европейская школы биографических исследований. Теоретические концепции в поле биографического исследования. Три концептуальных перспективы биогра-фического исследования: смысловая (социология понимания и социального действия), функ-циональная (биографическое как выражение и функция социальных процессов) и структурная (объективные матрицы биографии и правила воспроизводства в них социального). Содержа-тельные сферы применения биографического подхода. Уроки классических качественных /биографических исследований: “Польский крестьянин в Европе и в Америке” (1918-1920) У.И.Томас и Ф.Знанецки. “Безра-ботные в Мариентале” (1933) М.Ягода, П.Ф.Лазарсфельд и Х.Цайзель.Исследования “автори-тарной личности” (1950) Т.В.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Д.Дж.Левинсон, Р.Невитт Зан-форд.“Менеджмент и рабочий” (1939) Ф.Дж.Ротлизбергер и У.Диксон. Исследования мотива-ции (1961) Д.Мак-Клеланд. “Балинезийский характер” (1942) - Качественное исследование как упорядоченная субъективность. Г.Батсон и М.Мид.
  • Устная история и биография. Фреймы коллективной памяти, феномены культурной и со-циальной памятей. Особенности автобиографической и социальной памяти, геносоцио-грамма.
    Тематизация субъективности в Устной истории: свидетельства, личные переработки пережитого, индивидуальное поведение и его объяснение в истории, личная ответственность в исторических процессах и их толкование вместе с биографическими конструкциями и жиз-ненными путями. Воспоминания, опрос свидетелей, биографии и автобиографии, личные фо-тографии и другие субъективные объекты воспоминаний. Роль социальной истории в воспроизводстве коллективной памяти, разрушение гранд-нарратива эпохи вследствие умножения институций памяти и эмансипации меньшинств и групп, не имевших дискурсивного голоса. Фрагментированная картина исторических дис-курсов вокруг «мест памяти» (П.Нора). М.Хальбвакс о главной функции феномена коллек-тивной памяти — сохранение единства сообщества и его воспроизводство. Автобиографическая память удерживает та¬ко¬го ро¬да со¬бы¬тия, ко¬то¬рые люди осоз¬на¬ют как "часть их лич¬ной ис¬то¬рии". Ее функции: социальной коммуникации, психодинамическая, директивная. Классификации памяти: произвольная и непроизвольная; образная и вербально-логическая; моторная, слуховая, зрительная, одорная, вкусовая; по времени сохранения- ульт-ра-кратковременная, кратковременная, долговременная память. С точки зрения структуры и функционирования хранения информации, - подразделение ее на процедурную и декларатив-ную (Л.Сквайер). Направление клинической социологии (де Гольжак, Шутценбергер, Морено) оперирует коллективным бессознательным рода, социальными атомами родства, невидимыми лояльно-стями, в поисках закономерностей повторяемых поступков. Память как «учебник жизни», «ревитализация» пережитого, рефлексия по А.Мюксель. Построение геносоциограммы
  • Нарратология, основные понятия и концепции
    Нарратология, теория нарратива как дисциплина, изучающая повествовательные тек-сты, природу, формы и функционирование нарратива, общие черты, присущие возможным ти-пам нарративов, критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также правила, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются. Аналитические компоненты нарратологии — сюжет, голос, время, точка зрения, персонаж, роль. Темпоральность, последо-вательность, событийность, фокальность в теориях русских формалистов В. Проппа, Б. Эйхен-баума и В. Шкловского; диалогическая теория нарратива (М. Бахтин). Порождающая нарратив модель В.Шмида: события-история-наррация-презентация нар-рации. Нарративные теории «новой критики» (Р. П. Блэкмэр); Чикагская школа ( Р. С. Грейн, У.Бут); психоаналитические теории (3.Фрейд, Ж.Лакан, Н.Абрахам); герменевтические и фе-номенологические теории (Р. Ингарден, П. Рикер, Ж. Пуле); структуралистские, семиотиче-ские и тропологические теории (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ц. Тодоров, А. Греймас, Ж. Женетт, Х. Уайт); марксистские и социологические теории (Ф. Джеймисон); теории читательского вос-приятия (В.Айзер,X.Р.Яусс);пост-структуралистские и деконструктивистские теории (Ж. Дер-рида, П. де Ман). Крен от лингвистических теорий нарратива к смысловым. Ограничения применения нарративистских теорий повествования в анализе повседневности. Триада Ляйт-хойзера тема-горизонт-схема. Герменевтические условия повседневного языка, погруженного в повседневные ситуации, - оговорки, полисемия, намеки, конвенциональные недоговоренно-сти, эвфемизмы как табу.
  • Методология качественного подхода как общая база для биографических исследований
    Общие максимы качественного подхода: вводный характер качественного исследова-ния; преодоление дистанции между исследователем и предметом; описание как шаг от явления к структуре. Три вида качественной методологии по субъективно-объективным отношениям: 1) направленная на изучаемого субъекта; 2) на исследуемый предмет; 3) на их взаимоотноше-ние в развитии. Соотнесение количественной и качественной методологии: от типичности к механиз-мам “социальной конструкции действительности” (Бергер & Лукман, 1969). Применение, ис-пользование и оценка качественных данных согласно собственным стандартам, отличным от норм количественных и экспериментальных исследований, надежность и валидность в каче-ственном исследовании (Глэзер & Страус). Триангуляция. Стадии качественного исследовательского процесса: 1) как последовательность реше-ний, 2) теоретические предпосылки и предмет исследования, 3) постановка вопроса и опреде-ление его границ, 4) приближение к полю, 5) решение относительно методов сбора данных, 6) фиксация данных, 7)их интерпретация, 8) обобщение, оценка, дизайн
  • Биография как социальный феномен. Жизненный путь и истории жизни. События био-графии, биографический тайминг. Гендерные биографии.
    Биография и жизненный путь, преемственность социологических категорий (М.Коли, М.В.Рили, М.Фонер), а также наследие количественно-качественного конфликта. Тенденции де-институционализации жизненного пути (М.Коли). Ограничения структурно-функционалистского подхода к анализу флуктуирующего жизненного пути, размывание воз-растной стратификации как основы представлений о цикле жизни. Биографический тайминг в синхронном и диахронном варианте. Биографическая работа, процессуальность биографии как социального конструкта в концепции В.Фишер-Розенталя. Полемика между Фишер-Розенталем, Бурдье и Будэ относи-тельно того, что собой представляет биография - действительный социальный феномен, соци-альный артефакт или систему культурных символов, подлежащих реконструкции и декоди-ровке. Своеобразие исследовательской логики в биографическом исследовании: речь не о ча-стоте случаев, а о типологии различных вариантов в замеренных случаях, формировании обо-зримого репертуара возможностей. Между хронологической упорядоченностью и поисками смысла: парадоксы биографии. Фактуальность, пережитое и Я-концепция – три слоя биографического повествования, порож-дающие различные текстуальности. Пространство и время в биографии, их формально-языковые маркеры в языке повседневности. От фрагмента биографии к гипертексту, особенно-сти биографической формы. Формальная структура нарратива, его отличие от описательных и аргументативных языковых фрагментов. Типичные признаки гендеризованных биографий: «Я-в-отношениях» versus «Индивидуализированное Я», стратегии разрешения конфликтов Разделять-Секвенционализировать-Индивидуализировать versus Связывать-Синхронизировать-Ставить в отношения.
  • Биографическое интервью: подготовка поля, гайда, проведение, фиксация на диктофон, транскрибирование
    Продукт (авто) биографического интервью - нарративная идентичность, возникающая в процессе рассказа форма самообоснования. Она обосновывается через рефлексивное обраще-ние к собственной личности, нарративное упорядочение собственных опытов и соотнесение со слушателем/интервьюером как социальной инстанцией ратификации. Три аспекта нарратив-ной идентичности как эмпирического конструкта: 1) темпоральный (структурация и взаимо-связи автобиографических опытов, смыслов с временным изменением), 2) социальный (актив-ность субъекта в социальном позиционировании, использовании культурных образцов), 3) са-морефлексивный (обоснование собственных характеристик, представлений о целостности, связности биографического конструкта). Их обоснованность обеспечивается доступом к праг-матичным возможностям, структуре выбора и интересам исследуемого. Подготовка к интервью, выбор места и процедуры настраивания на реминисценцию (визуальный материал, генеалогическое древо и пр.). Нормативное поведение интервьюера и его контроль над ситуацией. Выборка опрашиваемых - либо нацеленная на определенную социальную группу, либо 1) квотная по определенным признакам, 2) методом снежного кома, 3) методом насыщения (каждый случай отличен от предыдущих). Цель - возможно более полный набор контрастных вариантов, предел насыщения контрастными вариантами. Методы измерения в зависимости от поставленной задачи: -лейтмотивное интервью, позволяющее лучше обеспечить сравнительность биографиче-ских материалов. Опасность “бюрократии лейстмотива”; - нарративное интервью в версии Ф.Шютце, наиболее разработанной в направлении го-мологии рассказа пережитому опыту (цугцванг к детализации, заключению образа и конденса-ции информации); - открытое интервью, приближенный к конверсационному анализу; -собирание биографического материала через конкурсы, объявления, возможности обра-зовательных институтов. Транскрипция собранного материала как процесс создания текстуальной реальности. Точность фиксации варьируется от интереса к чисто содержательной, предметной строке до анализа коммуникативного поведения респондента в процессе интервью, его невербальных реакций (языка тела): 1) письменный язык, 2) литературная запись и 3) литературная запись с учетом невербальной коммуникации. Вопросы этики, правовых соглашений на участие, копирайт на транскрипт и текст анализа.
  • Анализ текста биографического интервью: концепции Ф.Шютце, Г.Розенталь. Обосно-ванная теория Глэзера, Страуса и Корбин
    Оценка полученных биографических данных дифференцирована: 1) профильная оценка как отнесение, идентификация единиц анализа по отношению к заранее определенной системе категорий (обоснованная теория Глэзера, Стауса, Корбин); 2) содержательный анализ (Майринг), 3) анализ процессуальных структур жизни на основе нарративного интервью (Шютце Ф.); 4) объективная герменевтика Овермана, реконструкция биографической конструкции Х.Буде; 5) конверсационный анализ; 6) психоаналитический подход к анализу биографических текстов (теория Лоренцера). В герменевтической реконструкции текстов (немецкая традиция, объединяющая Ф.Шютце. Г.Розенталь, В.Фишер-Розенталь, П.Аллхайта и др.) основополагающее значение имеют два принципа: принцип реконструктивного анализа и принцип селективности. В ре-конструктивном анализе методом абдукции (термин Чарльза Пирса) - насыщение гипотезами, которые проверяются на последовательно подлежащих анализу частях. В смысле абдуктивного вывода секвенциональный анализ означает 1) генерирование возможных гипотез по поводу эмпирических данных, 2) формулирование следствий из гипотез о возможном дальнейшем развитии (гипотезы-следствия) и 3) контрастирование или сравнение с фактически произо-шедшим событием (эмпирический тест). Обоснованная теория А. Страуса. Три вида кодировки качественных данных. Открытое кодирование – обнаружение тем и приписывает первичные кодов, первая попытка сконденси-ровать массу полученных данных в категории. В осевом кодировании организуется набор пер-вичных кодов или предварительных концепций, его задача состоит в обзоре и проверке пер-вичных кодов, а также формулировке оси (лейтмотива) ключевых концепций в анализе. Выбо-рочное кодирование применяется после выстраивания концепций и организации всего анализа вокруг нескольких центральных обобщений или идей.
  • Комплементарные стратегии анализа: качественный содержательный анализ, психоаналитическая интерпретация текста, объективная герменевтика У.Овермана, кон-версационный анализ, интент- анализ
    Три варианта обобщенной модели содержательного анализа: обобщающий, объясняю-щий и структурирующий. Обобщающий содержательный анализ - редукции материала, сохра-няющая основное содержание, сопряжена с созданием краткого обзорного текста. Среди мето-дических правил-шагов обобщающего анализа: парафразирование, генерализация на абстракт-ном уровне, первая редукция, вторая редукция. Психоаналитический текстуальный анализ связан с теорией символизации (Лоренцер). Лоренцер различает у взрослых три уровня переживаний (пред-символическое, чувственно-символическое и языково-символическое), которые возникают из интерактивных сцен в раз-личных полях и структурируют биографию. Различные слои переживаний образуют динамич-ный союз, характеризующийся диалектикой рационализации и эмоционализации, норматив-ного контроля и спонтанной экспрессивности. Генетически различаемы два типа вытеснения и два типа бессознательного - стереотипная эмоционализация, “лишающая языка”, либо рацио-нализация, эмоционально опустошающая речь. Объективная структурная герменевтика У.Овермана претендует на реконструкцию объективных структур значений в тексте. В центре ОГ - концепция структуры, которая может себя воспроизводить, т.е. идентично удваиваться, и трансформироватся, обретя новый образ. Воспроизводятся как правило универсальные структуры (грамматики, логичности, морально-сти, разумности), которые открывают человеку пространство действий и ограничивают его Конверсационный анализ как совокупность формальных принципов социальной орга-низации языковой и неязыковой интеракции (Бергманн, Гарфинкель, Закс, Щеглов, Джеффер-сон). Этнометодологические предпосылки о социальной действительности впервые “воплоща-емой” в повседневно-практических действиях: социальный порядок воспринимается как про-цесс приписывания значений и смысла. Условия этого процесса смыслоопосредующего произ-водства действительности - в “компетентности” участников. Интент-анализ нацелен реконструкцию намерений в диалоге. В центре внимания – по-движные функциональные характеристики речи, связанные с коммуникацией, которую она обеспечивает, и с партнером общения. Анализ диалога ставит целью реконструкцию подтек-ста. Методика анализа структуры речевого обмена: 1) разграничение диалогов, отвечающиех вопросно-ответной схеме интервью, и диалогов, имеющие иную организацию, 2) специфика-ция ответных реплик собеседника, 3) квалификация инициирующих тот или иной ответ парт-нера вопросов собеседника.Выявляется специфика поведения участников, возможна кванти-фикация: частота квалифицируемых паттернов разговорной активности.
  • Анализ невербальной коммуникации, язык гендеризованной телесной коммуникации. Анализ визуальных биографических документов
    Исследования в этой сфере (Цукерман, Липетс, Халл & Розентал, Валлботт и др.) - о неоднозначности интерпретации языка тела и взаимосвязи между формами выражения и зна-чением. Экман, Фриезен различают в коммуникативном поведении интерактивно релевантное поведение и информативное поведение, невербальную коммуникацию в собственном смысле и невербальное поведение. Шерер: если вербальное поведение всегда ориентировано во вне, дискретно и инвариантно, то в случае выразительного поведения можно исходить из ориенти-рованного во внутрь, непрерывного и вероятного кодирования. Особенно важен момент веро-ятного кодирования: существует лишь вероятность соотнесения знака изменения, сигналы язы-ка тела неоднозначны и варьируются в зависимости от контекста. Гендерные измерения языка тела. Язык тела как сумма двух гендерлектов (по аналогии с диалектами), мужского и женского, участие концепта аттрактивности в поляризации гендер-лектов (Бердуайстелл), индентифицируемых либо с автономией, самосознанием и властью (мужественность), либо подчинением, самовниманием (женственность). Кодирование женско-го и мужского тела по одежде, прическе, дисциплине тела, мимике, жестикуляции, голосу, со-циально-проксемическому поведению. Ритуалы доминирования и подчинения, топология вла-сти в пространственном измерении. Право на физический контакт в зависимости от гендерной практики социализации. Ритуализация и иерархия прав на прикосновение, отражающие не только социальную стратификацию, но и половой диморфизм. Методика интерпретации изображения строится в соответствии логике картины и мо-жет быть аналогична секвенциональному анализу в объективной герменевтике. При этом не-вербальность картины выступает составной частью интерсубъективно связанной практики по-нимания. Социальная практика коммуникации в отношении визуализации структурирована трижды: в посыле изображения как триаде значения, смысла и символа; в производителях по-сыла; в адресатах посыла. Для прикладного анализа отдельных случаев рекомендуется выра-ботка лейтмотива, который структурирует все три фазы анализа: дескрипцию, реконструкцию и интерпретацию.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * активность на семинарах + 0.4 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., 2013
  • Общая социология : хрестоматия: учеб. пособие для вузов, , 2006
  • Память, Баддли, А., 2011
  • Приглашение в социологию : гуманистическая перспектива, Бергер, П. Л., 1996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Орлова И. Б. - СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 191с. - ISBN: 978-5-534-08902-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-istoricheskogo-znaniya-426683