Магистратура
2020/2021




Проектный семинар "Теория и практика онлайн-исследований"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Климова Айгуль Маратовна
Прогр. обучения:
Комплексный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Теория и практика онлайн исследований» является знакомство студентов с основными понятиями и инструментами маркетинговых онлайн исследований. В курсе последовательно рассматриваются предпосылки возникновения онлайн исследований, описывается процесс создания и поддержания онлайн панелей, даются базовые знания об особенностях инструментария для проведения исследований при помощи Интернет, анализируются ключевые тенденции развития исследовательской индустрии. Курс носит практический характер.
Цель освоения дисциплины
- знакомство студентов с основными понятиями и инструментами социологических и маркетинговых онлайн исследований.
Планируемые результаты обучения
- Знание типологии онлайн-исследований
- Знание понятие «онлайн панели»
- Знание подходов к исследовательскому инструментарию в онлайн опросах
- Знание ошибки неответов в онлайн-опросах
- Знание особенностей проведения качественных онлайн-исследований.
- Знание возможностей использования больших данных в социологических исследованиях.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в онлайн-исследования. Типология методов онлайн-исследований.Понятия методологии научного исследования и онлайн-исследований. Типология методов онлайн-исследований. Преимущества и недостатки онлайн-исследований. Тенденции развития онлайн-исследований. Типология онлайн-исследований. Внутренняя и внешняя валидность онлайн-исследований. Интернет проникновение в России и его влияние на онлайн исследования. Особенности российских Интернет пользователей.
- Онлайн панелиПонятие «онлайн панель», виды панелей. Преимущества и недостатки панельных исследований. Подходы к созданию панелей. Рекрутирование участников панелей. B2B, B2C и специализированные панели. Особенности стимулирования респондентов. Верификация личных данных и проверка достоверности информации. Феномен профессиональных/гиперактивных респондентов. «Карьеры» панелистов, или эффект участия в панели (влияние постоянного принятия участия в исследованиях на ответы респондентов). Обеспечение функционирования панелей. Ключевые показатели качества панелей. Метрики AAPOR. Удовлетворенность участников панелей. Крупнейшие международные панельные проекты. Занятие с сотрудниками компании OMI (Online Market Intelligence, http://www.omirussia.ru).
- Инструментарий онлайн-исследований. Ошибка измерения в онлайн-опросах.Новые подходы к исследовательскому инструментарию: визуализация, интерактивность, игровые элементы. Использование имиджей, звуков, видео в инструментарии для онлайн опросов. Влияние дизайна веб-анкеты на качество полученных данных. Факторы, влияющие на ошибку измерения в онлайн-опросах. Эффект устройства на ошибку измерения (планшеты, смартфоны).
- Неответы в онлайн-опросах.Ошибка неответов в онлайн-опросах. Факторы, влияющие на ошибку неответов. Незавершенные интервью.
- Качественные онлайн-исследованияОсобенности проведения качественных онлайн-исследований. Онлайн-интервью, онлайн этнография. Возможности и ограничения качественных онлайн-исследований.
- Большие данные в социальных науках.Большие данные в онлайн-исследованиях. Возможности использования больших данных в социологических исследованиях. Эксперименты в области больших данных. Возможности анализа социальных сетей. Приватность в интернете. Этические проблемы использования больших данных в социологических исследованиях.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.28 * Активность на занятиях + 0.12 * Посещаемость + 0.6 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Boellstorff, T. (2012). Ethnography and Virtual Worlds : A Handbook of Method. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=482161
- Couper, M. (2008). Designing Effective Web Surveys. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=259196
Рекомендуемая дополнительная литература
- Tourangeau, R., Couper, M., & Conrad, F. G. (2013). The Science of Web Surveys. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=603960
- Underberg, N. M., & Zorn, E. (2013). Digital Ethnography : Anthropology, Narrative, and New Media (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548651