Магистратура
2020/2021
Развитие личности
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Костенко Василий Юрьевич
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Курс рассчитан на слушателей, имеющих базовое представление о теориях личности XX века и основных тенденциях развития психологии личности в современности. Изучаются представления о развитии личности классического и пост-пиажистского этапа, возможности операционализации основных измерений развития личности, освещаются результаты основных исследований данного направления. По результатам освоения курса студенты осваивают практические инструменты диагностики уровня личностного развития, проводят самостоятельное теоретическое исследование, обсуждают его результаты.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление о теориях развития личности ХХ и начала XXI века как едином поступательном движении, выделить его основные направления и изучить современные тенденции психологии развития личности
- Сформировать представления о классическом и пост-пиажистском этапе развития личности и об основных современных теориях
- Освоить методы измерения уровня развития личности
Планируемые результаты обучения
- Знает основные этапы развития представлений о становлении личности
- Знаком с биологическими и эволюционными теориями, объясняющими процесс становления личности
- Знаком с достижениями социально-ориентированных когнитивных теорий относительно развития речи и развития личности
- Знаком с перспективой психологии индивидуальных различий относительно вопросов развития личности
- Формулирует основные идеи развития в контексте потенциализма
- Формулирует основные идеи развития в контексте экзистенциализма
- Формулирует основные идеи развития в контексте социально-конструкционистских теорий
- Способен измерять уровень личностного развития психометрическим и проективным методом
- Знаком с кросс-культурными исследованиями развития
Содержание учебной дисциплины
- Развитие личности: введениеТеории развития личности: традиции и современность. Основные направления понимания развития личности в классический период: психоанализ, потенциализм, экзистенциализм.
- Биологические основания развития личностиБиологическое и социальное в развитии личности. Вклад эволюционной психологии в современное понимание развития личности.
- Социально-когнитивные основания развития личностиКогнитивно-ориентированные социально-психологические теории развития. Развитие речи и развитие личности в срезе социально-когнитивных теорий.
- «Принцип зрелости» и теория чертЛексическая гипотеза в отношении теорий развития. Лонгитюдные исследования черт и «принцип зрелости». Перспективы психологии индивидуальных различий.
- Потенциализм и экзистенциализм в понимании развития личностиДопущения потенциализма о развитии. Академическое и прикладное значение потенциалистского понимания развития личности. Развитие как становление: экзистенциальная позиция.
- Социальный конструкционизм и пост-пиажистские теории развития личностиСоциальный конструкционизм и его влияние на современное понимание развития личности. Пост-пиажистский этап развития представлений о развитии личности. Теория развития эго. Другие подходы к пониманию постформальных стадий развития.
- Культура и развитие личностиЕвропейское происхождение идеи развития. Кросс-культурные исследования имплицитных теорий развития. Проблема Я и его отсутствия, анти-агентные теории становления.