Бакалавриат
2020/2021
Экономическая и деловая журналистика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Зеленцов Михаил Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Экономическая и деловая журналистика» является одним из основополагающих в череде профильных предметов, рассказывающих о тематических специализациях современных медиа. Экономическая информация на данный момент находится в топе как и по значимости смыслового контента для массовой аудитории и экспертного сообщества, так и по читаемости материалов в новостных агрегаторах. Можно сказать, что данный профиль максимально приближен к людям - «народные» темы (личные финансы, недвижимость, пенсия) всегда будут востребованы аудиторией. Кроме того, нельзя забывать о сверхважности формирования глобальной экономической повестки в СМИ — рассказах о ситуации на рынках, государственной экономической политики, взаимодействии геополитики и экономики. Изучение такого огромного пласта как экономическая журналистика невозможно без обзора общей ситуации в стране и в мире, обсуждения рынка деловых медиа, методик работы экономического журналиста и специфики освещения главных тем. Курс будет поделен на теоретический и практический блоки: в теоретическом - студенты прослушают лекции по основным темам, а также встретятся с представителями деловых СМИ; в практическом блоке их ждет проект по моделированию и запуску студенческого медиа, посвященного деловой информации с уклоном в объяснительную журналистику, и базирующегося на платформах Telegram, Facebook, ВКонтакте, Twitter.
Цель освоения дисциплины
- Обозреть и обобщить общую экономическую ситуацию в стране и в мире.
- Проанализировать процесс становления и современного состояния рынка деловых СМИ в России и за рубежом.
- Выявить основные методики работы экономического журналиста.
- Рассмотреть специфику жанров и форматов современной деловой информации.
- Изучить особенности освещения в медиа основных экономических, финансовых тем.
- Обобщить особенности формирования медийных экосистем в корпорациях.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует общую экономическую ситуацию.
- Делает выводы на основе разбираемых кейсов ведущих компаний.
- Обобщает знания о системе и типологии деловой прессы в России и за рубежом.
- Называет особенности редакционных политик ведущих изданий мира.
- Анализирует рынок медиа.
- Владеет практическими навыками работы экономического корреспондента.
- Понимает особенности работы «в поле», с пулом экспертом, системами экономического мониторинга.
- Выстраивает журналистский текст на экономическую тему.
- Анализирует особенности освещения основных тем в деловой информации: от потребительских историй до сводок NYSE (Нью-Йоркской биржи).
- Понимает специфику работы пресс-службы IT-компании как с обратной стороны деловой журналистики: работы источника информации и его взаимодействия со СМИ.
- Разбирает аспекты формирования медийных экосистем (на примере Mail.Ru Group, Сбербанка).
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Бизнес-среда и экономическая ситуация в России и в мире.Глобальные экономические кризисы последнего времени. Состояние экономики во время пандемии коронавируса. Особенности государственной экономической политики России: бюджетирование, фискальная политика, денежно-кредитная политика, прогнозирование, планирование и программирование. Вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Влияние корпораций на экономическую жизнь в стране: кейсы «Газпрома», «Роснефти», «Росатома», «Ростеха», РЖД, «Сбербанка». Влияние геополитики на экономическую ситуацию в стране.
- Тема 2. Система деловых медиа в России и за рубежом.Разбор понятий "коммерческая пресса", "деловая пресса", "корпоративная пресса", "экономическая и финансовая информация". Мировая деловая пресса в историко-журналистском процессе. Современные модели Bloomberg, Financial Times, Wall Street Journal, Nikkei, РБК, "Ведомостей", "Коммерсанта". Деловые журналы: разбор кейсов «Эксперта», «Профиля», Forbes. Новые платформы для распространения экономической и деловой информации.
- Тема 3. Методика работы журналиста в деловом издании.Структура экономических новостей, интервью, репортажей, статей. Экспертные оценки и прогнозы. Биржевые сводки. "Полоса банкротств" как особенный формат Ъ. Системы мониторинга экономической информации. СПАРКС. Работа в "поле" и в "пуле": профильные ведомства и экономические форумы. Пул экспертов. Особенности работы с источниками информации. Эмбарго. Экономическая информация в аудиторных сегментах b2b и b2c. Финансовая аналитика в СМИ. Мультимедийные подходы к деловой информации. Интенсив по экономической информации.
- Тема 4. Тематическое своеобразие экономической журналистики.Мировые рынки. Государственная экономическая политика и экономика регионов. Промышленность, корпорации. Банки. Малый и средний бизнес. Потребительский рынок. Транспорт. IT-технологии. АПК. ТЭК. Цифровая экономика. Недвижимость. Объяснительный подход к экономической журналистике и «народные» темы: личные финансы, семейный бюджет, инвестиции и сбережения, налоги, пенсия.
- Тема 5. Медийные экосистемы в корпорациях.Медиа как фактор формирования корпоративной культуры. Корпоративная пресса. Особенности работы пресс-службы и взаимодействия с медийными структурами извне. Формирование экосистем крупных корпораций и их выведение на общий медийный рынок: кейс «Сбербанка». Медийные ресурсы ведущих российских IT-компаний: кейсы Яндекса, Rambler Group, Mail.Ru Group.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Промежуточный отчет + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Деловая журналистика : учеб. пособие для вузов, Мельник, Г. С., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Государство и экономика: опыт экономических реформ: Монография / Мау В.А. - М.:Дело АНХ, 2017. - 624 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-7749-1210-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982500
- Д.Тамни - Как работает экономика: Что Rolling Stones, Гарри Поттер и большой спорт могут рассказать о свободном рынке - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961444704 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/10881