• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История и теория культуры

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ганжа Анна Геннадиевна, Саламова Земфира Каурбековна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Для специализации 42.03.02. Журналистика настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история, история и теория литературы, философия, социология.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов общие представления о предмете, задачах, методологии и основных концепциях культурологических исследований, а также месте истории культуры в общей системе гуманитарных наук; систематизация теоретических знанийо закономерностях историко-культурного процесса, генезисе, структуре и функциях культуры; развитие навыков работы с эмпирическим материалом историко-культурного характера;овладение приемами изучения культур разных исторических эпох и социумов и методикой культурологических исследований; формирование у обучающихся представленийо возможностях различных подходов к изучению культуры;освоение первоначальных представленийо философии и теории культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание терминов, концепций и социогуманитарных теорий, объясняющие исторические и культурные процессы от античности до современности; умение работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников.
  • Знать содержание и значение основных культурологических терминов
  • Знание терминов, концепций и социогуманитарных теорий, объясняющие исторические и культурные процессы в Греции и Риме; умение их сравнивать, находить сходства и различия; знание основных источников по темам и умение с ними работать.
  • Знание терминов, концепций и социогуманитарных теорий, объясняющие исторические и культурные процессы на территории римской империи в IV – VII вв.; знание основных источников по темам и умение с ними работать.
  • Знание терминов, концепций и социогуманитарных теорий, объясняющие исторические и культурные процессы на территории западной Европы в VI – XIII вв.; знание основных источников и исследований по темам и умение с ними работать.
  • Знание терминов, концепций и социогуманитарных теорий, объясняющие исторические и культурные процессы на территории западной Европы в XIV – XVI вв.; знание основных источников и исследований по темам и умение с ними работать.
  • Знание терминов, концепций и социогуманитарных теорий, объясняющие исторические и культурные процессы в указанный период; знание основных источников и исследований по темам и умение с ними работать; знание объектов по темам, умение их анализировать и интерпретировать.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Культура: история понятия и область исторических исследований. Культура и наследие. Cultural studies как междисциплинарный исследовательский проект.
  • Современные подходы в культурных исследованиях. Модернистские теории культуры. Критическая теория: Франкфуртская школа; Бирмингемская школа. Постструктурализм: основные понятия. Мишель Фуко: понятие дискурса. Национализм и постколониальные исследования. Полемики о «национальной культуре» и проекты деколонизации. Феминизм и феминистские критики культуры. Тело как видимое проявление культуры. Цивилизаторский процесс и телесный контроль: концепции Норберта Элиаса и Мишеля Фуко. Понятие паноптикума.
  • Античная культура: история понятия, хронологические и географические границы. Античный урбанизм и его историческое значение. Мифология и религия греков и римлян: представление о человеке и мире, теле, душе, жизни, смерти и бессмертии; специфика культовых практик.
  • Повседневная жизнь греков и римлян: быт и роскошь, гигиена и медицина, женщины и дети. Гражданская жизнь и коллективные практики: греческий театр и спортивные игры; римские зрелища: цирковые состязания, гладиаторские бои. Образование и наука в Греции и Риме. Философские школы, библиотеки и научные центры.
  • Дискуссии о «конце» античной культуры. Христианство и римская империя. Средневековье: проблема периодизации и локализации. Методологические подходы к изучению средневековой культуры. Греческое и римское наследие в средневековой культуре: сохранение, трансформации и забвение. Западная и Восточная империи (Рим и Византия).
  • Монастырь как центр интеллектуальной и духовной культуры. Власть духовная и светская. Книжная культура и художественные практики Средневековья. Городская культура позднего Средневековья. Город как центр ремесла (мастерские, ярмарки) и знание (университет). Иерархия городов и география экономических и интеллектуальных центров. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья: куртуазная культура и женский мир.
  • Возрождение: история понятия, периодизация и локализация. Значение греческого и римского наследия – проблема классики. Итальянские города-государства. «Итальянский стиль»: механизмы влияния и распространения в Северной Европе. Роскошь и придворная культура. Книгопечатание, гуманизм, Реформация. Великие географические открытия. Идеальное города: от архитектурного проектирования к социально-политическому реформированию.
  • Придворное общество XVII-XVIII вв. как общественный институт. Императорский двор как театр власти. Художественные стили эпохи. Двор Людовика XIV и становление абсолютизма. Дворцово-парковый ансамбль – как проект большого национального стиля. Французский регулярный парк и английский пейзажный парк. Буржуа: разные значения слова. Буржуа как социальный тип: концепции М.Вебера, В.Зомбарта, Ф.Броделя. Эволюция статуса и образа жизни буржуа. Буржуа и дворянин: критика буржуазной морали.
  • Просвещение: как интеллектуальный проект. Образы и символы Просвещения: энциклопедии, академии, масонские ложи, кофейни, журналы и печатные издания, оптические приборы и визуальные аттракционы. Свет как метафора и предмет исследования. Великая Французская революция как прототип и модель всех последующих революций (Э. Хобсбаум). Идея строительства нового мира. Идея национального наследия и рождение охранной политики (А. Грегуар). Визуальные образы ВФР и большие стили: сентиментализм и романтизм.
  • Феномен «долгого» XIX века. Империализм и его следствия. Значение имперского опыта в формировании европейских культур и идентичности европейцев в XIX в. «Ориентализм» Э. Саида. Способы ориентализации «мира вне Европы». Большие города как лаборатория модерна. Буржуа и пролетарии как культурные и социальные типы. Место интеллигенции в обществе и культуре модерна. Массовое общество. Импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, авангардные течения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзаменационный тест по лекциям
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзаменационный тест по лекциям
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Драч Г.В. под общ. ред. и др. - Культурология (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 352с. - ISBN: 978-5-406-05017-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918805

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169