Бакалавриат
2020/2021
Операционный менеджмент и управление процессами
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Главной целью освоения дисциплины является освоение операционного подхода к управлению организацией, как основы обеспечения достижения целей и решения поставленных задач развития организации. В результате обучения студенты приобретают умение вычленять актуальные для решения поставленных целей задач операции и процессы, знают, как рассчитать и оценить необходимую производственную мощность, имеют навык разработки планов-графиков выполнения и оценки бизнес-процессов.
Цель освоения дисциплины
- формирование культуры операционного мышления в менеджменте, основанной на понимании места, роли и значения операционного менеджмента в системе управления предприятием,
- формирование представлений о понятии и содержании операционной деятельности организации,
- развитие умения выделять основные функциональные составляющие операционной системы организации,
- понимание содержания основных терминов и структуры терминологической базы операционного менеджмента,
- освоение основных принципов, законов и правил решения операционных задач в менеджменте,
- приобретение навыков решения типовых задач планирования операционной деятельности компаний.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные термины и содержание операционного менеджмента
- Различает производственную деятельность и выполнение услуги
- Декомпозирует процесс на операции
- Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения профессиональных задач (УК-5)
- Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность (УК-9)
- Различает понятия "управление" и "менеджмент"
- Умеет определять входной ресурс и результат деятельности
- Знает обязанности операционного менеджера при планировании, контроле и организации деятельности компании
- Способен предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений (ПК-2)
- Выделяет основной ресурс мощности организации. Обосновывает актуальные виды производственной мощности организации
- Решает стандартные задачи расчета производственной мощности
- Отличает основные типы планировки выполнения процессов
- Соотносит использование различных типов планировки в отраслях
- Аргументирует вид движения предметов труда во времени и в пространстве
- Проводит расчет длительности производственного цикла
- Способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-13)
- Способен проводить анализ операционной деятельности организации для подготовки управленческих решений (ПК-26)
Содержание учебной дисциплины
- 1. Операционная составляющая бизнесаОперационный менеджмент – основные термины и содержание. Операция. Ее отличительная характеристика. Значение постановки цели (задачи) для определения состава операций и их наименования. Вариативность постановки цели (задачи) выполнения операции. Вариативность разработки состава операций. Клиент как выгодоприобретатель от использования результата какой-либо деятельности. Положение клиента по отношению к операции. Клиенты внешние и внутренние. Понятие услуги, ее операционная особенность. Роль клиента при оказании услуги. Понятие производства, его операционная особенность. Различие производственной деятельности и выполнения услуги. Процесс как совокупность операций. Причины объединения операций в процессы. Этапы процесса. Услуга как процесс. Классификации процессов выполнения операций. Анализ кейсов операционной деятельности современных предприятий.
- 2. Практическое содержание операционного менеджментаРазличие понятий «управление» и «менеджмент». Значимость социальной компоненты современного менеджмента. Роли человека при выполнении операций. Состав процесса управления. Субъект и объект управления, их взаимосвязь. Роли субъекта управления. Обратная связь объекта и субъекта управления. Операция как объект управления. Иерархическая взаимосвязь субъектов управления операциями в организации. Функции управления. Труд человека как вид деятельности. Элементы труда: орудия труда, предметы труда, рабочая сила. Состав каждого из элементов труда. Деятельность как объект управления операционного менеджмента. Входной ресурс и результат деятельности. Модель «5Р операционного менеджмента». Обязанности операционного менеджера при планировании, контроле и организации деятельности компании. Типовые задачи менеджера по операциям. Субъекты управления в операционном менеджменте. Место операционного менеджмента в организационной структуре предприятия. Достижение поставленных целей и задач как предмет управления в операционном менеджменте. Корпоративная социальная ответственность и области социальной ответственности, связанные с управлением операциями. Устойчивое (sustainable) развитие и устойчивое производство. Анализ кейсов операционной деятельности современных предприятий.
- 4. Расчет и размещение производственных мощностейМощность: общее значение термина и ее единицы измерения. Понятие производственной мощности. Организации А, V и T-типа. Варианты определения производственной мощности по результату, по входному ресурсу, по основному ресурсу деятельности. Физические объекты производственной мощности. Виды производственной мощности. Входная, средняя и выходная производственная мощность. Проектная, эффективная и реальная производственная мощность. Соотношение проектной и эффективной производственной мощности. Эффективная производственная мощность и объем полученного результата. Планирование производственных мощностей. Принятие решений по объему и размещению производственных мощностей. Типовые отраслевые единицы измерения производственной мощности. Факторы размещения производственных мощностей. Централизованное и децентрализованное размещение производственных мощностей. Преимущества централизованного и децентрализованного размещения производственных мощностей. Согласование объемов и размещения производственных мощностей. Оценка производственной мощности. Коэффициент использования производственной мощности. Анализ кейсов современного бизнеса.
- 6. Организация процессов в пространствеОсновные принципы организации процесса выполнения операций: дифференциации, специализации, стандартизации, пропорциональности, непрерывности, параллельности. Классификации операционных систем, их характеристика, сравнительный анализ. Организация деятельности во времени и в пространстве. Организация процессов в пространстве. Основные типы планировки выполнения процессов: фиксированная функциональная, линейная. Организация процессов по принципу групповой технологии. Основные признаки каждого из видов планировки. Требования к выполнению процессов при различных видах планировки. Использование различных типов планировки в отраслях. Организация процессов в пространстве в сфере услуг. Планировка супермаркета. Преимущества и недостатки типов планировки. Разбор кейсов успешных предприятий
- 7. Организация процессов во времениОрганизация процессов во времени. Цикл процесса. Структура цикла процесса. Виды движения предметов труда: последовательный, параллельный и параллельно-последовательный. Характеристики видов движения, особенности организации. Графики Ганта. Простои рабочего места и пролеживание предметов труда. Их взаимосвязь. Запараллеливание выполнения операций. Партии предметов труда. Расчет длительности производственного цикла при каждом виде движения предметов труда. Преимущества и недостатки каждого вида движения предметов труда.
- 8. Основные показатели операционной деятельности организации и оценки ее результатовОсновные показатели операционного уровня деятельности: (1) технологические (длительность производственного цикла, пропускная способность процесса, коэффициент использования доступного времени, производительность процесса и др.), (2) экономические (себестоимость выпуска продукции и оказания услуг, объем затрат на производство продукции и оказание услуг, объем затрат на привлечение контрагентов и субподрядчиков, рентабельность деятельности); (3) показатели взаимодействия с потребителями (объективность и достоверность, прозрачность и доступность информации; качество интерфейса; оценка состояния корпоративной информационной системы) и др. Расчет и анализ их значений.
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Экзамен в модуле 1Продолжительность экзамена 50 минут. Экзамен включает три блока заданий. Блок 1. Тест -20% итоговой оценки за экзамен. Блок включает 10 тестовых заданий. Расчетная продолжительность тестовой части экзамена – 5 минут. Блок 2. Разбор кейса – 40% итоговой оценки Продолжительность блока 2 – до 20 минут. В кейсе дано краткое описание ситуации. Блок 3. Решение задачи – 40% итоговой оценки Продолжительнсть блока 3 – до 20 минут. Требуется решить задачу по теме 3 учебной программы дисциплины. Решение задачи представляется в форме ответа на вопрос «Заполните пропуски». В блоке 1 задача.
- Экзамен в модуле 2Формат экзамена в модуле 2 - асинхронный внутренний (онлайн). Экзамен проводится в системе StartExam с прокторингом. Продолжительность экзамена – 50 минут. В течение экзамена не разрешается покидать Ваше рабочее место перед компьютером или прерывать работу системы. В начале экзамена на камеру показывается паспорт, затем все предметы, которые находятся на Вашем рабочем столе: листы чистые для черновых рукописных записей (показать ОБЯЗАТЕЛЬНО каждый лист с двух сторон), ручки, карандаши, точилка, ластик. Предметы рабочего стола показывать последовательно, размещать на рабочем столе фиксировано. Экзамен включает в себя три блока. Блок 1 ( тест -20% итоговой оценки за экзамен) включает 10 тестовых заданий. Расчетная продолжительность тестовой части экзамена – 10 минут. Блок 2 (20 минут) (40% итоговой оценки за экзамен) представляет собой кейс-задачу по теме 5 учебной дисциплины. Блок 3 (20 минут) (40% итоговой оценки за экзамен) - решение кейса-задачи по темам 6 и 7 учебной дисциплины. Задачи блоков 2 и 3 решаются в файле Excel.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)При расчете 10-балльной оценки студентов за отдельные виды контроля применяются методика T и Z-оценок и процентная шкала
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Операционный (производственный) менеджмент : учеб. пособие / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 187 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/994458
Рекомендуемая дополнительная литература
- Управление операционной средой организации: Учебник / Н.К.Моисеева, А.Н.Стерлигова; Нац. исслед. универ. 'Высш. шк. эконом.' - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014-336с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (ВО: Магистр.). (п) ISBN 978-5-16-006879-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419066