• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Операционный менеджмент и управление процессами

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Иванова Анастасия Владимировна, Фель Алла Викторовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины являются: приобретение студентами базовых знаний по теории и практике управления операциями в организациях, осуществляющих самые разнообразные виды деятельности; получение навыков самостоятельной творческой работы по совершенствованию процессов и методов управления операциями. Основными учебными задачами дисциплины являются: развитие у студентов представления о взаимодействии основных элементов операционных систем; знаний об основных принципах организации процессов в производственных и сервисных организациях, условиях их эффективного функционирования, современных подходах к управлению операциями; выработка умений и навыков анализа проблем в области управления операционными системами и разработки эффективных предложений по их решению. В результате освоения дисциплины студент должен: знать основы теории организации и управления процессом выполнения операций; особенности управления производственными и сервисными системами; современную отечественную и зарубежную практику управления операционными системами; уметь анализировать проблемы управления операциями в организациях и находить адекватные пути их решения; применять на практике теоретические знания в области повышения эффективности функционирования операционных систем; формулировать цели и задачи, планировать мероприятия, связанные с внедрением современных подходов к управлению операциями, совершенствованию организации и управления процессами в организациях различных масштабов; иметь навыки (приобрести опыт) выявления проблем в области организации и управления операциями; определения возможных способов повышения эффективности функционирования операционных систем; самостоятельной творческой работы по формулированию предложений, направленных на совершенствование операционной деятельности
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение студентами базовых знаний по теории и практике управления операциями в организациях, осуществляющих самые разнообразные виды деятельности; получение навыков самостоятельной творческой работы по совершенствованию процессов и методов управления операциями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю развития управления операциями Демонстрирует понимание роли операционного менеджмента в деятельности организации
  • Владеет навыками представления процесса оказания услуги/изготовления продукта в виде трансформационной модели Демонстрирует понимание взаимодействия элементов системы управления операциями в процессе достижения поставленной цели
  • Анализирует возможные варианты организации процессов в зависимости от конкретных условий
  • Демонстрирует понимание особенностей эффективного взаимодействия основных и обеспечивающих процессов в организации Владеет навыками анализа структуры производственного цикла Разрабатывает возможные варианты решений по сокращению длительности производственного цикла
  • Знает современные тенденции проектирования изделий и услуг и основные методы управления проектами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в операционный менеджмент
    Предмет дисциплины. Операции (производство) как одна из базовых функций органи-зации (предприятия). Информационная взаимосвязь производства с другими функциональными областями внутри организации. Методологические основы операционного менеджмента. Взаимосвязь теории и методологии производственного и операционного менеджмента. История развития управления операциями (производством) как науки. Основоположники теории производственного менеджмента
  • Система управления операциями (производством)
    Модель производства изделия/оказания услуги как процесса трансформации (превращения) ресурсов в продукт. Типы выпускаемой продукции. Ресурсы, используемые в процессе производства. Типы производственных преобразований (трансформаций). Понятие производственной функции. 5 P операционного менеджмента. Особенности трансформационных процессов в сфере услуг. Особенности управления операциями в сфере услуг. Принципиальная схема системы управления производством/операциями. Основные элементы системы управления операциями, их взаимосвязь. Объект и субъект управления (управляемая и управляющая подсистемы). Операционная система как объект управления, ее основные элементы: перерабатывающая и обеспечивающая подсистемы. Цели и задачи операционного менеджмента. Особенности принятия решений операционным менеджером в условиях противоречивости целей. Процесс управления. Функции операционного менеджмента, их взаимосвязь. Структура управления. Место операционного менеджмента в организационной структуре предприятия. Методы управления. Пути повышения производительности функционирования операционных систем.
  • Основы организации процесса выполнения операций
    Процесс выполнения операций, основные понятия. Классификация процессов выполнения операций: в зависимости от назначения; по степени воздействия на предмет труда; по характеру выполняемых операций; по степени автоматизации; по формам взаимосвязи со смежными процессами; по степени непрерывности, по характеру используемого оборудования. Основные принципы организации процесса выполнения операций: дифференциации, специализации, стандартизации, пропорциональности, непрерывности, параллельности. Классификации операционных систем, их характеристика, сравнительный анализ.
  • Организация процесса выполнения операций (производства) в пространстве и во времени
    Производственная структура предприятия и определяющие ее факторы, типы структур. Основные типы планировок производства, их характеристики, преимущества и недостатки. Формы специализация производственных подразделений. Понятие производственного, технологического и операционного циклов, их взаимосвязь. Структура производственного цикла. Пути сокращения длительности производственного цикла
  • Планирование производства изделий и услуг
    Уровни планирования в организации. Взаимосвязь стратегических, тактических и оперативных решений при реализации операционной функции. Производственная мощность. Единицы измерения производственной мощности, показатели эффективности ее использо-вания. Планирование производственной мощности. Особенности планирования производственной мощности сервисных систем. Факторы, влияющие на изменение производственной мощности. Разработка годовой производственной программы и ее распределение по плановым периодам. Планирование материальных потребностей производства. Использование экономико-математических методов в планировании производства.
  • Оперативное управление производством
    Сущность оперативного управления производством, взаимосвязь стратегических, так-тических и операционных целей. Календарное планирование производства. Системы оперативного планирования, планово-учетная единица, календарно-плановые нормативы. Методы распределения работ и определения последовательности выполнения работ. Графики Гантта и их использование в процессе управления производством. Учет хода производства: задачи и содержание, организация работ. Оценка хода производства. Проблемы, связанные с выбором оценочных показателей. Контроль хода производства, основные этапы. Анализ хода производства; работы, выполняемые в ходе анализа. Регулирование хода производства.
  • Интегрированные автоматизированные системы управления производством
    Тенденции развития операционных (производственных) систем. Принципы создания производства мирового класса. Элементы интегрированной автоматизированной системы управления (ИАСУ). Особенности процесса управления в ИАСУ.
  • Управление разработкой новых изделий и услуг
    Основные тенденции в проектировании изделий и услуг. Проектирование изделия и про-цесса производства. Критерии, используемые при проектировании изделия и технологического процесса. Основные этапы подготовки производства изделий. Взаимосвязь жизненных циклов изделия и процесса. Особенности проектирования процессов оказания услуг. Условия эффективного управления разработкой систем обслуживания. Использование метода “де-тального планирования” при разработке процесса оказания услуги. Методы управления проектами, особенности их применения.
  • Содержание, особенности и организация труда операционного менеджера
    Содержание и особенности труда операционного менеджера. Требования к профессио-нальной компетенции менеджеров. Необходимые навыки. Функции менеджеров различных уровней управления. Сфера компетенции операционного менеджера при принятии стратегических решений. Организация труда операционного менеджера. Особенности мотивации персонала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Письменная экзаменационная работа
    На экзамене запрещается пользоваться любыми вспомогательными средствами, в том числе и электронными. Экзамен проводится в онлайн формате.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
    Разрешается использование любых напечатанных на бумажных носителях, а также зафиксированных от руки материалов, а также использование калькулятора в виде отдельного устройства. Использование любых средств в электронном виде (телефон, смартфон, электронные часы, ноутбуки и т.д.) запрещено.
  • неблокирующий Реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Контрольная работа + 0.6 * Письменная экзаменационная работа + 0.1 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Трачук А.В.,под ред. - Операционный менеджмент (Бакалавриат и магистратуры) - КноРус - 2017 - 360с. - ISBN: 978-5-406-05793-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922045

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A workflow scheduling deadline-based heuristic for energy optimization in Cloud. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.84FF48FA
  • Alves, J. R. X., & Alves, J. M. (2015). Production management model integrating the principles of lean manufacturing and sustainability supported by the cultural transformation of a company. International Journal of Production Research, 53(17), 5320–5333. https://doi.org/10.1080/00207543.2015.1033032
  • Byungura, J. C., Hansson, H., & Ruhinda, B. (2019). Integrated Computer-Based Management Information Systems: The Complexity and Diffusion in Rwandan Higher Education Institutions. International Journal of Education and Development Using Information and Communication Technology, 15(1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1214265
  • Caserio, C. (2019). Integrated Information Systems and Information Systems Quality: Prospects for Analysis and Emerging Trends. Economia Aziendale Online 2000 Web, 10(2), 293–320. https://doi.org/10.13132/2038-5498/10.2.1966
  • Demir, A. (2019). The Impact of Strategic Operations Management Decisions on Shoppers’ Wellbeing. Asian Academy of Management Journal, 24(1), 25–57. https://doi.org/10.21315/aamj2019.24.1.2
  • Dresch, A., Pacheco Lacerda, D., & Augusto Cauchick-Miguel, P. (2019). Design Science in Operations Management: Conceptual Foundations and Literature Analysis. Brazilian Journal of Operations & Production Management, 16(2), 333–346. https://doi.org/10.14488/BJOPM.2019.v16.n2.a13
  • FUKUZAWA, M. (2019). Factory Strategy: Research on the Role of Plants in Operations Management. Annals of Business Administrative Science, 18(5), 149–170. https://doi.org/10.7880/abas.0190731a
  • Heizer, J., Render, B., & Munson, C. (2016). Operations Management: Sustainability and Supply Chain Management, Global Edition (Vol. Twelfth edition). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419480
  • Isabelle Salmon. (2015). How do operations managers faced with the challenges linked to ageing rationalise their choices in a difficult economic context? Post-Print. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hal.journl.hal.02047894
  • Khojasteh, Y. (2018). Production Management : Advanced Models, Tools, and Applications for Pull Systems. Boca Raton, FL: Productivity Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1556602
  • Melnyk, S. A., Flynn, B. B., & Awaysheh, A. (2018). The best of times and the worst of times: empirical operations and supply chain management research. International Journal of Production Research, 56(1/2), 164–192. https://doi.org/10.1080/00207543.2017.1391423
  • OR/MS research perspectives in disaster operations management: a literature review. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C4C294A6
  • Sangka, K. B., Rahman, S., & Jie, F. (2018). An investigation into competency requirements of operations managers in third-party logistics (3pl) firms: a case of Indonesia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2A419A3B
  • Smart Asset Management or Smart Operation Management?: The Netherlands Railways Case. (2019). Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-32-9323-6_8