Магистратура
2020/2021
Игровая терапия отклонений в поведении и развитии детей
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Игровая терапия отклонений в поведении и развитии детей» являются: · ознакомление студентов с игровыми методами психологической помощи детям ; · обучение студентов практическим навыкам игровой терапии в рамках системного подхода в психотерапии. В результате освоения дисциплины студент должен: · понимать основные принципы и методологические основы игрового психологического воздействия на личность и поведение ребенка; · уметь анализировать игровую деятельность ребенка, его взаимодействие с родителями; применять техники директивной и недирективной игровой психотерапии соответственно терапевтическим целям и задачам, индивидуальным особенностям клиентов; · иметь навыки (приобрести опыт) проведения игровой психотерапии для коррекции отклонений в поведении и развитии ребенка.
Цель освоения дисциплины
- · ознакомить студентов с игровыми методами психологической помощи детям
- · обучить студентов практическим навыкам игровой терапии в рамках системного подхода в психотерапии.
Планируемые результаты обучения
- Понимает возможности использования игры в консультировании и психотерапии, различает концепции директивной, аналитической и недирективной игровой терапии.
- Владеет навыками игровой терапии, центрированной на ребенке, интервенций, отражающих действия и чувства ребенка, поддерживающих его самоуважение и введения ограничений.
- Умеет определять стратегию и применять техники ИТЦР в зависимости от запроса и индивидуальных особенностей клиента
- Умеет видеть проявления травмы в поведении детей, владеет навыками проведения игровой терапии в ситуации травмы
- Понимает основные принципы ТДРВ, владеет навыками диагностики детско-родительских отношений в ходе наблюдения за диадическим взаимодействием
- Владеет навыками проведения недирективной поведенческой игровой терапии и формирования навыков поддержания дисциплины
- Умеет определять стратегию и применять техники ТДРВ и в соответствии с запросами и индивидуальными особенностями клиентов
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Недирективная игровая психотерапия
- Тема 1.1. Игра, как вид деятельности. Особенности и терапевтические факторы игры.Определения игры у разных авторов. Дети не маленькие взрослые. Функции игры – Фрейд, Пиаже. Различие в теоретических представлениях об игре в российской и западной психологии. Символическая функция, функция общения. Игра, как необходимая составляющая здорового развития ребенка. • Терапевтические факторы и главные функциональные преимущества игры и особенности игры: преодоление сопротивления; облегчение общения с ребенком, принятие ребенком ответственности ; развитие творческих возможностей; возможность отреагирования; • Ролевая игра как возможность для ребенка вхождения в другую роль; развитие воображения; укрепление отношений (развитие социальных навыков), отношения переносятся в жизнь; получение удовольствия.
- Тема 1.2. История развития игровой психотерапии. Направления игровой психотерапии• Психоаналитическая игровая терапия Идеи З.Фрейда – Анна Фрейд, Мелани Кляйн; Дональд Винникот. • Игровая терапия как построение отношений. Идеи Отто Ранка, перенес акцента с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношении в системе «терапевт – клиент», Здесь и теперь в игре с ребенком, фокус на происходящее в кабинете» (в центр внимания то, что происходит«здесь и теперь», в кабинете терапевта. • Песочная терапия – юнгианская школа психоанализа. Техника «Построения мира» из песка Маргарет Ловенфельд. • Поведенческая игровая терапия. Скиннер, Бандура – бихевиоральный подход. Основана на теории научения через позитивное подкрепление. • Групповая игровая терапия – Чарльз Шефер, Хаим Гиннот • Игровая терапия центрированная на ребенке (ИТЦР) – Вирджиния Экслайн. Гарри Лэндрет. • Современное поле игровой терапии. Классификация А.Баркевич, Rise VanFleet.
- Тема 1.3. Недирективная игровая терапия. Теоретические предпосылки подхода - клиентоцентрированный подход в консультировании (К.Роджерс). Теория структуры личности, центрированная на ребенке.• Феноменологический подход к теории личности: субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека; люди способны определять свою судьбу; люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала. • Идея и центральная гипотеза клиент-центрированного подхода. Три условия подхода: подлинность, искренность или конгруэнтность; принятие, забота или признание – безусловное позитивное отношение; наличие эмпатического понимания. • Три главных конструкта теории структуры личности, центрированной на ребенке: организм (или человек), феноменальное поле и Я ребенка (self). Постулаты Роджерса о личности и поведении, как ключ к пониманию клиент-центрированного подхода.
- Тема 1.4. Цели недирективной игровой терапии. Игрушки и материалы для недирективной игровой терапии· Обеспечение ребенку позитивного опыта роста в присутствии понимающего и поддерживающего взрослого, как необходимое условие для обнаружения ребенком внутренних cил. Согласно подходу, цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации · Цель игровой терапии помочь ребенку: развить более позитивную Я-концепцию; стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать более самоуправляемым; выработать большую; способность к самопринятию; в большей степени полагаться на самого себя; выработать способность к самостоятельному принятию решений; овладеть чувством контроля; развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; развить внутренний источник оценки; обрести веру в самого себя. · Три класса игрушек для игровой терапии: игрушки из реальной жизни; игрушки, помогающие отреагировать агрессию; игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Игрушки для переносной игровой комнаты.
- Тема 1.5. Стадии недирективной игровой терапии. Качества необходимые игровому терапевту для эффективной деятельности· Определение недирективной игровой терапии. Стадии процесса игровой терапии, как результат взаимодействия между терапевтом и ребенком. · Стадии игровой терапии по Кларку Мустакасу. Описательный анализ процесса игровой терапии Хендрикс и Уити. · Восемь основных принципов игровой терапии В.Экслайн. · Принципы отношений с детьми Г.Лэндрета. · Чек-лист игрового терапевта Г.Лэндрета. · Трекинг (отражение) в игровой терапии, центрированной на ребенке. Поведенческий, сюжетный и эмоциональный трекинг.
- Тема 1.6. Установление ограничений в игровой терапии. Типичные проблемы игровой терапии· Основные направления в установлении ограничений. Эмоциональная и физическая безопасность ребенка, терапевта, оборудования. · Методологическая основа терапевтических ограничений. Процедуры установления терапевтических ограничений. Шаги в установлении терапевтических ограничений. Ситуационные, временные и др. ограничения. · Типичные проблемы игровой терапии.
- Тема 1.7. Развитие самоуважения ребенка в игровой терапии· Влияние взрослых на устойчивость детей к ошибкам · Развитие самоуважения ребенка в ИТЦР. Отражение терапевтом небольших результатов деятельности ребенка.
- Тема 1.8. Взаимодействие с родителями в рамках недирективной игровой терапии· Исходная информация. Нужно ли проводить терапевтическую работу с родителями? Подготовка родителей и ребенка к первой встрече, объяснение сути терапии. · Беседа с родителями. Как объяснить родителям сущность игровой терапии. Как подготовить родителей к разлуке.
- Тема 1.9. Завершение терапии. Этические нормы в работе игрового терапевта· Определение терапевтического продвижения внутри сеансов. Параметры изменений. Значение прекращения терапии. Критерии выбора момента прекращения терапии. Процедура завершения отношений. · Получение разрешения от опекуна. Конфиденциальность. Консультация смежных специалистов.
- Раздел 2. Игровая терапия с ребенком, пережившим травму
- Тема 2.1. Проявления травмы в поведении детей. Цели и задачи недирективной игровой терапии при работе с ребенком, переживающим травму.· Особенности, характеризующие детей, переживших травматическое событие. · Отличия детской реакции на травму от реакции взрослого. Важность быстрого обращения за помощью. · Классификация детской травмы по Леонор Терр. Последствия травмы. · Сочетание принципов недирективной игровой терапии с кризисной реакцией. · Возможность разыгрывания травматического опыта не как собственного; движение в собственном темпе; обретение чувства власти и контроля над ситуацией; преодоление чувства уязвимости и незащищенности.
- Тема 2.2. Игровая терапия в ситуации травмы вследствие единичного внезапного стрессора (ситуация смерти, катастрофы).· Особенности переживания детьми смерти в зависимости от их возраста. · Возможности групповой работы. Возможные реакции детей.
- Тема 2.3. Игровая терапия в ситуации травмы вследствие повторяющихся или длительных испытаний (жестокое обращение, сексуальное домогательство, хронические заболевания).· Последствия ЖО с детьми. Поведение детей, ставших жертвами жестокого обращения (ЖО): агрессивность и строптивость; замкнутость и пассивность; самообвиняющее и саморазрушающее поведение; настороженность; диссоциации. Доминирующие игровые модели – механическая игра без использования фантазий; повторяющаяся компульсивная игра. Симптомы, могущие свидетельствовать о ЖО. Особенности контакта, фокус внимания игрового терапевта. · Последствия сексуального домогательства (СД) для детей. Особенности игрового поведения детей, ставших жертвами сексуальных домогательств. Игровые модели: абреактивная игра; агрессивная игра; диссоциативная игра; игра в заботу; персеверативная игра; регрессивная игра; сексуализированная игра. Особенности контакта, фокус внимания игрового терапевта. · Трудности, с которыми сталкиваются дети, страдающие хроническими заболеваниями. Особенности игры и поведения ребенка, страдающего хроническими заболеваниями. Особенности контакта, фокус внимания игрового терапевта.
- Тема 2.4. Что делать взрослым? Как общаться с ребенком, пережившим травму.· Как сказать ребенку о смерти; что ответить, если ребенок спрашивает:»Почему?»; говорить ли о смерти в религиозных терминах; брать ли ребенка на панихиду, похороны, поминки; нужно ли видеть ребенку слезы и горе близких; сообщать ли учителям о смерти. · Когда дети могут начать играть; что важно делать для детей; что нужно знать родителям о детях, переживших травму; как родители могут помочь ребенку, пережившему травму. · Понимают ли дети происходящее; когда следует обратиться за профессиональной помощью. · Сохранение памяти об умершем.
- Раздел 3. Тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ)
- Тема 3.1. Цели, методы и основные принципы ТДРВПоказания для проведения ТДРВ. Основные принципы ТДРВ. Требования к уровню развития ребенка. Сочетание бихевиористского тренинга родителей с недирективной игровой терапией ребенка. Рекомендуемые игрушки, организация помещения. Формат психотерапевтических сессий. Взаимодействие с социальным окружением семьи. Ограничения ТДРВ.
- Тема 3.2. Психологические проблемы детско-родительского взаимодействия. Роль дисциплины и эмоционального принятия в развитии ребенкаОсновные параметры детско-родительских отношений. Родительская любовь. Привязанность к родителям. Отношение родителей к ребенку. Родительский мониторинг. Стили воспитания. Роль дисциплины и послушания в психологическом развитии ребенка. Причины непослушания ребенка.
- Тема 3.3. Диагностическое интервью с родителями, наблюдение за диадическим взаимодействием родителя и ребенкаУстановление контакта с семьей, диагностическое интервью, опросники, бланки наблюдений и дневники выполнения упражнений. Кодированная система регистрации диадического взаимодействия между родителем и ребенком. Обратная связь. Отработка навыков наблюдения за диадическим взаимодействием.
- Тема 3.4. Обучение родителей недирективной поведенческой игровой терапии (ПИТ)Цели и методы обучающей сессии. Материальное обеспечение. Понятие стратегического внимания. Представление техник делания и неделания. Использование избирательного игнорирования. Тренировка навыков родителей в ролевой игре. Отслеживание терапевтом родительских ошибок в моделировании. Обсуждение использования игровой терапии дома.
- Тема 3.5. Совершенствование родительских навыков поведенческой игровой терапииРодители как поведенческая модель для своих детей. Преодоление гнева родителей в детско-родительских отношениях. Проверка и обсуждение домашних заданий в ходе психотерапии, выявление проблемных зон, тренировка конкретных навыков. Оценка качественных аспектов детско-родительского взаимодействия. Соответствие требований родителей уровню развития ребенка. Специфические задачи семьи. Выявление индивидуальных родительских трудностей и стрессоров. Перенос навыков на повседневную жизнь. Изменения в поведении детей. Тренировка конкретной похвалы. Обсуждение с родителями их социального окружения и получаемой от него поддержки. Готовность просить и принимать помощь. Время, проводимое родителями без детей. Помощь психологических и социальных служб. Понимание эмоций ребенка.
- Тема 3.6. Цели, методы и принципы терапии, направленной на тренировку дисциплиныЦели, методы и принципы психотерапии, направленной на тренировку дисциплины. Критерии готовности ребенка к дисциплинарной стадии тренинга. Требования к родительским командам. Различия между непослушанием и плохим поведением. Требования к правилам. Опыт семьи в установлении и поддержании дисциплины.
- Тема 3.7. Обучение родителей навыкам поддержания дисциплины в игровых ситуацияхКоррекция родительского мониторинга. Техника тайм-аута. Обучение родителей технике тайм-аута. Тренировка навыков послушания. в домашних заданиях.
- Тема 3.8. Распространение навыков дисциплины на повседневную жизньКритерии овладения родителями навыками поддержания дисциплины в игровой ситуации. Реакция сиблингов на психотерапию. Установление домашних правил. Перенос навыков поддержания дисциплины в повседневную жизнь. Проведение тайм-аута в гостях и в общественных местах, в дороге. Взаимодействие с организациями, в которых участвует ребенок.
- Тема 3.9. Психологическая поддержка родителей. Учет индивидуальных особенностей детей и родителей в ТДРВАдаптация типовых техник ТДРВ для индивидуальных особенностей детей и родителей. Личностные трудности в проведении ПИТ и дисциплинарной стадии. Работа с несколькими сиблингами. Учет системных факторов при проведении ТДРВ.
- Тема 3.10. Завершение психотерапии семьи с использованием ТДРВ. Оценка эффективностиПодготовка семьи к завершению психотерапии. Критерии успешности психотерапии. Обзор прогресса и обсуждение стратегий по устранению оставшихся проблем. Другие инструменты поддержания дисциплины. Подкрепление хорошего поведения ребенка. Укрепление чувства родительской компетентности. Ритуал завершения. Контрольные сессии.
Элементы контроля
- Групповые дискуссии по результатам наблюдения за терапевтическими сессиями Раздела 1.
- Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 1.
- Коллоквиум в форме массового опроса по Разделу 1.
- Групповые дискуссии по поводу обсуждаемых случаев Раздела 2
- Групповые дискуссии по результатам наблюдения за терапевтическими сессиями Раздела 3.
- Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 3
- Коллоквиум в форме массового опроса по Разделу 3.
- Письменный экзамен по разделу 1• Преподаватели по каждому разделу дисциплины вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия.
- Письменный экзамен по разделу 3• Преподаватели по каждому разделу дисциплины вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия.
- Групповая дискуссия по разделу 2• Преподаватели по каждому разделу дисциплины вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Групповая дискуссия по разделу 2 + 0.15 * Групповые дискуссии по поводу обсуждаемых случаев Раздела 2 + 0.075 * Групповые дискуссии по результатам наблюдения за терапевтическими сессиями Раздела 1. + 0.1 * Групповые дискуссии по результатам наблюдения за терапевтическими сессиями Раздела 3. + 0.1 * Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 1. + 0.1 * Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 3 + 0.075 * Коллоквиум в форме массового опроса по Разделу 1. + 0.1 * Коллоквиум в форме массового опроса по Разделу 3. + 0.1 * Письменный экзамен по разделу 1 + 0.1 * Письменный экзамен по разделу 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учебное пособие / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-280-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/148093
- Игра в раннем детстве: От рождения до 6 лет: Учебное пособие / Шеридан М. - М.:Альпина нон-фикшн, 2017. - 146 с.: 70x100 1/32. - (Раннее развитие) (Обложка) ISBN 978-5-91671-508-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002322
- Решетников М. М. - ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-534-05650-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihicheskaya-travma-441480
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта / В.И. Гарбузов. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - 296 с. - ISBN 978-5-9925-1036-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1043967
- Грин, Росс В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей [Электронный ресурс] / Росс В. Грин ; пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. — 10-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 264 с). — М. : Теревинф, 2019. — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-4212-0567-8 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1029063 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1029063
- Копытин А.И. - Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса - ООО "Когито-центр" - 2014 - 203с. - ISBN: 978-5-89353-420-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109316
- Нарушения поведения и развития у детей: книга для хороших родителей и специалистов / под ред. Л.С. Чутко. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. — 176 с. — (Специальная педагогика). - ISBN 978-5-9925-0672-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1044268
- Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок / М.И. Лохов, Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. — 328 с. — (Специальная педагогика). - ISBN 978-5-9925-0674-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1044274
- Падун, М.А. Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика : монография / М.А. Падун, А.В. Котельникова. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 206 с. - (Перспективы психологии). - ISBN 978-5-9270-0231-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059546
- Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и её последствия: Учебник / Хрусталева Н.С. - СПб:СПбГУ, 2014. - 372 с.: ISBN 978-5-288-05583-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941588
- Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание : монография / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. - 496 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0343-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060972
- Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика : монография / Н.В. Тарабрина. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-9270-0143-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059129