• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Корея)

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ким Ен Ун, Строганова Ирина Борисовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины является: - формирование знаний о религиозно-философских традициях Кореи Нового и новейшего времени; - формирование знаний об основных интеллектуальных достижениях в Корее в области исторических исследований, общественно-политической мысли и философии Нового и новейшего времени.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления о религиозно-философских традициях Кореи Нового и новейшего времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные религиозные течения в Корее на рубеже XIX-XX вв. Уметь выделять их характерные особенности
  • Формулирует ключевые вехи в истории распространения протестантизма в Корее на рубеже XIX-XX вв.
  • Формулирует, как складывалась национальная историография, чем она отличается от традиционной историографии Кореи
  • Анализирует историю становления и развития реформаторского движения и идеологии
  • Воспроизводит историю формирования национал-реформистского движения в Корее
  • Воспроизводит историю формирования первых женских организаций, становления феминистских идей в художественной литературе, искусстве, общественной жизни
  • Формулирует особенности северокорейской идеологии и пропаганды
  • Демонстрирует навыки учиться, приобретать новые знания, умения в области духовного развития Кореи
  • Применяет навыки выявления научной сущности проблем в области востоковедения, в частности, в сфере изучения интеллектуальной истории Кореи
  • Демонстрирует навыки работы с информацией: навыки поиска, оценки и использования информации из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Демонстрирует навыки составления научно-аналитических обзоров, презентаций, информационных справок по проблемам духовного и интеллектуального развития Кореи
  • Представляет связи между основными факторами влияния этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии на культурное развитие в целом и на формирование деловой культуры и этикета поведения
  • Дает определение основных категорий и понятий. Демонстрирует умение применять категориально-понятийный аппарат в рамках научного исследования проблем духовного и интеллектуального развития Кореи
  • Интерпретирует основные мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы в духовном и интеллектуальном развитии Кореи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 2. Философско-религиозная картина Китая. Шаманизм, анимизм, даосизм, буддизм
    Религиозно-философская картина Китая. Основные мифы о сотворении Поднебесной. Появление культа Неба. Божественный китайский пантеон. Форма китайского шаманизма. Конфуций и зарождение конфуцианства. Основы конфуцианства. Ли Дань и написание Даодэцзин. Основные принципы даосизма. Чжуан Цзы и его учение.
  • Лекция 1. Вводная лекция. Определение термина «религия». Анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм.
    Определение термина «религия». Элементы любой религии. Религия в период зарождения фундаментальных наук. Социальная теория происхождения религии (Карл Маркс). Объяснение религиозных феноменов с точки зрения нейробиологии. Определение «анимизма» и его примеры. Определение «тотемизма» и его примеры. Определение «фетишизма» и его примеры. Определение «шаманизма» и его примеры.
  • Лекция 3. Буддизм в Индии. Проникновение буддизма в Китай и его трансформация
    Предыстория появления буддизма в Индии: Сиддхартха Гаутама и его окружение, взросление, начало духовного пути, проповедование, собрание общины, гонения. Основы религии буддизма. Смерть Будды и буддийские соборы. Появление понятий «бодхисатва». Махаяна, хинаяна, тхеравада. Проникновение буддизма в Китай. Появление чань-буддизма. Японский дзен-буддизм.
  • Лекция 4. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В IV-IX ВВ
    Религия на Корейском полуострове в IV-IX вв.: первобытный фетишизм, шаманизм, тотемизм. Совмещенная роль вана и шамана (упоминание в Самгук Саги). Представление корейцев о душе. Культ Неба, сооружение алтарей предков. Основной пантеон корейских божеств. Мифы об основателях Трех государств. Даосизм на Корейском полуострове. М.И. Никитина и ее реконструкция самобытной местной идеологической системы на Корейском полуострове.
  • Лекция 5. Корейский шаманизм
    Жизнь и деятельность шаманов в современной Южной Корее. Шаманский алтарь. Атрибутика. Музыкальные инструменты. Шаманизм в повседневной жизни южных корейцев. Шаманские музеи. Шаманское изобразительное искусство. Шаманизм и медицина
  • Лекция 6-7. Буддизм в Корее с X в и до настоящего времени
    Основные направления корейского буддизма. Секты буддизма и их трансформации в существующие направления. Представители Чистой Земли. Противостояние дзен-буддизму. Основные культы. История развития буддизма в период Корё и Чосон. Буддизм в Северной Корее.
  • Лекция 8. Конфуцианство на Корейском полуострове
    Распространение конфуцианства в Трех государствах. Институт Хваран. Конфуцианство в эпоху Корё: национальный университет Кукчагам. Конфуцианство в эпоху Чосон: конфуцианская академия Сонгюнгван, расцвет учения, организация частных школ Совон. Неоконфуцианство. Деятельность Ли Хвана и Ли И. Учение Сирхак («движение за реальные науки»).
  • Лекция 9. Христианство на Корейском полуострове
    Проникновение христианства на Корейский полуостров. Протестантизм и католицизм и их роль в процессе вестернизации Кореи. Корейское христианство после захвата Японией. История христианства после освобождения полуострова. Особенности корейского христианства.
  • Лекция 10. Местные секты и локальные «новые» религии Республики Корея
    Наследие движения «Тонхак» и фигура Чхве Чжэу. Новые религии: Чхондогё, Тэджонгё, Чхынсандо, Вонпульгё.
  • Формирование новых религиозных верований в Корее на руб. XIX-XX вв.
    Формирование учения тонхак. Чхве Джеу, Чхве Сихён, Чон Бонджун - лидеры и идеологи тонхак. Распространение идей тонхак в Корее. Формирование общины тонхак. Восстание тонхаков и его последствия для секты. Трансформация тонхак - формирование учения чхондогё. Сон Бёнхи и его учение. Просветительская деятельность Сон Бёнхи и секты чхондогё в годы японской оккупации. Религиозные учения чынсангё, тэджонгё. Кан Ильсун (Чынсан) и учение чунсангё. Пак Чунбин (Сотхэсан) и буддийская община вонбульгё.
  • Становление национальной историографии в Корее. Корейские историки-националисты и их общественно-политическая деятельность на руб. XIX – XX вв.
    Корейская историография в кон. XIX вв. Японские историки о Корее. Научная и публицистическая деятельность Син Чхэхо. Новые представления о нации, историческом прошлом Кореи. Колониальная историография. Школа Ли Бёндо. Корейские интеллектуалы левого толка. Историки-марксисты и левое движение в Корее. Научная и политическая деятельность Пэк Намуна. Разногласия с историками-националистами.
  • Распространение христианства и просветительская деятельность первых протестантских миссионеров в Корее (кон. XIX – нач. XX вв.)
    Проникновение французских, американских христианских миссионеров в Корею. Уильям Гриффис, Гораций Н. Аллен, Генри Г. Аппенцеллер, Гомер Б. Хальберт - протестантские миссионеры в Корее. Просветительская деятельность миссионеров. Влияние на интеллектуальную жизнь Кореи кон. XIX – нач. XX вв. Борьба миссионеров с шаманскими ритуалами и конфуцианскими культами. Женская христианская миссия в Корее.
  • Национал-реформизм и корейские интеллектуалы эпохи «культурного управления»
    Эпоха «культурного управления» в Корее: отличительные черты. Активизация националистической прессы. Журналы «Кебёк», «Син сенхваль», «Синчхонджи» и др. Рост общественных организаций. Чачжакхве, Ёнджонхве (Общество по изучению политики), Чосон мульсан чаннёнхве (Общество поощрения производства). «Минчжок кечжорон» Ли Гвансу (1922). Градуалистский подход к вопросу о национальной независимости. Умеренное направление в национал-реформизме (Ан Джэхон). Радикальная критика национал-реформизма. Интеллектуальная жизнь Кореи в 1930-1940-е гг. Попытка примирить национал-реформистов и представителей других течений национально-освободительного движения (Синганхве 1927-1930).
  • Особенности северокорейской идеологии
    Формирование иделогии чучхе. Элементы религии в культе личности в КНДР. Традиционная и современная корейская мысль
  • Реформаторское движение в Корее. Корейские интеллектуалы – реформаторы кон. XIX в.
    Корейские реформаторы 1880-х гг. Ким Оккюн, Со Джэпхиль, Ю Гильджун, Пак Ёнхё, Хон Ёнсик. Идеи и политическая деятельность. «Общество независимости» (Ю Гильджун, Ли Санджэ, Юн Чхихо, Со Джэпхиль). Первые националистические печатные издания кон. XIX вв. Жизнь и общественно-политическая деятельность Юн Чхихо. Интеллектуальная жизнь Кореи в период протектората. Просветительские организации Синминхве, Ильчинхве. Просветительские журналы Чхве Намсона. Секта чхондогё и ее просветительская деятельность. Взаимоотношения просветителей и христианских миссионеров. Просветительские общества Хонджон ёнгухве, Тэхан чаганхве. Радикальное крыло просветительского движения – Ли Донхви.
  • Зарождение корейского феминизма. Первые женщины – интеллектуалки. Синёсон и их роль в корейской культуре.
    Создание первой женской общественной организации Чханянхве (Общество прославления). Реформаторское движение в Корее и тема женского равноправия. Создание первых школ для девочек (государственных и частных). Христианская миссия в Корее и их просветительская деятельность среди женщин. Образ хёнмоянчхо. Формирование нового образа женщины – интеллектуалки и общественного деятеля – синёсон. Основные направления деятельности женщин-интеллектуалок. Новый взгляд на взаимоотношения между полами. Факторы появления феномена синёсон в Корее в нач. 20 в. Радикальное и умеренное крыло синёсон. Женские журналы, общественные организации 1910-20-х гг. Ёджа чхоннён чхон тонмэн, Кынухве.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий семинары Ким Е.Е.
  • неблокирующий зачет
    Зачет проводится в дистанционном формате в форме доклада и выступления с небольшим сообщением на 10 минут .
  • неблокирующий семинары Строгановой И.Б.
    Работа на семинарах проводится в устной форме. Предусмотрена групповая работа с источниками, а также, по усмотрению преподавателя, выступления с докладами и презентациями. По итогам выступления на семинарском занятии преподаватель выставляет оценки в рабочую ведомость.
  • неблокирующий срез знаний
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * зачет + 0.25 * семинары Ким Е.Е. + 0.125 * семинары Строгановой И.Б. + 0.125 * срез знаний + 0.25 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bradshaw, E. (2020). North Korea : A Closer Look at the Secret State. New York: Greenhaven Publishing LLC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2174022
  • Chung, C. (2010). Modern Korean Literature. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495003
  • Grzelczyk, V. (2018). North Korea’s New Diplomacy : Challenging Political Isolation in the 21st Century. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1231250
  • Majumder, S. (2013). Nordkorea : politisches System, Ideologie und die Familie Kim : annotierte Online-Bibliographie = North Korea: political system, ideology and the Kim family / Sonja Majumder. Hamburg: GIGA German Institute of Global and Area Studies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.416635423
  • Oak, S.-D. (2013). The Making of Korean Christianity : Protestant Encounters with Korean Religions, 1876-1915. Waco, Texas: Baylor University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=644036
  • Winstanley-Chesters, R. (2014). Environment, Politics, and Ideology in North Korea : Landscape As Political Project. Lanham: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=908821
  • История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История религий : учеб. пособие, Астапов С.Н., Бурлуцкая Е.В., 2014
  • История религий Востока : учеб. пособие для вузов, Васильев, Л. С., 2004
  • История религий Японии IX - XII вв., Трубникова, Н. Н., 2009
  • Красников А. Н., Гаврилина Л. М., Элбакян Е. С. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 141с. - ISBN: 978-5-534-06573-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-i-filosofiya-religii-aktualnye-problemy-451617

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gerschewski, J., & Dukalskis, A. (2018). How the Internet Can Reinforce Authoritarian Regimes: The Case of North Korea. Georgetown Journal of International Affairs, 19, 12–19. https://doi.org/10.1353/gia.2018.0002
  • Harrison, M. (2016). North Korea : Political, Economic and Social Issues. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1430779
  • Введение в буддологию : курс лекций : учеб. пособие для вузов, Торчинов, Е. А., 2000
  • Древний Китай. Т. 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.), Васильев, Л. С., 2015
  • История культуры Китая : учеб. пособие для вузов, Кравцова, М. Е., 2003
  • Матецкая А.В. - Религиоведение - Русайнс - 2017 - 178с. - ISBN: 978-5-4365-2283-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927858