Бакалавриат
2020/2021
Введение в индивидуальное консультирование
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.03.01 – психология, уровень бакалавра, является базовой дисциплиной подготовки по образовательной программе «Психология» департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История психологии», «Психология деятельности и способностей», «Психология личности и индивидуальных различий», «Психология эмоций и мотивации». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Навыки психолога-консультанта», «Основные подходы в психологическом консультировании», «Подбор, оценка персонала»
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Введение в индивидуальное консультирование» являются: понимание студентами истории становления психотерапевтической теории и практики, основных предпосылок возникновения практики психологического консультирования, этики психолога-консультанта, а также природы консультационного отношения, динамики консультационного процесса и основных проблем, возникающих в деятельности самого психолога-консультанта; рефлексия студентами ключевых тем и проблем теории и практики индивидуального психологического консультирования; практическое освоение студентами базовых навыков психолога-консультанта.
Планируемые результаты обучения
- Понимает и определяет специфику психологического консультирования как отрасли практической психологии
- Понимает и определяет внепсихологические (социальные) и внутрипсихологические факторы развития психологического консультирования
- Понимает и определяет основания сходства и различия психологического консультирования и психотерапии
- Понимает предпосылки психологического консультирования, возникшие в рамках психоанализа
- Понимает предпосылки психологического консультирования, возникшие в рамках аналитической психологии
- Понимает предпосылки психологического консультирования, возникшие в рамках индивидуальной психологии
- Понимает предпосылки психологического консультирования, возникшие в рамках дазайн-анализа
- Понимает обстоятельства возникновения психологического консультирования как специфической психологической практики межличностного помогающего взаимодействия
- Понимает основные направления развития психологического консультирования в рамках человекоцентрированного подхода
- Понимает и определяет взаимосвязь психологического консультирования и психотерапии. Представляет основные тенденции в развитии данных помогающих профессий
- Понимает и определяет основные стадии и этапы психологического консультирования как процесса
- Знает и различает основные виды психологического консультирования, его стратегические и тактические составляющие
- Различает основные направления консультационной психологической работы. Способен проводить соответствющий анализ из различных позиций участников консультационного взаимодействия
- Способен реализовать и анализировать основные этапы первичного приема в работе психолога-консультанта
- Способен к рефлексии позитивных и негативных моментов собственной консультационной работы с клиентом
- Способен к рефлексии собственного личного и профессионального опыта, полученного в рамках практических занятий
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Предметная область психологического консультирования.Цели курса. Теоретическая рефлексия психологического консультирования. Варианты описания психологического консультирования. Психологическое консультирование и практика консультирования. Психологическое консультирование и психологическая наука. Исходные определения психологического консультирования. Плюрализм видов психологического консультирования. Основания классификации видов психологического консультирования.
- Тема 2. Факторы развития психологического консультирования.Социальные факторы развития психологического консультирования (демократизация, дифференциация, проблемогенность, вестернизация социальной жизни; нарастающая неэффективность традиционных институтов социализации; недостаточность законодательной базы). Психологические факторы развития психологического консультирования (интеграция мировой психологии; развитие практической психологии; гуманизация психологии; развитие психокультуры).
- Тема 3. Психологическое консультирование и психотерапияПсихологическое консультирование и психотерапия: элементы тождества (характер и предмет работы). Психологическое консультирование и психотерапия: элементы различия (клиентура, продолжительность, средства, характер запроса, эффекты, характер профессиональной подготовки). Относительность различий. Современные тенденции в отношениях между психологическим консультированием и психотерапией. Психологическое консультирование как преамбула психотерапии.
- Тема 4. Предпосылки психологического консультирования в психоанализе (З.Фрейд).Психоанализ как первая вневрачебная форма психотерапии. Структура психотерапевтической системы. Эволюция теории, техники и практики в психоанализе. Делегирование свободы пациенту – психоаналитическая предпосылка психологического консультирования. Основные тенденции в развитии фрейдизма. Специфика психоаналитической ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в психоаналитическом консультировании. Основные тенденции в развитии современного психоанализа.
- Тема 5. Предпосылки психологического консультирования в аналитической психологии и психотерапии (К.Юнг).Эволюция аналитической психологии. Аналитическая психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Делегирование позитивности пациенту – аналитическая предпосылка психологического консультирования. Специфика аналитической ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в аналитическом консультировании. Основные тенденции в развитии современной аналитической психологии
- Тема 6. Предпосылки психологического консультирования в индивидуальной психологии и психотерапии (А.Адлер).Эволюция индивидуальной психологии. Индивидуальная психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Делегирование ответственности пациенту – аналитическая предпосылка психологического консультирования. Специфика адлерианской ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в адлерианском консультировании. Основные тенденции в развитии современной индивидуальной психологии.
- Тема 7. Предпосылки психологического консультирования в экзистенциальной психологии и психотерапии (Л.Бинсвангер).Эволюция экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Эволюция феноменологического метода. Интуитивная детехнизация – экзистенциальная предпосылка психологического консультирования. Специфика экзистенциальной ориентации в психологическом консультировании. Случай Эллен Вест. Модели консультанта и консультируемого в экзистенциальном консультировании. Основные тенденции в развитии современной экзистенциальной психологии.
- Тема 8. Возникновение психологического консультирования (Р.Мэй)Эволюция системы психотерапии-консультирования Р.Мэя. Оппозиция фрейдизму. Отношение к экзистенциализму. Характер теоретизирования. Невостребованность психоаналитической теории и техники. Вынужденный акцент на практической составляющей деятельности психолога-психотерапевта. Возникновение психологического консультирования. Основные принципы и правила психологического консультирования. Требования к психологу-консультанту.
- Тема 9. Развитие психологического консультирования (К.Роджерс).Эволюция системы психотерапии-консультирования К.Роджерса. Основные особенности человекоцентрированной системы психотерапии-консультирования. Инновационный характер теории, техники и практики в роджерианстве. Изучение практики психотерапии-консультирования. Необходимые и достаточные условия позитивных личностных изменений. Процесс психотерапии-консультирования. Различение психологического консультирования и психотерапии по Роджерсу. Основные эффекты психотерапии-консультирования.
- Тема 10. Основные тенденции в развитии психологического консультирования.Соотношение траекторий развития систем консультирования-психотерапии. Основные тенденции в развитии психотерапии-консультирования (эгалитарность, самоощущение, самопонимание, самоисследование, самоактивность, нормальность, личностный рост, метапрактичность).
- Тема 11. Стадии и этапы психологического консультирования.Основные стадии процесса консультирования: запись, первичный прием, процесс консультирования, завершение консультирования. Этапы первичного приема: очное знакомство, начало беседы, формулирование исходного запроса, экспозиция проблемного поля, фокусировка, смена языка клиентом, завершение беседы, прощание. Формы эволюции психологического консультирования.
- Тема 12. Стратегия, тактика, техника и основные виды психологического консультирования.Коррекционная и трансформационная стратегии психологического консультирования. Тактика консультирования – контактирование. Уровни психологического контакта: поведенческий, эмоциональный и семантический. Динамика уровней психологического контакта. Типичные проявления клиента и психолога-консультанта на разных уровнях контактирования. Техника консультативной беседы. Зоны работы психолога-консультанта и ее эффективность. Контактное психологическое консультирование. Дистантные виды психологического консультирования: телефонное консультирование и Интернет-консультирование.
- Тема 13. Инсценирование консультационных сессий.Инсценирование консультационных сессий в рамках психоаналитического, экзистенциального и гуманистического направлений. Стенограммы сессий М.Балинта, А.Лэнгле, К.Роджерса. Обсуждение работы психологов-консультантов (психотерапевтов) с позиций клиента, консультанта, наблюдателя.
- Тема 14. Практика первичного приема.Работа в триадах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума.
- Тема 15. Практика вторичного приема.Работа в триадах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Сопоставление опыта первой и второй беседы с клиентом. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума.
- Тема 16. Итоговое обсуждение практики психологического консультирования.Неструктурированная групповая дискуссия участников практикума. Обсуждение личного и профессионального опыта, полученного в рамках практических занятий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Выступления на семинарах + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Посещение + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Искусство психологического консультирования : как давать и обретать душевное здоровье, Мэй, Р., 2002
- Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов, Кочюнас, Р., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психологическое консультирование и психотерапия : сб. ст., , 2004