• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Управление образовательными системами

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лозинг Вячеслав Рудольфович, Силина Лада Владимировна
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс предназначен для студентов, которые заинтересованы в том, чтобы лучше понять, как функционируют образовательные системы, что является основанием их проектирования и развития. В рамках курса участники будут разрабатывать управленческий кейс, на практике познакомятся с элементами инновационных образовательных систем. Обсуждение предложенных в рамках курса источников позволят студентам понять возможности использования определенных инструментов управления образовательными системами, продемонстрировать умения самостоятельно планировать деятельность по управлению изменениями. Студенты научатся получать информацию о локальных образовательных системах и моделях управления ими, анализировать полученную информацию, выделять проблемы и ставить цели, а также Студенты научатся оформлять результаты изучения локальных образовательных систем и моделей управления ими, в том числе гипотезы, выводы и рекомендации, в аналитической записке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повышение уровня знаний и профессиональных компетентностей в области управления образовательными системами на основе понимания основных характеристик образовательных систем, тенденций их развития, имеющихся инструментов и механизмов управления ими с возможностью дальнейшего применения знаний на практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • оформлять результаты проектирования изменений локаль- ных образовательных систем и моделей управления ими
  • разрабатывать проектные предложения по изменению ло- кальных образовательных систем и моделей управления ими
  • создавать новые модели управления локальными образовательными системами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие управления.
    Многообразие управления, расплывчатость понятия управ- ления. Классификация управления: управление техническими сис- темами (неживая природа), управление биологическими система- ми (живая природа), управление социальными системами (челове- ческое общество). Виды социального управления: административно- государственное (политическое) управление, управление социаль- но-культурной сферой, управление материальным производством. Подвиды управления социально-культурной сферой: управление социальным развитием, управление образованием, управление занятостью, управление социальным обеспечением и др.
  • Понятие образовательной системы (ОС).
    Всемирно-историческая и культурно-историческая концеп- ции исторического развития. Идея однолинейности развития обра- зования и последовательной преемственности ОС. Идея нелиней- ности развития образования и одновременного существования многих самодостаточных и самоценных ОС. Создание ОС как столк- новение Вызова («Божественного испытания») и Ответа творческо- го меньшинства. Закономерности развития ОС: генезис, рост, над- лом, разложение, гибель. Понятие локальные цивилизации ОС. К.Д. Ушинский П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, др. о педагогической науке и пе- дагогической практике как о единой системе. Понятие системы. Свойства систем: целостность и обособленность. Модели и моде- лирование. Модель образовательной системы. Подсистемы моде- ли образовательной системы: подсистема концептуальных идей, методическая подсистема, подсистема образовательной практики, подсистема образовательных институтов. Отличие ОС от педагоги- ческой системы и дидактической системы. Образовательный реги- он как форма удержания образовательной системы. Образователь- ный регион и административный регион, их принципиальное не- совпадение.
  • Анализ кейсов
    «Локальные образовательные системы», «Модели управле- ния локальными образовательными системами».
  • Методы изучения локальных образовательных систем (ЛОС) и моделей управления ЛОС.
    Эмпирические методы изучения: методы наблюдения, анке- тирования и интервьюирования, изучения документации и инфор- мационных материалов (фиксация и регистрация параметров ЛОС), метод измерения (численная оценка ЛОС), метод сравнения (опре- деление различия или общности ЛОС организации вверенной ма- гистранту с эталоном). Теоретические методы изучения: метод анализа и синтеза (расчленение ЛОС на элементы, соединение их в единое целое), метод абстрагирования (мысленное отвлечение существенных свойств ЛОС от несущественных), метод моделирования (идеали- зация и формализация ЛОС в знаковой форме с помощью искусст- венных языков и символов).
  • Управление локальной образовательной системой (ЛОС).
    Процессы, структуры, организованности и материал в сис- темном анализе. Организованности материала как предмет управ- ления: инженерная инфраструктура и образовательная среда; об- разовательная сеть, образовательная практика и уклад жизни; внешняя внеобразовательная среда (власть и учредители, з Прочитать в хре- стоматии с. 13-17, быть готовым к об- суждению пред- ставлений об управлении аказчи- ки и родители, потребители и пользователи, поставщики ресурсов и создатели мнения, партнеры и конкуренты ). Процессы как предмет управления. Базовый процесс: уче- ние-обучение. Обеспечивающие процессы: функционирование, воспроизводство, развитие. Процесс управления базовым и обес- печивающими процессами: управление учением-обучением, управление функционированием, управление воспроизводством, управление развитием. Политика как процесс. Управление как социотехническая деятельность. Этапы про- цесса управления (управленческий цикл): процесс планирования, процесс ситуационного управления, процесс контроля. Виды управ- ленческих действий: планирование, организация, руководство, кон- троль. Понятие функции управления. 20 функций управления локаль- ной образовательной сетью, например, планирование образователь- ной практики, организация образовательной практики, руководство образовательной практикой, контроль образовательной практики. Разнообразие моделей управления. Бюрократические мо- дели управления. Причины возникновения. Особенности бюрокра- тических моделей управления. Преимущества и недостатки в управлении организованностями и процессами. Адаптивные моде- ли управления. Причины возникновения. Особенности адаптивных моделей управления. Преимущества и недостатки в управлении организованностями и процессами. Конгломератные модели управления. Причины возникновения. Особенности конгломерат- ных моделей управления. Преимущества и недостатки в управле- нии организованностями и процессами. Эффективные неэффектив- ные модели управления локальными образовательными система- ми.
  • Управляемая и управляющая подсистемы в образовании.
    Понятие образовательной организации в ФЗ «Об образова- нии в Российской Федерации». Образовательная организация как Прочитать в хре- стоматии с. 11-12, быть готовым к об- элемент образовательного региона образовательной системы (взгляд со стороны образовательных институтов). Образовательная организация как социальная система. Социальная система как со- вокупность двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. Элементы управляемой подсистемы как предметы управления. Объекты управления в образовании. Многообразие представлений об объектах управления. Сис- темы образования (федеральная, региональная, муниципальная, локальная) как объект управления. Образовательные организации (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, вузы) как объект управления. Уровни образования (дошкольное, начальное, основное, среднее, дополнительное, среднее профес- сиональное, высшее) как объекты управления. Ресурсы (финансо- суждению пред- ставлений об объ- ектах и предметах управления вые, материальные, организационные, кадровые, технологические, информационные) как объект управления. Образовательная среда (пространственно-архитектурный, социальный, психодидактиче- ский компоненты) как объект управления. Организационная куль- тура (нормы, ценности, правила и образцы поведения, подходы к работе, пр.) как объект управления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание - Подготовить аналитическую записку «Действующая модель управления локальной об
  • неблокирующий домашнее задание -Подготовить проектную записку «Новая модель управления локальной обра- 100 зоват
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * домашнее задание - Подготовить аналитическую записку «Действующая модель управления локальной об + 0.5 * домашнее задание -Подготовить проектную записку «Новая модель управления локальной обра- 100 зоват
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горшкова, Е. (2011). Управление Образовательными Системами В Современных Условиях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69899162
  • Закирова, Э. (2013). Управление Образовательными Системами С Использованием Мультиагентных Технологий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1690C852
  • ЗУДИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, ГАПОНЕНКО ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, & САМСОНОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА. (2016). Инновационное Управление Образовательными Системами. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8C30A27
  • Управление образовательными системами : курс лекций. (2015). Russia, Europe: Российский государственный профессионально-педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20B092C8

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Давыдова, Н. (2009). Управление Образовательными Системами (Региональный Аспект) (Учебно-Методическое Пособие). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C1514248
  • Седых, Е. П. (2018). Особенности Проектного Управления Образовательными Системами. Herald Mininskogo University, 6(4), 41–53. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-3