Магистратура
2020/2021
Управление образовательными системами
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Этот курс предназначен для студентов, которые заинтересованы в том, чтобы лучше понять, как функционируют образовательные системы, что является основанием их проектирования и развития. В рамках курса участники будут разрабатывать управленческий кейс, на практике познакомятся с элементами инновационных образовательных систем. Обсуждение предложенных в рамках курса источников позволят студентам понять возможности использования определенных инструментов управления образовательными системами, продемонстрировать умения самостоятельно планировать деятельность по управлению изменениями. Студенты научатся получать информацию о локальных образовательных системах и моделях управления ими, анализировать полученную информацию, выделять проблемы и ставить цели, а также Студенты научатся оформлять результаты изучения локальных образовательных систем и моделей управления ими, в том числе гипотезы, выводы и рекомендации, в аналитической записке.
Цель освоения дисциплины
- Повышение уровня знаний и профессиональных компетентностей в области управления образовательными системами на основе понимания основных характеристик образовательных систем, тенденций их развития, имеющихся инструментов и механизмов управления ими с возможностью дальнейшего применения знаний на практике.
Планируемые результаты обучения
- оформлять результаты проектирования изменений локаль- ных образовательных систем и моделей управления ими
- разрабатывать проектные предложения по изменению ло- кальных образовательных систем и моделей управления ими
- создавать новые модели управления локальными образовательными системами
Содержание учебной дисциплины
- Понятие управления.Многообразие управления, расплывчатость понятия управ- ления. Классификация управления: управление техническими сис- темами (неживая природа), управление биологическими система- ми (живая природа), управление социальными системами (челове- ческое общество). Виды социального управления: административно- государственное (политическое) управление, управление социаль- но-культурной сферой, управление материальным производством. Подвиды управления социально-культурной сферой: управление социальным развитием, управление образованием, управление занятостью, управление социальным обеспечением и др.
- Понятие образовательной системы (ОС).Всемирно-историческая и культурно-историческая концеп- ции исторического развития. Идея однолинейности развития обра- зования и последовательной преемственности ОС. Идея нелиней- ности развития образования и одновременного существования многих самодостаточных и самоценных ОС. Создание ОС как столк- новение Вызова («Божественного испытания») и Ответа творческо- го меньшинства. Закономерности развития ОС: генезис, рост, над- лом, разложение, гибель. Понятие локальные цивилизации ОС. К.Д. Ушинский П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, др. о педагогической науке и пе- дагогической практике как о единой системе. Понятие системы. Свойства систем: целостность и обособленность. Модели и моде- лирование. Модель образовательной системы. Подсистемы моде- ли образовательной системы: подсистема концептуальных идей, методическая подсистема, подсистема образовательной практики, подсистема образовательных институтов. Отличие ОС от педагоги- ческой системы и дидактической системы. Образовательный реги- он как форма удержания образовательной системы. Образователь- ный регион и административный регион, их принципиальное не- совпадение.
- Анализ кейсов«Локальные образовательные системы», «Модели управле- ния локальными образовательными системами».
- Методы изучения локальных образовательных систем (ЛОС) и моделей управления ЛОС.Эмпирические методы изучения: методы наблюдения, анке- тирования и интервьюирования, изучения документации и инфор- мационных материалов (фиксация и регистрация параметров ЛОС), метод измерения (численная оценка ЛОС), метод сравнения (опре- деление различия или общности ЛОС организации вверенной ма- гистранту с эталоном). Теоретические методы изучения: метод анализа и синтеза (расчленение ЛОС на элементы, соединение их в единое целое), метод абстрагирования (мысленное отвлечение существенных свойств ЛОС от несущественных), метод моделирования (идеали- зация и формализация ЛОС в знаковой форме с помощью искусст- венных языков и символов).
- Управление локальной образовательной системой (ЛОС).Процессы, структуры, организованности и материал в сис- темном анализе. Организованности материала как предмет управ- ления: инженерная инфраструктура и образовательная среда; об- разовательная сеть, образовательная практика и уклад жизни; внешняя внеобразовательная среда (власть и учредители, з Прочитать в хре- стоматии с. 13-17, быть готовым к об- суждению пред- ставлений об управлении аказчи- ки и родители, потребители и пользователи, поставщики ресурсов и создатели мнения, партнеры и конкуренты ). Процессы как предмет управления. Базовый процесс: уче- ние-обучение. Обеспечивающие процессы: функционирование, воспроизводство, развитие. Процесс управления базовым и обес- печивающими процессами: управление учением-обучением, управление функционированием, управление воспроизводством, управление развитием. Политика как процесс. Управление как социотехническая деятельность. Этапы про- цесса управления (управленческий цикл): процесс планирования, процесс ситуационного управления, процесс контроля. Виды управ- ленческих действий: планирование, организация, руководство, кон- троль. Понятие функции управления. 20 функций управления локаль- ной образовательной сетью, например, планирование образователь- ной практики, организация образовательной практики, руководство образовательной практикой, контроль образовательной практики. Разнообразие моделей управления. Бюрократические мо- дели управления. Причины возникновения. Особенности бюрокра- тических моделей управления. Преимущества и недостатки в управлении организованностями и процессами. Адаптивные моде- ли управления. Причины возникновения. Особенности адаптивных моделей управления. Преимущества и недостатки в управлении организованностями и процессами. Конгломератные модели управления. Причины возникновения. Особенности конгломерат- ных моделей управления. Преимущества и недостатки в управле- нии организованностями и процессами. Эффективные неэффектив- ные модели управления локальными образовательными система- ми.
- Управляемая и управляющая подсистемы в образовании.Понятие образовательной организации в ФЗ «Об образова- нии в Российской Федерации». Образовательная организация как Прочитать в хре- стоматии с. 11-12, быть готовым к об- элемент образовательного региона образовательной системы (взгляд со стороны образовательных институтов). Образовательная организация как социальная система. Социальная система как со- вокупность двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. Элементы управляемой подсистемы как предметы управления. Объекты управления в образовании. Многообразие представлений об объектах управления. Сис- темы образования (федеральная, региональная, муниципальная, локальная) как объект управления. Образовательные организации (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, вузы) как объект управления. Уровни образования (дошкольное, начальное, основное, среднее, дополнительное, среднее профес- сиональное, высшее) как объекты управления. Ресурсы (финансо- суждению пред- ставлений об объ- ектах и предметах управления вые, материальные, организационные, кадровые, технологические, информационные) как объект управления. Образовательная среда (пространственно-архитектурный, социальный, психодидактиче- ский компоненты) как объект управления. Организационная куль- тура (нормы, ценности, правила и образцы поведения, подходы к работе, пр.) как объект управления.
Элементы контроля
- домашнее задание - Подготовить аналитическую записку «Действующая модель управления локальной об
- домашнее задание -Подготовить проектную записку «Новая модель управления локальной обра- 100 зоват
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.5 * домашнее задание - Подготовить аналитическую записку «Действующая модель управления локальной об + 0.5 * домашнее задание -Подготовить проектную записку «Новая модель управления локальной обра- 100 зоват
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Горшкова, Е. (2011). Управление Образовательными Системами В Современных Условиях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69899162
- Закирова, Э. (2013). Управление Образовательными Системами С Использованием Мультиагентных Технологий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1690C852
- ЗУДИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, ГАПОНЕНКО ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, & САМСОНОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА. (2016). Инновационное Управление Образовательными Системами. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8C30A27
- Управление образовательными системами : курс лекций. (2015). Russia, Europe: Российский государственный профессионально-педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20B092C8
Рекомендуемая дополнительная литература
- Давыдова, Н. (2009). Управление Образовательными Системами (Региональный Аспект) (Учебно-Методическое Пособие). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C1514248
- Седых, Е. П. (2018). Особенности Проектного Управления Образовательными Системами. Herald Mininskogo University, 6(4), 41–53. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-3