• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Формальное представление естественного языка

Статус: Курс обязательный (Компьютерная лингвистика)
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Компьютерная лингвистика
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с многообразием подходов к синтаксической структуре языка, формирует представления о языковых явлениях, сыгравших ключевую роль в развитии синтаксической теории, тренирует навык анализировать структуру предложения с точки зрения различных подходов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с многообразием формальных подходов к синтаксической структуре языка и историей их возникновения
  • формирование представлений о языковых явлениях, сыгравших ключевую роль в развитии синтаксической теории
  • развитие у студентов навыков использования современного понятийного аппарата и аргументации в области теоретического синтаксиса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимают спектр проблем, изучаемых в рамках курса
  • могут привести пример языковых данных, лежащих в основе формальных моделей
  • назвать основные свойства и специфику построения синтаксических моделей и т. п.
  • могут назвать критерии выделения синтаксических единств
  • могут отличить вершины от зависимых
  • назвать синтаксические свойства классов аргументов
  • владеют аппаратом грамматики зависимостей
  • могут описать формальные свойства грамматики зависимостей
  • могут дать определение валентности и описать типы зависимости
  • могут дать определение проективности
  • могут дать исторический обзор основных направлений порождающей грамматики
  • могут предложить структуру составляющих для конкретного предложения
  • могут предложить функциональную структуру для конкретного предложения
  • могут описать систему представления аргументной структуры
  • могут описать формальные свойства модели HPSG, правила преобразования структур
  • владеют аппаратом категориальной грамматики
  • могут сопоставить способы кодирования информации
  • могут сформулировать универсальные задачи, требующие применения формальных методов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику и обзор ключевых понятий
    Цели и способы формального моделирования; языковые данные, лежащие в основе формальных моделей; основные свойства и специфика построения синтаксических моделей; использование формальных моделей для описания межъязыковых различий; исторический обзор. Дистрибутивные классы; критерии выделения синтаксических единств; вершины и зависимые; лексикон и исчисление возможных структур; взаимодействие синтаксиса и семантики; аргументная структура и классификации аргументов; синтаксические свойства классов аргументов.
  • Грамматика зависимостей и порождающая грамматика
    Формальные свойства грамматики зависимостей; валентность и описание типов зависимости; необходимость ограничения порядка слов; однонаправленность связей; проективность. Исторический обзор основных направлений; структура составляющих и ее формальные свойства; исчисление структур; глубинная структура и семантика высказывания; теория трансформаций и многоуровневый способ представления; лексикализм и альтернативы.
  • Лексико-функциональная грамматика
    Многоуровневый характер модели; структура составляющих и функциональная структура; система представления аргументной структуры; система представления неканонических порядков слов и информационной структуры; описание вариативности и синтез с теорией оптимальности.
  • HPSG и категориальная грамматика
    Формальные свойства модели HPSG; роль лексикона и иерархическая организация информации; правила преобразования структур и принцип наследования информации; связь с грамматикой конструкцией. История возникновения и пути развития; альтернативный подход к ограничениям на порядок слов; лексический способ кодирования информации о дистрибуции.
  • Сравнительный анализ формальных теорий
    Сопоставление способов кодирования информации; универсальные задачи, требующие применения формальных методов; степень формализации; использование многоуровневых систем и составление всеобъемлющей модели; принципы применения формального подхода.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен пересдается в порядке, установленном академсоветом ОП.
  • неблокирующий Домашние задания
    Поскольку повторить дискуссию на семинаре, предполагающую обсуждение домашних заданий, не представляется возможным, домашние задания не подлежат пересдаче.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа подлежит пересдаче в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашние задания + 0.4 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carnie, A. (2012). Syntax : A Generative Introduction (Vol. 3rd ed). Chichester: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531592

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bayer, J., & Struckmeier, V. (2017). Discourse Particles : Formal Approaches to Their Syntax and Semantics. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1466775