Бакалавриат
2020/2021
Организационное поведение
Статус:
Курс обязательный (Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Организационное поведение является одной из важнейших дисциплин для формирования системного подхода к управлению организацией. Предметом дисциплины является поведение сотрудников организации, а также причины и факторы, формирующие данное поведение. На основе полученных знаний и навыков слушатели дисциплины научаются использовать на практике подходы к формированию организационной и управленческой структуры организации, разрабатывают и реализуют проекты, направленные на развитие организации, анализируют структуру мотивации сотрудников организации, находят взаимосвязи между поведением сотрудников и достижением организацией стратегических и оперативных целей. Помимо теоретических знаний, слушатели дисциплины отрабатывают навыки сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины Организационное поведение является подготовка студентов к организационно-управленческой, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня.
Планируемые результаты обучения
- определяет границы и предмет изучаемой научной дисциплины
- различает ролевое, надролевое и антиролевое поведение на примерах
- аргументирует связь между личностными характеристиками и трудовым поведением
- прогнозирует возможные последствия эмоционального выгорания на основе теоретических моделей
- сравнивает ценностные установки различных социальных групп
- выявляет типы лидерства на примерах
- распознает структуру распределения власти в организации на примерах
- аргументирует связь параметров организационной культуры с установками, поведением работников и экономическими результатами организации
- объясняет взаимосвязь HR практик, установок и поведения работников
- выявляет институциональные особенности отношений в организации
Содержание учебной дисциплины
- Поведение человека в организацииОпределение организационного поведения. Развитие науки об организационном поведении. Цели науки об организационном поведении. Организационное поведение и сопредельные менеджериальные дисциплины. Схема формирования ролевого поведения человека в организации. Уровни анализа организационного поведения. Проблемное поле организационного поведения. Определение и функции поведения. Многообразие и конфликт социальных ролей и ролевых ожиданий. Типы поведения в организации по критерию соответствия ролевым ожиданиям. Типология девиантного поведения (Р. Мертон). Типология контрпродуктивного поведения (С. Робинсон, С. Беннет). Надролевое (экстраролевое) поведение. Понятие «поведение гражданина организации», классификация его видов.
- Личность в организации: психологические характеристикиЛичность в организации: психологические характеристики. Методики измерения психологических характеристик. Методика Майерс-Бриггс. Цветовой тест М. Люшера. «Шестигранник Холланда». Тест Р. Кеттелла. Методика Г. Айзенка. «Большая пятерка» личностных характеристик и поведение работников в организации. Локус контроля (Дж. Роттер). Реактивность / проактивность (В. Франкл, Г. Олпорт). Конформность. Эмоциональный интеллект (Д. Гоулман). Зрелость (К. Арджирис). Креативность. Макиавеллизм (Р. Кристи и Ф. Гейз). Достижительность (Д. МакКлелланд). Перфекционизм.
- Личность в организации: психические состояния и процессы восприятияПонятие психических состояний и их связь с поведением человека в организации. Самоэффективность (А. Бандура). Выученная беспомощность (М. Селигман). Психологическое благополучие, его составляющие. «Выгорание». Понятие стресса. «Негативные» и «позитивные» стрессы. Организационные, групповые, индивидуальные причины стресса. Стрессоры: «вызовы» и «препятствия». Последствия высокого уровня стресса для организации и работников. Факторы, влияющие на процессы восприятия. Важнейшие виды социального восприятия в организации. Организационный климат. Воспринимаемая организационная поддержка. Доверие в организации. Идентификация с организацией. Организационная справедливость, ее виды и нормы. Возможность альтернативного трудоустройства (perceived employability). «Психологический контракт» работника. Структура психологического контракта. Типы психологических контрактов.
- Ценности и установки работников в организацииПонятие ценностей. Терминальные и инструментальные ценности (М. Рокич). «Достижительские» и «недостижительские», «внутренние» и «внешние» трудовые ценности. Понятие, компоненты и свойства установок. Когнитивный диссонанс. Важнейшие установки, определяющие поведение человека в организации. Практики управления человеческими ресурсами: воздействие на установки и поведение работников. Удовлетворенность работой и поведение сотрудников. Вовлеченность в работу (work engagement). Намерения работников покинуть организацию. Ключевые факторы, способствующие намерениям уйти. Проявления и факторы организационной приверженности. Трехкомпонентная модель приверженности (Дж. Мейер, Н. Аллен).
- Группы в организацииОпределение социальной группы. Классификация групп. Выгоды и издержки членства в группе. Роль групп в социализации индивидов в организации. Групповой контроль. Сплоченность группы. Факторы интеграции группы. Принятие решений в группе и эффективность рабочих групп. Социальная фасилитация и социальная лень. Понятие команды. Сравнение рабочих групп и команд. Типы ролей в команде (Р. Белбин). Факторы эффективности команды.
- Лидерство в организации«Универсалистский» и «контекстуальный» подходы к изучению феномена лидерства. «Лидер» как обладатель определенных личностных характеристик. Лидерские качества. Теории лидерских черт. Стили лидерства: способы осуществления руководящих функций (К. Левин, Р. Лайкерт, Р. Блэйк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, Р. Хауз, П. Херси и К. Бланшар). Влияние стилей руководства на установки и поведение подчиненных. Трансформационное, трансакционное лидерство и их составляющие. Условия эффективности трансформационного и трансакционного лидерства. Теория обмена между лидером и подчиненным. Условия вхождения в ингруппу лидера. Принадлежность к ингруппе руководителя, установки и поведение подчиненных.
- Власть и влияние в организацииВласть и влияние: иерархизированные взаимодействия в организации. Ресурсная зависимость как условие возникновения отношений власти. Политические процессы в организации. Объекты и средства контроля в отношениях власти. «Позитивные» и «негативные» результаты властных отношений. Властные ресурсы и политическое поведение работников. Факторы политического поведения работников. Концепция «выхода и голоса» А. Хиршмана. Типы поведенческих реакций на негативные организационные события и управленческие практики в зависимости от властных ресурсов работника (схема EVLN). «Голос» работника в организации, его типы.
- Организационная культураПонятие организационной культуры. Основные функции организационной культуры. Рациональный и феноменологический подходы к пониманию организационной культуры. Структура организационной культуры. Уровни организационной культуры по Э. Шейну и Г. Хофштеду. Доминирующая культура и субкультуры. «Сильные» и «слабые» культуры. Изменение организационной культуры. Направления исследований организационной культуры. Модель конкурирующих ценностей (К. Камерон, Р. Куинн). Параметры ценностных ориентаций организационной культуры по Г. Хофштеду. Параметры организационной культуры, обеспечивающие решение ключевых задач организации (Д. Дэнисон). Влияние параметров организационной культуры на установки, поведение работников и экономические результаты организации.
- Практики управления человеческими ресурсами и поведение работников в организацииHR-практики: понятие, их субъекты и объекты. «Системы высокого уровня исполнения работы» (High performance work systems): содержание, воздействие на установки и поведение работников. «Требования» и «ресурсы» для исполнения работы (Job demands – Job resources): содержание, результаты дисбаланса. Требования – «вызовы» и «препятствия», их связь со стрессами на рабочем месте. Условия, объем и интенсивность труда, оценка и аттестация, вознаграждения в соответствии с результатами работы: воздействие на установки и поведение работников. Индивидуальные и организационные ресурсы для исполнения рабочих требований. Соответствие места работы образованию и квалификации работника, автономия и полномочия, «гибкость» труда, обучение и развитие, качество внутриорганизационных коммуникаций, практики привлечения работников к участию в принятии решений, забота о социальном благополучии: воздействие на установки и поведение работников. «Создание» рабочего места (job crafting) как способ увеличения индивидуальных ресурсов работника. Методологические проблемы изучения взаимосвязи HR-практик, установок и поведения работников.
- Институционально-базовые основы отношений в организации. Влияние социальной макросреды на формирование организационного поведенияОрганизация как микромодель общества. Социальная организация бизнеса. Национальная экономическая культура как совокупность норм и ценностей в сфере экономической деятельности. Типологии ценностных ориентаций: Т. Парсонс, Г. Хофштед, Р. Инглхарт. Кросскультурные исследования организационного поведения. Ключевые характеристики российской институциональной среды. Специфика российской модели рынка труда. Основные характеристики социальных отношений в российских бизнес - организациях. Противостояние «мотивационных» и «отношенческих» аспектов трудовой жизни россиян.
Элементы контроля
- Итоговое эссе
- Кейсы, презентации, электронные опросы, письменные домашние задания, постерные доклады
- Контрольные работыЕсли студент отсутствовал на семинаре по написанию теста, он имеет право написать тест в другое время только в том случае, если он представит преподавателю, ведущему семинарские занятия, оправдательные документы (медицинскую справку/ иные подтверждающие документы) на следующем после окончания болезни семинаре. В этом случае преподаватель со студентом в индивидуальном порядке согласуют дату написания теста. Внимание! В более поздние сроки (в конце модуля, по окончании курса и т.д.), даже при наличии оправдательных документов, возможность написания тестов предоставляться не будет. Онлайн-тесты по разделам оцениваются по 100 бальной шкале, которая в последствии переводится в 10-ти бальную оценку. По завершении модуля преподаватель, ведущий семинарские занятия, получает результаты выполнения онлайн-тестов студентов. Таким образом, необходимо закончить выполнение онлайн-тестов до завершения модуля (рекомендован поэтапный просмотр онлайн-курса и решение тестов для подготовки к семинарским занятиям и аудиторным тестам). Оценка за тесты не округляется.
- ЭкзаменФорма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тест: открытые и закрытые вопросы) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания; Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов (экзамен не предполагает использование бумаги и ручки); Использовать калькулятор для расчетов (нет расчетов). Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Итоговое эссе + 0.2 * Кейсы, презентации, электронные опросы, письменные домашние задания, постерные доклады + 0.2 * Контрольные работы + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Robbins, S. P., Judge, T., & Campbell, T. (2017). Organizational Behaviour (Vol. Second Edition). Harlow, England: FT Publishing International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1454975
- Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-10719-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-mezhgruppovyh-otnosheniy-431344
- Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
- Мкртычян Г. А. - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-9916-8789-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnoe-povedenie-433912
- Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Адизес И.К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 259 с.: ISBN 978-5-9614-5325-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917586
Рекомендуемая дополнительная литература
- Robbins, S. P., & Judge, T. A. (2017). Essentials of Organizational Behavior, Global Edition (Vol. 14th). Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1594479
- Дорофеева Л. И. - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 378с. - ISBN: 978-5-534-07617-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnoe-povedenie-434452
- Кочеткова А. И., Кочетков П. Н. - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ 6-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 249с. - ISBN: 978-5-534-08254-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnoe-povedenie-i-organizacionnoe-modelirovanie-v-3-ch-chast-1-osnovy-suschnost-i-modeli-434335
- Кочеткова А. И., Кочетков П. Н. - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ 6-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-08255-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnoe-povedenie-i-organizacionnoe-modelirovanie-v-3-ch-chast-2-psihologicheskie-mehanizmy-437058
- Кочеткова А. И., Кочетков П. Н. - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ АДАПТИВНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ 6-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 207с. - ISBN: 978-5-534-08250-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnoe-povedenie-i-organizacionnoe-modelirovanie-v-3-ch-chast-3-kompleksnye-metody-adaptivnogo-organizacionnogo-povedeniya-437060
- Стили менеджмента - эффективные и неэффективные: Учебное пособие / Адизес И.К., Гутман Т., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 198 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5339-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924619