• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Применение общих знаний психологии в медиапрофессиях

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

"Общий курс, предполагающий знакомство с практическими аспектами психологии, которые могут быть полезны в медийной практике. 1. Рассмотрим акцентуации типов личности: какие собеседники могут попадаться, как выстраивать с ними работу, как подобрать оптимальный формат, как ""разговорить"" человека 2. Эмоциональное выгорание - методы профилактики (подводные камни профессии, как справляться со стрессом самостоятельно) 3. Групповая работа: роли в команде, патологические взаимоотношения, нарушения границ (как выстраивать взаимодействие с коллегами и начальством). 4. Работа с волевыми процессами и навыками целеполагания (практические упражнения, нацеленные на: умение ставить цели, отслеживать свое продвижение к ним, личный тайм-менеджмент, отслеживание своего эмоционального состояния и поиск внутренних ресурсов) Курс предполагает постоянное переключение с теории на практику, отработку в упражнениях теоретического материала. "
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления об общих принципах работы Высших Психических Функций Человека, их видах, функциях и задачах
  • Формирование навыка анализа медиа-продукции с позиции ее влияния на ВПФ, способности прогнозировать популярность проектируемого продукта у потребителя, исходя из общих знаний о психике индивида
  • Формирование представлений о своих когнитивных и эмоциональных способностях, методиках их тестирования, способах развития когнитивных способностей и техник контролирования своих эмоций
  • Формирование представлений о социальной коммуникации, ее деструктивных формах, способах выхода из конфликтных или фрустрирующих ситуаций взаимодействия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует возможности использования психологических знаний в медиа-отрасли
  • Осваивает мнепотехники, определяет виды памяти, влияние работы памяти на восприятие медиа-продукта
  • Определяет ведущие модальности восприятия и использует знания для презентации своих идей
  • Анализирует виды внимания и их влияние на потребительские интересы в медиа-продуктах
  • Отличает типы мышления и их влияние на усваивание информации
  • Определяет деструктивные модели коммуникации, анализирует способы выходов из конфликтных ситуаций, формирует концепции взаимодействия, исходя из эмоционального портрета оппонента
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1
    Психология – как наука, общее представление, поле исследований, применение знаний психологии в других науках. Медиа-психология как отрасль – суть исследований, историческое развитие, влияние на продукты СМИ в прошлом и настоящем. Семинар: современные медиа-профессии: какие? Ваши ожидания от работы в этой сфере. Зачем вам этот курс и каковы ожидания от него. Мини видео-презентация от каждого: возьмите меня на работу в … (на выбор студента любая отрасль и должность в медиа-компании).
  • Тема 2
    Высшие психологические функции (ВПФ): виды, задачи, как участвуют в потреблении медиа-продукции. Память: краткосрочная, долгосрочная, для чего медиа-профессионалам нужны представления о функционировании памяти. Тест на краткосрочную память и долгосрочную память. Мнемотехники. Дискуссия – как использовать знания о работе памяти при создании медиа-продукта, разборы удачных/неудачных кейсов.
  • Тема 3
    Восприятие: его особенности и виды по ведущей модальности. Практическое задание: рассказать в тройках о том, как сегодня добирались до Университета. Либо написать в чат 7-10 предложений с запоминающимися событиями сегодняшнего дня. Отрабатываем навыки определения ведущей модальности восприятия. Задание: создать концепцию презентации любого меда-продукта начальнику в зависимости от его ведущей модальности восприятия (какие используем фразы, какие предметы, какой видео-ряд и тп).
  • Тема 4
    Внимание: виды и функции. Тест на внимание – определяем особенности своего внимания, обсуждаем, как можно использовать эти знания во время учебного процесса (лекции, подготовка к экзаменам и т.п.). Дискуссия – как использовать знания о видах внимания при создании медиа-продукта, разборы удачных/неудачных кейсов.
  • Тема 5
    Мышление и воображение. Виды мышления по форме, характеру и степени новизны. Разбор примеров рекламных роликов, запускающих различные виды мышления. Воображение: его типы, значимость для человека, как биологического вида. Работа в группах: создание проекта медиа-продукта с использованием знаний о работе мышления и воображения.
  • Тема 6
    Эмоции и социальная коммуникация. Основные виды эмоций. Открытые и пассивные проявления эмоций. Эмоции в профессиональной коммуникации с клиентом, заказчиком, руководителем, коллегой. Конструктивные и деструктивные модели взаимодействия: треугольник Карпмана, транзактный анализ, теория Берна Case-study: разборы ситуаций деструктивного взаимодействия, поиск продуктивных решений по выходу из конфликта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Творческая работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Активность на занятиях + 0.3 * Творческая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология ощущений и восприятия : учеб. пособие для вузов, , 2002
  • Психология потребительского поведения, рекламы и PR : учебное пособие для вузов, Антонова, Н. В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игр..., Берн, Э., 2001
  • Психология общения и межличностных отношений, Ильин, Е. П., 2010