Бакалавриат
2020/2021
Исследование аудитории медиа
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Давыдов Сергей Геннадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курс «Исследование аудитории медиа» студенты овладеют основными положениями аудиториологии (общей теории аудитории); будет сформировано комплексное понимания закономерностей поведения медиааудиторий, как общего характера, так и в частных проявлениях (аудиторий печатных СМИ, радио, телевидения, интернета); познакомятся с основными методами исследования медиааудиторий, овладение навыками анализа аудиторий в отраслевой практике, в том числе в контексте изучения медиарынков, в функционировании и развитии медиапредприятий, в редакционной деятельности, а также в рекламной деятельности и связях с общественностью.
Цель освоения дисциплины
- Овладение основными положениями теории аудитории медиа.
- Формирование комплексного понимания закономерностей поведения аудиторий традиционных и новых медиа, как общего характера, так и в частных проявлениях.
- Ознакомление с основными методами исследования аудиторий медиа.
- Овладение навыками анализа аудиторий в отраслевой практике, в том числе в контексте изучения медиарынков, в функционировании и развитии медиапредприятий, в редакционной деятельности, а также в рекламной деятельности и связях с общественностью.
Планируемые результаты обучения
- Ориентируется в предметной области теоретических и индустриальных социальных исследований аудитории
- Знает основные методы измерения аудитории различных типов СМИ
- Использует основные медиаметрические показатели.
- Знает специальные количественные методы исследования аудитории и области их применения в индустриальной практике.
- Знает качественные методы исследования аудитории и области их применения в индустриальной практике.
- Проводит медиаметрический анализ.
- Проводит исследования с применением количественных методов.
- Проводит исследование с использованием качественных методов.
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические основы исследования аудитории медиаПонятие аудитории в социальных науках, его история и этапы трансформации в XX-XXI вв. Близкие понятия: толпа, масса, публика. Основные направления академических исследований аудитории (audience studies).
- Измерение аудиторииИзмерение аудитории как количественное социальное исследование. Функции, пользователи и направления использования результатов измерения аудитории. Институциональный характер медиаизмерений. История измерения аудитории в мире и России. Базовые методы измерения аудитории: опрос и автоматизированная регистрация. Стандарты и мировые практики измерения аудитории. Современные тенденции развития систем измерения аудитории.
- Медиаметрические показателиБазовые медиаметрические показатели: аудитория, рейтинг, доля аудитории, накопленный охват. Индексы и порядок их расчета. Стоимостные показатели и их использование в индустриальной практике.
- Специальные (ad hoc) количественные исследования аудиторииОсновные направления специальных количественных исследований аудитории в индустриальной практике. Исследования отношения аудитории к контенту (appreciation surveys). Тестирование медийных концепций. Анализ медиабрендов. Целевая аудитория и выборка количественного исследования. Составление инструментария количественного исследования аудитории. Методы сбора данных, организация и контроль проведения полевых работ. Анализ данных и представление результатов количественного исследования аудитории.
- Качественные исследования аудиторииОсновные методы качественных исследований аудитории: фокус-группы и глубинные интервью. Области применения качественных методов исследования аудитории в индустриальной практике. Программа и ключевые этапы качественного исследования аудитории. Гайд качественного исследования и его составление. Модерирование и интервьюирование – основные приемы и типичные ошибки. Анализ данных и представление результатов качественных исследований аудитории.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Семинары + 0.25 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Индустрия рейтингов : введение в медиаметрию: учеб. пособие для вузов, Фомичева, И. Д., 2004
- Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012