Бакалавриат
2020/2021
Психологический практикум: Коучинг
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по выбору предназначен для студентов, желающих овладеть навыками индивидуального коучинга. Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин и является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология (разделы: Психология личности, Психология мотивации, Психология эмоций) Социальная психология (разделы: Социальная психология личности, Психология общения). Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знание социально-психологических механизмов и техник общения, вступления в контакт; Знание личностных особенностей, которые могут повлиять на характер контакта (типы темперамента, характера, направленности личности, акцентуации характера и т.п.). Знание психологических механизмов целеполагания, принятия решений, планирования деятельности, мотивационных процессов.
Цель освоения дисциплины
- МЦелями освоения дисциплины «Практикум. Коучинг» являются: Ознакомление студентов с принципами, видами, этапами, технологией коучинга; Освоение методов проведения индивидуальной коучсессии; Формирование навыков проведения индивидуального коучинга. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные этапы и технологию ведения коучсессии; основные теоретические подходы и методы проведения коучинга, специфику применения коучинга к различным областям жизни и практической деятельности человека; Уметь анализировать запрос клиента, формулировать цели коуч-сессии; формулировать вопросы для коуч-сессии; выбирать адекватные запросу клиента техники и инструменты для усиления мотивации и планирования деятельности клиента по достижению целей; Иметь навыки (приобрести опыт) проведения индивидуальной коуч-сессии.
Планируемые результаты обучения
- Умеет дифференцировать коучинг от других форм и видов психологической помощи. Знает принципы, этический кодекс, виды коучинга.
- Знает этапы коучинга, умеет их дифференцировать в реальной беседе. Умеет устанавливать раппорт, заключать коучинговый контракт.
- Умеет использовать адекватные коучинговые инструменты для работы с проектом.
- Умеет работать с мотивацией коучи, использовать соответствующие коучинговые инструменты.
- Умение преодолевать сопротивление изменениям, работать с ограничивающими убеждениями коучи
- Умеет завершать сессию, выполнять необходимые действия, резюмировать, подводить итоги, оценивать эффективность проведенной сессии.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Коучинг как вид психологической помощи. Виды коучинга.Понятие коучинга. История происхождения термина и вида деятельности. Отличие коучинга от консультирования и психотерапии. Преимущества и ограничения коучинга как вида психологической помощи. Элементы коучинга. Принципы коучинга. Виды коучинга.
- Тема 2. Этапы индивидуального коучинга. Коучинговый контракт. Раппорт в коучингеЭтапы коучинга: различные модели. Основные инструменты коучинга.
- Тема 3. Технология индивидуального коучинга: работа с проектом.Технология проведения коучинга. Алгоритм коучинговой сессии. Основные задачи и техники каждого этапа. Работа с проектом в коучинге.
- Тема 4. Технология коучинга: работа с мотивацией и ценностями в коучинге.Роль мотивации в достижении целей. Внешняя и внутренняя мотивации. Методы актуализации внутренней мотивации.
- Тема 5. Работа с сопротивлением в коучинге.Работа с сопротивлением клиента (коучи). Эффективная самодифференциация коуча. Развитие личного присутствия в коучинге. Метапозиция.
- Тема 6. Подведение итогов и окончание коучингаРешение о прекращении коучинга. Фаза подведения итогов. Оценка эффективности действий коучи. Соотнесение результатов с целями. Формирование плана дальнейших шагов. Подведение итогов коучинга с «трудными» клиентами. Критерии эффективности коучинга.
Элементы контроля
- Выполнение упражнений на занятияхОценка складывается из элементов контроля: 0,1 (техники1) + 0,1 (техники2) + 0,1 (техники3) + 0,1 (техники4) + 0,1(супервизия) +0,1 (взаимооценка во время супервизии). Где техники (упражнения) - отрабатываются на соответствующих занятиях.
- домашнее задание: выполнение индивидуальной коуч-сессии с клиентом и ее анализ
- Тест, включает открытые и закрытые вопросы
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.6 * Выполнение упражнений на занятиях + 0.2 * домашнее задание: выполнение индивидуальной коуч-сессии с клиентом и ее анализ + 0.2 * Тест, включает открытые и закрытые вопросы
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
- Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Уитмор Д., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 309 с.: ISBN 978-5-9614-5269-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912499
- Жизнь в потоке: Коучинг: Учебное пособие / Аткинсон М., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 330 с.: 60x90 1/16. - (Трансформационный коучинг: Наука и искусство) ISBN 978-5-9614-5039-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912732
- Кларин М. В. - КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ, НАСТАВНИЧЕСТВО, КОУЧИНГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-02811-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnyy-trening-nastavnichestvo-kouching-437296
- Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси: Учебное пособие / Трейси Б., Фрейзер К., Сурин С. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 219 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-9614-1044-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/925620
- Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: Монография/Чуланова О.Л. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 218 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010723-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/501346