Магистратура
2020/2021
Проектный семинар "Управление развитием цифровой экономики (правовые проблемы)"
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Публичное право)
Направление:
40.04.01. Юриспруденция
Кто читает:
Департамент публичного права
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Иванов Алексей Юрьевич
Прогр. обучения:
Публичное право
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Управление развитием цифровой экономики: правовые проблемы» посвящена углублению теоретических знаний актуальных проблем государственного управления, приобретению и закреплению практических навыков, связанных с использованием проектного метода в современной административной практике. Студенты изучат теоретические и методологические вопросы цифровой трансформации, правовые основы цифровой экономики и пути их дальнейшего развития, ознакомятся с практическими шагами по цифровизации в отдельных областях социальной сферы. По результатам освоения дисциплины смогут оценить обусловленные цифровой трансформацией изменения традиционных подходов к природе и организации государственного управления, порядку принятия и реализации управленческих решений, а также перспективы цифровой трансформации государственного управления и связанные с этим процессом сложности и риски. Освоение дисциплины предполагает проведение семинарских занятий, самостоятельную работу и сдачу экзамена в форме устного опроса по завершении обучения. Дисциплина предусматривает написание двух тестов и одного эссе. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: иметь базовые знания о системе публичной администрации, субъектах управленческой деятельности, формах и методах государственного управления; уметь анализировать прогнозные, плановые и программные правовые документы; обладать навыками работы со справочными правовыми системами, научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.
Цель освоения дисциплины
- Состоит в получении студентами знаний о предмете и принципах правового регулирования цифровой экономики.
Планируемые результаты обучения
- Знает актуальные проблемы современного государственного управления, связанные с развитием цифровых технологий; российские правовые акты, а также акты Евразийского экономического союза по реализации цифровой повестки; принципы организации и функциональную структуру проектной деятельности в системе исполнительной власти;
- Умеет оценивать различные теоретические подходы к нормативному регулированию отношений, связанных с развитием цифровой экономики; анализировать и оценивать итоги реализации прогнозных, проектных и плановых решений; использовать полученные правовые знания в профессиональной деятельности;
- Владеет понятийным аппаратом цифровой экономики; приемами и методами научно-исследовательской работы, а также умениями внедрять полученные результаты исследований в практическую деятельность государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций;
- Владеет методиками экспертной оценки правовых актов, регулирующих отношения , связанные с развитием цифровой экономики; навыками применения полученных правовых знаний в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Условия возникновения и сущность цифровой экономики1. Подходы к определению понятия цифровой экономики в России и за рубежом. 2. Уровни цифровой экономики. 3. Экосистема цифровой экономики. Понятие и особенности экосистемного управления.
- Изменение подходов к государственному управлению в цифровую эпоху1. Кибернетический подход к государственному управлению и сетевые теории государственного управления. 2. Теории информационного общества (З. Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер, Й. Масуда, Т. Стоуньер, М.Касьельяс). 3. Теории политических сетей (Т. Берцель, Д.Ноук, Д.Марш, Р.Родс, Л.Сморгунов).
- Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1. Проектный метод в государственном управлении. 2. Цель Национальной программы. 3. Ключевые направления преобразований экономики и социальной сферы. 4. Федеральные проекты Национальной программы. 5. Порядок реализации Национальной программы.
- Цифровые технологии и право1. Понятие и свойства сквозных цифровых технологий. 2. Правовые предпосылки для развития приоритетных сквозных цифровых технологии (большие данные, искусственный интеллект, технологии распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, технологии беспроводной связи, виртуальная и дополненная реальность). 3. Создание сквозных цифровых технологий (преимущественно на основе отечественных разработок) как одна из стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. 4. Отраслевое регулирование правоотношений в сфере робототехники и искусственного интеллекта.
- Нормативное регулирование цифровой среды1. Правовые условия для формирования единой цифровой среды доверия. 2. Правовые основы электронного гражданского оборота. 3. Правовое регулирование отношений в сфере сбора, хранения и обработки данных. 4. Правовая регламентация условий для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке. 5. Правовые условия в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики. 6. Использование результатов интеллектуальной деятельности в условиях цифровой экономики.
- Информационная инфраструктура и безопасность1. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных. 2. Внедрение цифровых технологий в строительстве и управлении городским хозяйством «Умный город». 3. Риски в сфере информационной безопасности и пути их преодоления (повышение уровня защищенности личности, информационной безопасности и устойчивости сетей связи общего пользования; создание новых сервисов (услуг) для граждан, гарантирующих защиту их персональных данных; профилактика и выявление правонарушений с использованием информационных технологий, разработка новых механизмов поддержки отечественных разработчиков программного обеспечения и компьютерного оборудования в сфере информационной безопасности).
- Кадры для цифровой экономики1. Исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, и задачи развития человеческого капитала. 2. Базовая модель компетенций для цифровой экономики и механизм их актуализации. 3. Правовая регламентация цифровых технологий в образовании. 4. Цифровая грамотность и освоение компетенций цифровой экономики гражданами.
- Цифровое государственное управление1. Цифровая трансформация государственных (муниципальных) услуг и сервисов. 2. Цифровая трансформация государственной (муниципальной) службы. 3. Создание сквозной цифровой инфраструктуры и платформ. 4. Система организации цифрового государственного управления.
- Организация управления в сфере развития цифровой экономики1. Система управления реализацией Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 2. Федеральные органы исполнительной власти. 3. Автономные некоммерческие организации. 4. Проектные офисы. 5. Центры компетенций.
- Развитие цифровой экономики в мире1. Цифровая повестка Евразийского экономического союза. 2. Национальный механизм осуществления согласованной политики государств– членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики. 3. Европейская стратегия Единого цифрового рынка. 4. Национальные стратегии и программы цифровой трансформации в Европейском союзе