• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Медиа и социальные институты

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Кирия Илья Вадимович, Миловидов Станислав Вячеславович, Черненко Юлия Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина направлена на формирование у студентов концептуальных подходов к сравнению медиасистем и пониманию связей между политическими, экономическими, культурными институтами в обществе и медиа. В ходе освоения дисциплины студенты ознакомятся с теориями, на основании которых можно классифицировать медиасистемы, и научатся применять их на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование понимания связей между развитием медиа и социальными институтами общества
  • Предоставление студентам базовой методологической и академической основ для сравнения различных медиасистем в мире
  • Формирование ориентации в классификации крупнейших медиасистем, их специфике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Рефлексирует основные подходы к сравнению медиасистем по экономическим основаниям
  • Демонстрирует знание базовой научной литературы по теме
  • Применяет теории для оценки экономических осо-бенностей медиасистем
  • Рефлексирует основные подходы к сравнению медиасистем по политическим основаниям
  • Различает разные научные школы в области исследований политических отношений и медиа
  • Различает нормативные и критические теории
  • Применяет теоретическую рамку для сравнения медиасистем и связанных с ними политических режимов
  • Рефлексирует основные подходы к кросс-культурному сравнению медиасистем
  • Понимает значимость культуры в ее влиянии на медиарынки
  • Понимает разные представления о культуре и различает их
  • Использует теории о культурных различиях медиа для сравнения медиасистем
  • Различает специфику медиасистем европейских стран
  • Способен применять теоретическую базу для анализа различий медиасистем европейских стран
  • Отличает специфику медиасистемы США от других медиасистем
  • Способен применять теоретическую базу для анализа различий медиасистем европейских стран и США
  • Различает специфику медиасистем постсоветских стран
  • Рефлексирует теоретические подходы к анализу медиасистем в странах за пределами «западного мира»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологическая база сравнения медиарынков. Экономический фокус.
    Основные подходы к понятиям «медиарынок» и «медиасистема». Взаимо-связь данных понятий. Общая схема параметров сравнений медирынков и медиасистем: политический параллелизм, качество общественной сферы, финансовый и индустриальный капитал, профессионализация, региональная идентичность. Экономические источники различий между медиарынками и медиасистемами. Экономически обусловленные режимы. Два взгляда на экономические причины различий в медиасистемах: неолиберальный и критический. Модель «свободного рынка идей» Койна и Лисона и основные факторы, влияющие на свободу медиа. Коммерциализация как идея независимости медиа. Модель «манипулируемого рынка» в работах критической теории. Модель двойной продажи и двойной коммодификации Далласа Смайта. Модель пропаганды Хермана и Хомского.
  • Методологическая база сравнения медиарынков. Политический фокус.
    Политические источники различий между медиа-рынками и медиасистемами. Различные представления о политических различиях медиасистем и их динамики. Марксизм и элитизм как источники динамики политических ре-жимов. Политически обусловленные режимы. Модель политических режимов Р.А. Даля. Динамика изменения режимов. Два взгляда на взаимоотношения медиа и политики: нормативный и критический подходы. Нормативные теории политики и медиа. Модель четырех теорий прессы, модель «общественной сферы», модель «медиасистем» Халлина и Манчини. Специфика критического подхода к исследованиям медиа/политики и различий между медиасистема-ми. Либерализм, деполитизация и критика коммерциализации и концентрации медиа.
  • Методологическая база сравнения медиарынков. Культурологический фокус.
    Культурные источники различий между медиарынками и медиасистемами. Культурные основания для различий медиарынков. Понятие идентичности как определяющее различия в культурной сфере. Интергрупповое и интерперсональное поведение. Понятие культурной идентичности и факторы, влияющие на нее. Роль медиа в поддержании культурной идентичности. Понятие шока цивилизаций и цивилизационной идентичности. Различия цивилизаций по Хантингтону. Новые типы идентичностей. Связь культурных и географических идентичностей.
  • Европейская медиасистема и ее специфика
    Высокое разнообразие европейских медиасистем и попытки их концептуализации. Географическая обусловленность европейского разнообразия государств. Концептуальная карта Стейна Рокана. Роль и полномочия общеевропейских и национальных органов регулирования медиа. Общие особенности европейской медиасистемы: государственное вмешательство, профессионализация медиа на базе профсоюзных организаций, сдвоенная система (общественные и коммерческие медиа), высокая роль индустриальных капиталов. Коммерциализация европейской медиасистемы как динамический процесс. Роль общественной модели финансирования медиа в Европе. Основные европейские документы и нормы, регулирующие общественное телерадиовещание и общественные медиа. Основной ландшафт общественных медиа в Европе. Европейские сравнительные данные по медиапотреблению и их основные источники. Французский медиарынок: основные общие исторические особенности эволюции. Закон 1881 года и основные регулирующие инстанции. Объемы рекламного рынка во Франции. Основные черты концентрации и роль индустриальных капиталов в медиабизнесе. Низкая степень глобализации. Обзор крупнейших компаний в сфере медиа. Национальная модель прессы. Британский медиарынок: основные общие исторические особенности эволюции. Билль о правах и основные регулирующие инстанции. Роль Ofcom. Объёмы рекламного рынка в Великобритании. Основные черты концентрации и роль индустриальных капиталов в медиабизнесе. Глобализация британских медиа. Обзор крупнейших компаний в сфере медиа. Национальная модель прессы. Германский медиарынок: основные общие исторические особенности эволюции. Пере конфигурация рынка после Второй Мировой войны. Основные регулирующие инстанции. Объемы рекламного рынка в Германии. Основные черты концентрации и роль индустриальных капиталов в медиабизнесе. Глобализация немецких медиа. Обзор крупнейших компаний в сфере медиа. Региональная модель прессы в Германии. Итальянский медиарынок: основные общие исторические особенности эволюции. Основные регулирующие инстанции. Объемы рекламного рынка в Италии. Основные черты концентрации и роль индустриальных капиталов в медиабизнесе. Глобализация итальянских медиа. Итальянские и иберийские медиахолдинги. Обзор крупнейших компаний в сфере медиа. Национальная модель прессы.
  • Американская медиасистема и ее специфика
    Источники американского мультикультурализма и его влияние на медиа-ландшафт в стране. Пресса США и миссионерская роль медиа. Основная роль медиа во внешней политике США во второй половине ХХ в. и начале XXI в. Основные регулирующие принципы американской прессы. Роль и суть Первой поправки к Конституции США. Основные «вехи» в трактовке Первой поправки во второй половине XX в. и примеры защиты создателей массовой информации. Дело Нью-Йорк Таймс против Салливана. Дело Джерри Фолуэлла против Ларри Флинта. Взаимоотношения прессы и правительства США, защита права журналистов от посягательств правительства. Покушения на свободу прессы периода работы Комиссии по расследованию коммунистической деятельности. Бумаги Пентагона и Уотергейтский скандал как крупнейшие медиакризисы отношений власти и масс-медиа в США. Основные истоки американской глобальной экспансии в сфере медиа. Культурные источники. Экономические источники. Политико-идеологические источники. Два различных представления об американской культурной гегемонии: модернизационной взгляд и критический политико-экономический взгляд. Их представители в научном поле. Теория модернизации. Работы Лернера и Де Сола Пул. Критический подход. Концепт культурного империализма и доминирования и его современные адепты. Американский рекламный рынок. Специфика США как страны региональных масс-медиа. Крупнейшие американские территориальные рынки и метрополии. Модель американского сетевого телевизионного и радиовещания. Взаимоотношения станций и сетей. Рыночные модели их взаимодействия. Крупнейшие медиакомпании и концерны. Их локальное и глобальное присутствие. Основные тренды медиапотребления в США. Регулирование медиа в США. Роль Федеральной Комиссии Связи. Понятия «сетевого нейтралитета» в регулировании цифровой среды ФКС.
  • Особенности российской медиасистемы и стран СНГ
    Сравнение ключевых показателей, характеризующих развитие российских медиа с ведущими медиарынками других стран. Региональные и культурные диспропорции в развитии российского медиарынка. Российский медиарынок или «российские медиарынки»: специфика фрагментации. Телевидение как ключевой информационный источник в России и центральный элемент медиасистемы. Специфика формирования российской общественной сферы (публичной сферы). Фрагментация общественной сферы в исторической перспективе и с точки зрения политических процессов. Понятие параллельной публичной сферы и ее существование в России. Альтернативные медиа в России. Государственный контроль над собственностью медиа в России: его виды, формы и эволюция. Динамика элитных групп в медиа. Медиа в России как социальный институт. Роль государства в медиа и общественной жизни. Государственная собственность и государственное субсидирование в сфере медиа. Специфика государственного регулирования в сфере медиа в России. Обзор ключевых сегментов российской медиасистемы: рекламный рынок, печатные медиа, телевидение, радио, интернет и IT-компании, социальные медиа. Медиасистемы в странах СНГ: современное состояние и тенденции развития. Популярные источники потребления информации, роль социальных сетей в активизации общественного интереса к публичной сфере. Государственный контроль над информационными ресурсами в постсоветских странах. Влияние российских СМИ в постсоветском медиапространстве.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Рефлексия по литературе к семинару 2
  • неблокирующий Рефлексия по литературе к семинару 4
  • неблокирующий Письменная рефлексия по итогам семинара 5
  • неблокирующий Оценка за семинар 1
  • неблокирующий Оценка за семинар 2
  • неблокирующий Оценка за семинар 3
  • неблокирующий Оценка за семинар 4
  • неблокирующий Оценка за семинар 5
  • неблокирующий Финальное эссе
  • неблокирующий Оценка за семинар 6
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Оценка за семинар 1 + 0.025 * Оценка за семинар 2 + 0.15 * Оценка за семинар 3 + 0.025 * Оценка за семинар 4 + 0.025 * Оценка за семинар 5 + 0.1 * Оценка за семинар 6 + 0.025 * Письменная рефлексия по итогам семинара 5 + 0.025 * Рефлексия по литературе к семинару 2 + 0.025 * Рефлексия по литературе к семинару 4 + 0.5 * Финальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.
  • Hallin, Daniel C., and Paolo Mancini. Comparing Media Systems : Three Models of Media and Politics, Cambridge University Press, 2004. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=266614.
  • McChesney, Robert W.. Rich Media, Poor Democracy : Communication Politics in Dubious Times, The New Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1974566.
  • История печати. Т.1: ., , 2002
  • История печати. Т.2: ., , 2001
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Полиархия: участие и оппозиция, Даль, Р. А., 2010
  • Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики, Вартанова, Е. Л., 2013
  • Средства массовой информации постсоветской России : учеб. пособие для вузов, Засурский, Я. Н., 2002
  • Столкновение цивилизаций, Хантингтон, С., 2005
  • Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для вузов, Блинова, М. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Насилие и социальные порядки : концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества, Норт, Д., 2011