• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Коммуникация, образование, технологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс адаптационный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Технологии, информация, коммуникация в связи с развитием НТП, произошедшей НТР возрастает с каждым годом в различных сферах, образование, как один из социальных институтов не является исключением. Изменения в обществе, повлиявшие на субъектов образовательного процесса, образовательные технологии и образование в целом, это один из аспектов, которые будут освещены во время обучения, также принципы написания образовательной программы и способы ее оценки, средства обучения, инструменты, применяемые для оценки уровня промежуточных и итоговых достижений учащихся.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами основными технологиями в области образования.
  • овладение студентами основными теориями и в области образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать, оценивать потенциал новых учебно-методических материалов,
  • критически оценивать теоретические и практические работы, демонстрировать способность осмысленно анализировать собственную практику, а также связь теории и практики
  • оценивать необходимость и целесообразность их использования в образовательном процессе
  • выбирать и предлагать к реализации методические модели, методики и приемы обучения, повышающие эффективность (качество) образовательного процесса, на основании полученных по результатам диагностирования материалов
  • подбирать инструменты для диагностики состояния преподавания своей дисциплины (образовательной области) в школе
  • проектировать учебную программу как элемент образовательной программы
  • демонстрировать понимание основных тенденций, изменений в организации образовательного процесса, содержании образования, в том числе – связанных с появлением информационно-коммуникационных технологий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проектирование
    Тема 1. Образовательная система и её жизненный цикл. Современная образовательная система, её основные компоненты. Тренды современного образования. Новые профессии в системе образования (атлас новых профессий АСИ). ФГОС общего образования: идеология, потребители, методологическая основа, образова- тельный процесс, новые образовательные результаты. Профессиональный стандарт «Пе- дагог». Современные профессиональные роли учителей (эксперты, руководите- ли/модераторы проектной и учебно-исследовательской работы школьников, разработчики учебных материалов, методисты, учитель – «человек-оркестр» и др.). Тема 2. Проектирование современного учебного занятия от планируемых образова- тельных результатов. Кризис классно-урочной системы обучения школьников. Изменения в методической си- стеме обучения школьников. Что такое карта образовательных результатов? Учебные си- туации и способы их конструирования. Отбор учебного содержания, средств и методов обучения. Анализ современного учебного занятия. Технологическая карта конструирова- ния учебного занятия. Тема 3. Педагогические технологии как способ достижения образовательных резуль- татов. Теоретико-методологические основы системно-деятельностного подхода. Современные методики и технологии реализации системно-деятельностного подхода. Современные требования к выбору педагогической технологии и методов обучения. Педагогические технологии как механизм становления индивидуальности обучающегося. Персонализиро- ванное обучение. Тема 4. Разработка технологической карты конструирования учебного занятия. Особенности проектирования урочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО и СОО. Структура проблемного урока. Приемы создания проблемной ситуации. Понятие цели. Глобальные и локальные цели. Диагностичность и опера-циональность. Группа це- лей и учебный период. Ведущая цель. Эксплицитные и имплицитные цели.
  • Особенности учебно-методической деятельности.
    Тема 5. Типология учебно-методических материалов. Требования к современным учебно-методическим материалам. Основные компоненты учебно-методического комплекса (УМК), обеспечивающие освоение предмета. Вспомога- тельные компоненты УМК, расширяющие образовательное поле предмета. Вспомогатель- ные компоненты УМК, отражающие актуальные вопросы разных этапов образовательного процесса (система учебных заданий) и др. Тема 6. Разработка и описание классификатора учебно-методических материалов, обеспечивающих достижение планируемых образовательных результатов. Особенности классификатора учебно-методических материалов. Критерии оценки плани- руемых результатов. Таксономии Блума, Марцано, Финк, SOLO и др. Особенности проек- тирования критериев и показателей оценки планируемых образовательных результатов. Таксономии в обучении. Понятие диагностики и контроля в обучении. Ошибки контроля.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий групповая работа
    групповая презентация; При подготовке презентации, группа должна представить предложенную образовательную теорию коллегам-профессионалам, сопроводив ее презентацией. Наиболее важно, чтобы авторы работы точно, ясно определили назначение образовательной теории, описали ее особенности, смогли провести анализ его результативности, выделив положительные качества, а также ее недостатки и противоречия. Сделать это надо не на основании своих собственных ощущений (хотя и это не является запрещенным приемом), а на основании результатов анализа, который будет осуществлен культурными методами (сравнение, сопоставление и т. д).
  • неблокирующий домашнее задание
    Подготовка статьи (публикации) в профессиональном или научно-публицистическом издании, в которой обсуждается какое-либо учебное пособие, средство обучения. При подготовке публикации, студент должен самостоятельно выбрать научно-популярное или профессиональное издание, что определит адресат, жанр, объем и другие параметры текста. Наиболее важно, чтобы автор работы точно, ясно определил предназначение учебного пособия, средства обучения и смог провести анализ его результативности, выделив положительные качества работы, а также ее недостатки и противоречия. Сделать это надо не на основании своих собственных ощущений (хотя и это не является запрещенным приемом), а на основании результатов анализа, который будет осуществлен культурными методами (сравнение, сопоставление и т. д). Формальные требования к итоговой работе: Текст, жанр, структура и объем текста определяется выбранным студентом печатным изданием, Письменная работа должна быть надлежащим образом оформлена. В противном случае она не принимается к оцениванию, Текст печатается через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, кегль 12. Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа, однако номер страницы на нем не ставится, Ссылка на используемую литературу оформляется либо в виде сноски внизу страницы, либо указанием в тексте на соответствующую позицию в списке литературы в конце работы. В первом случае нумерация сносок сквозная. При первом упоминании источника выходные сведения указываются в полном объеме. Если он цитируется в дальнейшем, то дается лишь его краткое описание.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * групповая работа + 0.5 * домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • E. Durkheim’s standpoint on the correlation between pedagogy and sociology ; Э. Дюркгейм о взаимосвязи педагогики и социологии. (2014). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.30E0A1B2
  • Белошицкий, А., Петровская, М., Семоненко, Ю., Терещенко, А., & Устинов, И. (2014). Психология И Педагогика. Военная Психология И Педагогика (Учебник). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.962706CA
  • ВАЛИКИНА Ю.Р., УСТИНОВА О.В., & ГАРКУША А.И. (2015). Теоретико-Методологические Основы Социального Прогнозирования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72FE1430
  • Шерешик, Н. (2014). Классификация Практик Социального Прогнозирования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.393F38D4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Барбер М., & Муршед М. (2008). Как Добиться Стабильно Высокого Качества Обучения В Школах. Уроки Анализа Лучших Систем Школьного Образования Мира (Пер. С Англ.). Вопросы Образования // Educational Studies, (3), 7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i3p7.60
  • Барбер, М., & Муршед, М. (2010). Consistently high performance: Lessons from the world.s top performing school systems McKinsey&Company. 2007. Translated from English ; Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира (пер. с англ.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6DA664EE
  • Хропаль, Е. А. (2018). Социальная политика в области поддержки и защиты детства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.893A3288