Магистратура
2020/2021
Методы филологических исследований
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Русская литература и компаративистика
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения курса «Методы филологических исследований» студенты овладевают основными современными подходами к изучению литературных текстов и формируют практические навыки анализа произведений. Студенты знакомятся с основными филологическими парадигмами анализа текстов от текстологической работы до дигитальных исследований и нейроэстетики. Текущий контроль по курсу — эссе, в котором студент применяет одну из пройденных методологий к выбранному тексту. Курс заканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины
- Усвоение студентами ключевых отечественных и западных филологических теорий XX в. в междисциплинарной перспективе.
- Ознакомление с историей отечественной и зарубежной гуманитарной науки, знание основного содержания и положений центральных научных парадигм XX-XXI вв.
- Овладение навыками филологического анализа источников по русской литературе в рамках различных филологических и общегуманитарных методологий
- Освоение навыков исследовательской работы с помощью методологий современных гуманитарных наук
Планируемые результаты обучения
- Знание развития теории сравнительного метода в России и Европе в контексте гуманитарных наук в XXв.;
- Знание основных историко-культурных и филологических понятий;
- Умение интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте;
- Умение анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
- Владение навыками филологического анализа источников по русской литературе в сравнительной перспективе и в рамках других филологических методологий;
- Владение навыками исследовательской работы с помощью методологий современных гуманитарных наук;
- Владение научной терминологией основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики).
- Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы в междисциплинарной перспективе;
- Знание методологических подходов, использующихся при сравнительно-историческом исследованиях европейских литератур;
Содержание учебной дисциплины
- Понятие научной парадигмы. Метод и парадигма. Проблема метода в гуманитарном знанииНаучная парадигма как понятие. Т. Кун и его «Структура научных революций». Критика концепции Куна. П. Фейерабенд. Основные научные парадигмы гуманитарного знания в XX в.
- Филологический комментарийКомментарий как метод. Типология комментария и разные подходы к нему. Комментарий как подход к тексту. Типы комментариев. Комментарий как научная и историко-культурная проблема.
- Текстология как научная дисциплинаТекстология как научная дисциплина. Основные задачи текстологии. Принципы текстологической работы. Текстология и digital humanities: история дисциплины и актуальные перспективы
- Точные методы в гуманитарных наукахТочные методы в гуманитарных науках: подходы и проблемы, возможности и ограничения. Развитие точных методов и digital humanities.
- Структурализм как научная парадигмаСтруктурализм как научная парадигма: основные характеристики. Истоки структурализма: лингвистика и ее достижения; научный и социальный контекст начала 1960-х годов. Тартуско-московская семиотическая школа. Другие варианты структурализма. «Поэтика выразительности» А. К. Жолковского – Ю. К. Щеглова. Эволюция ТМШ. Критика структурализма.
- Проблема интертекстуальности.Широкая теория интертекстуальности vs. Интертекстуальность в узком смысле (изучение поэзии модернизма). Понятие «подтекста». Основные положения трудов К.Ф. Тарановского и О. Ронена. Слабость интертекстуальной парадигмы: проблема доказательности, проблема разграничения традиции и «подтекста». Социологическая критика "подтекстов": акторно-сетевая теория Б. Латура и интертекстуальность.
- Изучение языка литературыРазграничение литературоведения и лингвистического подхода к тексту: причины и следствия. Труды В.В. Виноградова: синтез литературоведения и языкознания. Описание идиостиля (Г.О. Винокур о В. Маяковском). современные языковые подходы. Герменевтические очерки языка пушкинской эпохи (Пильщиков, Добродомов). Проблема описания идиолекта поэтов модернизма, усложнение семантики и способы ее анализа (Левин о Мандельштаме, Шапир о языке Пастернака).
- Проблема читателя. Р. Барт.Читатель как главная филологическая проблема. Филологическая реконструкция читателя. Текст как система раздражителей (Выготский). Рецептивная эстетика. Формульная литература и особое состояние читателя. Филология Р. Барта: между структурализмом и поструктурализмом. Смерть автора. Текстовый анализ: новое медленное чтение? Удовольствие от текста. Барт между наукой и литературой.
- Психологические подходы к литературеПсихология осмысляет читателя: плюсы и минусы. Осмысление искусства в перспективе когнитивных наук. Различие фрейдистского и юнгианского подходов. Теория архетипов. Психология vs. история: исследование сказок (Калшед vs. Дарнтон).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
- Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Нулевая степень письма : пер. с фр., Барт, Р., 2008
- Психология искусства, Выготский, Л. С., 1998
- Современная литературная теория : антология, , 2004