Магистратура
2020/2021
Национальные и международные программы оценки образовательных достижений
Статус:
Курс по выбору (Измерения в психологии и образовании)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Измерения в психологии и образовании
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина носит информационно-аналитический характер, построена на информации об основных проектах в области оценки качества образования (национальных и международных) и сопоставительном анализе этих проектов. Включает информацию о международных проектах PISA, TIMSS, PIRLS и др., национальных проектах NCLB, NAEP (США), кейсах стран, а также сопоставительный анализ изучаемых проектов и программ. Курс демонстрирует задачи национального оценивания, вскрывает различные модели и структурные особенности различных программ, а также направлен на углубленный анализ различных конструктов «качество образования», характерных для различных проектов. Особое внимание уделяется рассмотрению связи управления и политических решений в области образования с типом информации, предоставляемых в изучаемых проектах. Приведенная в данной программе модель изучения различных страновых кейсов в процессе обучения должна быть применена к другим странам.
Цель освоения дисциплины
- Ориентироваться в основных международных сравнительных исследованиях и уметь интерпретировать их результаты для обоснования политических, экономических и педагогических решений в области развития образования.
Планируемые результаты обучения
- - знать историю возникновения движения за проведение международных сравнительных исследований - знать основные международные сравнительные исследования - знать текущую повестку МСИ
- уметь проводить сравнение основных национальных и международных программ оценки образовательных достижений по выбранным критериям;
- умение проводить анализ литературы об организации, проведении и результатах национальных и международных программ оценки образовательных достижений.
- интерпретировать результаты национальных и международных программ оценки образовательных достижений для вынесения обоснованных суждений о повышении качества образования и совершенствовании системы оценки качества образования в России.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Национальные и международные программы оценки образовательных достижений в системе оценки качества образованияИстория возникновения. Результаты первых международных исследований и «PISA-шок». Роль МСИ в формировании образовательной политики. Запрос на доказательную образовательную базу.
- Тема 2. Планирование и организация национальных и международных сравнительных исследованийЭтапы разработки дизайна МСИ. Роль стран-участниц. Условия участия в МСИ. Разра-ботка инструментария международных исследований для оценки образовательных дости-жений. Разработка инструментария международных исследований для сбора контекстной информации. Формирование выборки учащихся в рамках проведения международных исследований. Особенности обработки, шкалирования и описания результатов международных исследований. Международные отчеты по результатам проведения программ оценки образовательных достижений.
- Тема 4. Углубленный анализ результатов международных исследований«Код-буки» МСИ и как их использовать. Проблема р-values. Результаты участия России в международных исследованиях ICCS, ICILS, TALIS
- Тема 3. Российские (федеральные и региональные) проекты по оценке образовательных достижений (обзор, особенности проектов)Собственные российские мониторинги и СИ. Проекты по оценке образовательных дости-жений в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Обеспечение качества проведения оценочных процедур в образовательных организациях. Национальные исследования качества образования (НИКО, ВПР)
Элементы контроля
- Экзамен: оценивание представленного итогового исследовательского эссеНаписание итогового исследовательского эссе
- Домашнее задание: оценивание проекта исследованияПодготовка дайджеста исследовательского эссе, его презентация. Текущий контроль проводится в форме оценивания дайджеста исследовательского эссе, его презентация. Описание проекта исследования должно включать: 1) формулировку темы и исследовательского вопроса, 2)описание источников данных, необходимых для написания эссе.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Домашнее задание: оценивание проекта исследования + 0.7 * Экзамен: оценивание представленного итогового исследовательского эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cresswell, J., Schwantner, U., & Waters, C. (2015). A Review of International Large-Scale Assessments in Education: Assessing Component Skills and Collecting Contextual Data. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E3F567E
- Dossey, J. A., McCrone, S., & O’Sullivan, C. Y. (2006). Problem solving in the PISA and TIMSS 2003 assessments [electronic resource] : technical report / John A. Dossey, Sharon S. McCrone, Christine O’Sullivan. [Washington, D.C.] : National Center for Education Statistics, Institute of Education Sciences, U.S. Dept. of Education, 2006. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000596387
- Martin, M. O., Mullis, I. V. S., Hooper, M., International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA) (Netherlands), & Boston College, T. & P. I. S. C. (2017). Methods and Procedures in PIRLS 2016. International Association for the Evaluation of Educational Achievement. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED580352
- Strizek, G. A., Tourkin, S., Erberber, E., & National Center for Education Statistics (ED). (2014). Teaching and Learning International Survey (TALIS) 2013: U.S. Technical Report. NCES 2015-010. National Center for Education Statistics. National Center for Education Statistics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED565764
Рекомендуемая дополнительная литература
- International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA) (Netherlands), & Boston College, T. & P. I. S. C. (2016). What Makes a Good Reader: International Findings from PIRLS 2016. International Association for the Evaluation of Educational Achievement. International Association for the Evaluation of Educational Achievement. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED596203
- Johnson, E. G. (1998). Linking the National Assessment of Educational Progress (NAEP) and the Third International Mathematics and Science Study (TIMSS) [microform] : a technical report / Eugene G. Johnson. [Washington, DC] : U.S. Dept. of Education, Office of Educational Research and Improvement, National Center for Education Statistics : Educational Resources Information Center, 1998. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000508244
- Kastberg, D., Roey, S., Ferraro, D., Lemanski, N., Erberber, E., National Center for Education Statistics (ED), & Westat, I. (2013). U.S. TIMSS and PIRLS 2011 Technical Report and User’s Guide. NCES 2013-046. National Center for Education Statistics. National Center for Education Statistics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED545101
- Murray, T. S., Jenkins, L., & Kirsch, I. S. (1998). Adult literacy in OECD countries [microform] : technical report on the first international Adult Literacy Survey / T. Scott Murray, Irwin S. Kirsch, Lynn B. Jenkins. [Washington, DC] : U.S. Dept. of Education, Office of Educational Research and Improvement, National Center for Education Statistics : Educational Resources Information Center, 1998. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000537484