Магистратура
2020/2021
Проектно-исследовательский семинар "Проектирование цифровых гуманитарных ресурсов и систем"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Цифровые методы в гуманитарных науках)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бонч-Осмоловская Анастасия Александровна,
Скоринкин Даниил Андреевич,
Сорокин Семен Александрович
Прогр. обучения:
Цифровые методы в гуманитарных науках
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Проектно-исследовательский семинар (ПИС) «Проектирование цифровых гуманитарных ресурсов и систем» — ключевой практический компонент магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках». В ходе ПИС группа студентов реализует проект (разрабатывает продукт), представляющий научный или общественный интерес в области цифровых гуманитарных технологий. Команды студентов самостоятельно осуществляют менеджмент собственных проектов, но постоянно консультируются и отчитываются перед кураторами, которыми могут выступать преподаватели программы или внешние приглашенные эксперты.
Цель освоения дисциплины
- подготовить студентов к самостоятельной научно-исследовательской и проектно-организационной работе
- приобретение студентами комплексных технических, менеджерских и организационных способностей в обстановке, приближенной к реальной проектной работе в коммерческой и академической среде
- совершенствование навыков программирования, веб-разработки, анализа, манипуляции и визуализации данных
- развить у студентов навыки управления собственным временем, планирования, декомпозиции сложных задач, выставления и контроля промежуточных сроков выполнения этапов проекта, сотрудничества и работы в команде
Планируемые результаты обучения
- имеет представление о выбранной теме проекта и организации работы над ним, понимает принципы организации проектной работы
- пользуется инструментами совместной разработки, системами контроля версий
- имеет представление о различных подходах к менеджменту проектов, понимает преимущества и недостатки каждого подхода
- имеет представление о типах цифровых гуманитарных ресурсов и проектов
- знаком с концепцией Linked Open Data
- знаком со стандартами хранения данных: CSV, JSON, XML, TEI/XML, RDF
Содержание учебной дисциплины
- Основы проектной работыЖизненный цикл проекта. Организация проектной работы. Совместная удаленная работа. Совместное использование систем контроля версий на основе git (GitHub/GitLab/BitBucket).
- Классические и современные подходы к менеджменту проектовКаскадная модель проекта (водопадный жизненный цикл); гибкая методология разработки (agile); модель бережливого стартапа (lean startup).
- Проекты в области Digital Humanities: типология и особенности (начало)Исследовательские проекты в Digital Humanities. Образовательные цифровые гуманитарные ресурсы. Электронные архивы и гуманитарные базы данных.
- Проекты в области Digital Humanities: типология и особенности (продолжение)Цифровые издания. Стандарты хранения информации в машиночитаемой форме для задач гуманитарных исследований.
Элементы контроля
- оценка технического задания (ТЗ)ТЗ сдается в форме электронного документа.
- отчет 1
- отчет 2
- экзамен (итоговый отчет)Экзамен проводится в устной форме сдачи отчета по проекту (в команде). Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/l/team/19%3a518f054c2f2e42dd8dc64df8f8ce0556%40thread.tacv2/conversations?groupId=4587aa95-4885-4aa8-9c72-ae3b13af8aef&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * отчет 1 + 0.2 * отчет 2 + 0.1 * оценка технического задания (ТЗ) + 0.5 * экзамен (итоговый отчет)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705
Рекомендуемая дополнительная литература
- Carter, B. (2013). Digital Humanities. Bingley, U.K.: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=605070