• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Российская экономика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Для подготовки бакалавров по направлению «Экономика» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  История экономических учений;  Математическая статистика;  Микроэкономика;  Макроэкономика. Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются:  дать представления о современном состоянии российской экономики;  сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: - дать представления о современном состоянии российской экономики; - сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества. Выполнение поставленных целей требует соответствующих исторических экскурсов для систематизации факторов определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Получение слушателями представлений об исторических особенностях формирования экономики России, об "эффектах колеи" в части территориального развития, развития инфраструктуры, формирования институтов.
  • Понимание слушателями тех объективных и субъективных факторов, которые предопределили необходимость отказа от плановой системы и перехода к рынку, причин выбора конкретной модели проведения рыночных реформ.
  • Получение знаний о причинах и масштабах структурных и социальных изменений в период трансформационного спада и их влияния на тенденции экономического развития России
  • Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста
  • Знания о причинах и механизмов формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
  • Знание особенностей российской бюджетной системы, её развития с начала 2000-х гг., проблем российской бюджетной политики и причин их возникновения.
  • Знание проблем. стоящих перед российской пенсионной системой , умение обосновывать основные направления их решения.
  • Знание факторов, определяющих современное состояние экономического развития РФ
  • Знание основных проблем в области здравоохранения, взаимосвязи между развитием этой сферы и экономическим развитием, смысла проводимых реформ и их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области образования, взаимосвязи между образованием и проблемой социальной и экономической структуры, об основных моделях реформирования системы образования, их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области обеспечения качества жизни населения, включая обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой, представления об альтернативных моделях развития градостроительства и формирования рынка жилья.
  • Знание основных показателей бедности и неравенства,в России, особенностей российского среднего класса.
  • Знания о современном уровне социально-экономического развития России, как в абсолютных, так и в относительных показателях, включая место России в различных международных рейтингах.
  • Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономическая история России.
    В рамках данной темы слушателям лаются базовые факты из экономической истории России и особенности социально-экономического развития в период перехода к индустриальной экономике в рамках Российской империи (начиная с середины ХIX века) и в Советский период (1917-1990 гг.). Основной фокус лекций и семинарских занятий сделан на описания географических, исторических и институциональных факторов, формировавших экономическую структуру в эти периоды и влияющих на особенности построения в России рыночной экономики. Соответствующие онлайн лекции: - Российская империя 1861-1913 гг.: реформы для рыночной модернизации; - Командная модернизация: экономика России 1917-1953 гг.; - Советская экономика (1953-1990 гг.).
  • Переход от планово-административной системы к рыночной экономике.
    Рассматриваются причины и механизмы развития экономических дисбалансов и социальных противоречий в период позднего СССР, объективные предпосылки к отказу от плановой системы хозяйства, существовавшие альтернативные подходы к модернизации экономики. Особое внимание уделено программам рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века , положительным и отрицательным экстерналиям либерализации торговли, приватизации государственной собственности и т.д. Тема затрагивает два основных периода: период трансформационного спада, завершившегося кризисом 1998 г., и период восстановительного роста (1999-2008), включая кризис 2009г. Соответствующие онлайн-лекции: -Приватизация и эволюция собственности в России; -Национальное богатство.
  • Современное состояние и тенденции в развитии экономики России.
    Рассматриваются вопросы позиционирования России в мировой экономики, включая общий уровень экономического и социального развития, место и роль в мировой торговле. Тема включает также обсуждение таких проблем как механизмы и модели экономического роста, структуры экономики и роль структурных сдвигов в экономическом развитии, а также проблемы развития основных секторов экономики России, включая нефте-газовый сектор, обрабатывающую промышленности, сельской хозяйство и др. Соответствующие онлайн-лекции: -Структура российской экономики и структурная политика; -Важнейшие отрасли экономики России: нефтяная и газовая промышленность, обрабатывающая промышленность; -Важнейшие отрасли экономики России: сельское хозяйство, транспорт.
  • Социальные проблемы и экономический рост. Региональные аспекты развития.
    Рассмотрены проблемы социальной структуры российского общества, вопросы социального неравенства, бедности, основные демографические тенденции. Основной акцент сделан на обсуждении основных характеристик, тенденции и проблемы в формировании человеческого капитала (здравоохранение, образование и др.), а также на обсуждении прошедших и/или обсуждаемых реформ в части социального развития. Также обсуждение в рамках лекций и семинарских занятий сфокусировано на взаимосвязи процессов социального и экономического развития с учетом региональной специфики. Соответствующие онлайн-лекции: - Уровень жизни; - Социальная политика; - Рынок труда; - Здравоохранение; - Образования; - Российская инновационная система; -Российские регионы; - Региональное развитие; - Развитие городов; - Рынок жилья и ЖКХ.
  • Финансовый сектор.
    В рамках данной темы рассматриваются особенности валютная политики России и факторы ее выбора для ресурсной экономики; переход к таргетированию инфляции в России, антикризисная политика в России в 2009 г. и 2014 г. затрагиваются вопросы государственная собственности в российской экономике. Структура бюджета России, система налогообложения (виды налогов, ставки налогов, доли поступлений от разных типов налогов в бюджетах). Изучаются основные характеристики пенсионной системы и стратегия переходного периода. Соответствующие онлайн-лекции: -Бюджетно-налоговая политика; -Монетарная и валютная политика; -Банковская система; -Финансовые рынки; -Пенсионная система.
  • Актуальные проблемы экономики России и альтернативные пути их решения.
    Лекции и семинары в рамках темы посвящены проблематике поиска новой модели экономического роста, актуальным институциональным и экономическим вызовам для социально-экономического развития. Рассматриваются вопросы места и роли государства в современной экономике России, государственной экономической политики в условиях исчерпания прежних источников роста, нарастания геополитических противоречий. Соответствующие онлайн-лекции: - Преимущества России в мировой торговле; - Глобализация и торговые барьеры; - Санкции и российская экономика; -  Потоки капитала и валютный курс.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах в 3 модуле
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в письменной форме и предполагает, что студент должен уметь полно отвечать на открытые вопросы, задаваемые в соответствии с содержанием основных и дополнительных источников литературы, которые используются в ходе освоения дисциплины «Российская экономика». В случае проведения дисициплины в дистанционном формате до конца 4 модуля экзамен будет проводится на платформе LMS. За 10 минут до начала экзамена студентам необходимо проверить наличие доступа к LMS. В случае отсутствия доступа/проблем с доступом немедленно сообщить об этом преподавателю, ведущему семинары, по электронной почте1. Описание процедуры экзамена: В день экзамена за десять минут до начала экзамена каждый студент должен в папку «Обязательства» в Проекты LMS прикрепить фотографию листа, где им собственноручно написана следующая фраза: "Обязуюсь выполнять экзаменационную работу по курсу «Российская экономика» самостоятельно, не пользоваться помощью других людей и не оказывать помощь другим. За нарушение несу полную ответственность, вплоть до отчисления. Дата, ФИО, группа, подпись" В день экзамена в обозначенное время его начала в системе LMS в разделе Файлы открывается доступ к файлу со списком студентов и номерами назначенных каждому из них вариантов экзамена. Варианты экзамена будут доступны в разделе Тесты. На выполнение экзамена дается 80 минут. Ответы на вопросы экзамена оформляются в файл Word. Скан, фотография не допускаются. Таким образом, через 80 минут студент обязан прикрепить файл с ответами на вопросы экзамена в разделе Проекты в папку с номером своей группы (группы, с которой посещал семинары). Сдача ответов на вопросы экзамена по истечении 80 минут штрафуется (минус 1 балл за каждые 5 минут опоздания). Формат экзамена: Экзамен состоит из 6 открытых вопросов, каждый из которых требует развернутого ответа (но не более 2500 знаков с пробелами). Каждый вопрос имеет вес 2 балла, за неполные ответы засчитываются неполный балл, кратный 0,25. Во время экзамена студент обязан соблюдать правила академической этики: запрещается подлог, списывание, заимствование идей без указания авторства и т.п. После экзамена работы будут проверены в системе Антиплагиат. В случае идентичных ответов у двух и более студентов баллы за ответ засчитываются только первому сдавшему, остальные студенты с идентичным ответом получают 0 баллов за ответ. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. В случае невозможности использования системы LMS по объективной причине студент обязан заранее сообщить преподавателю, ведущему семинары о проблеме. Отсутствие сообщений приравнивается к подтверждению работоспособности.
  • неблокирующий Работа на семинарах в 4 модуле
  • неблокирующий Контрольная работа
    Правила проведения контрольной работы (при условии проведения контрольной в очном формате): • Во время написания работы покидать аудиторию возможно лишь в случае сдачи контрольной работы. Продолжительность работы – 80 минут. • Во время проведения контрольной все личные вещи за исключением ручек, калькуляторов, студенческого билета, воды (шоколадки, по желанию) должны находиться на последней парте. • В случае 1) наличия при себе электронных устройств (за исключением простых калькуляторов) 2) наличия любых видов шпаргалок 3) списывания оценка за работу обнуляется, работа остается без проверки. При проведении дисциплины в дистанционном формате - контрольная работа будет проводиться на платформе LMS.
  • блокирующий Тесты по лекциям онлайн-курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.2 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.2 * Работа на семинарах в 4 модуле + 0.1 * Тесты по лекциям онлайн-курса + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций, Ясин, Е. Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Долгое время : Россия в мире: очерки экономической истории, Гайдар, Е., 2005
  • Российская экономика. Кн.2: Настоящее и перспективы после реформ, , 2019
  • Экономика неплатежей: Как и почему мы будем жить завтра, Делягин, М. Г., 1997