Магистратура
2020/2021





Доказательное управление образовательными системами
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Доказательное развитие образования)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Баринов Сергей Леонидович,
Беликов Александр Александрович,
Мерцалова Татьяна Анатольевна
Прогр. обучения:
Доказательное развитие образования
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
"Доказательное управление образовательными системами" является читаемой на русском языке дисциплиной для студентов, обучающихся на магистерской программе "Доказательная образовательная политика". Дисциплина состоит из двух больших разделов: Индикативное управление в образовании и Региональная дифференциация образовательных систем. Дисциплина направлена на формирование у студентов компетенций в области реализации прикладных аналитических разработок в сфере образования. В ходе изучения дисциплины студенты проходят полный цикл подготовки аналитического материала: выбор подходящих статистических показателей, конструирование комплексных индикаторов под задачу анализа, сбор и обработка статистических данных, подготовка аналитических текстов, иллюстрирование результатов работы с помощью инфографики, публичная презентация результатов работы
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с основами индикативного планирования, обработки и интерпретации данных различных исследований и мониторингов
- Формирование у них компетенций в области планирования и проведения исследований в соответствии с актуальными управленческими задачами, аналитической обработки и интерпретации результатов исследований, в том числе, работы с big data
- Развитие способности видеть за большими массивами данных и отдельными числами реальные про-цессы, навыков использования данных при оценке ситуации и принятии управленческих решений
- Формирование компетентностей в области проектирования систем оценки качества и аналитики в сфере образования
- Подготовка студентов магистратуры к реализации evidence based policy в условиях разнообразия социально-экономических условий, в которых функционируют образовательные системы субъектов РФ
Планируемые результаты обучения
- Студент будет знать современные теоретические подходы к конструированию образовательной политики и методологическую базу управления на основе знаний
- Студент будет уметь исследовать современные практики конструирования образовательной политики и контроля качества и эффективности ее реализации
- Студент будет уметь читать и интерпретировать информацию, представленную в абстрактно-символическом формате (числовые ряды, массивы данных и др.), и переводить ее в контекстуально-образный формат.
- Студент будет знать теорию и концепции индикативного планирования, индикативного управления в применении к раз-личным управленческим моделям: управление по результату, управление по изменениям
- Способность прогнозировать явления, процессы и тенденции в сфере профессиональной деятельности (ОПК3)
- Студент будет знать принципы оценивания в образовании и принципы построения исследований в сфере образования, в том числе, мониторинговых
- Студент будет уметь разрабатывать методологию и методику проведения диагностических исследований, в том числе мониторингов, формировать систему критериев, подбирать показатели / индикаторы в соответствии с целями исследования и конкретными управленческими задачами
- Студент будет знать существующие модели и практики функционирования систем оценки качества образования в рамках единой системы управления образованием, механизмы их построения, возможности и ограничения.
- Способен определять цели и задачи в сфере профессиональной деятельности, выявлять значимые проблемы и предлагать эффективные пути их решения (ИК-М 1.2 НИД (ГМУ))
- Способен осуществлять экспертную и консультационную деятельность в сфере профессиональной деятельности (ИК-М 1 ЭД КД (ГМУ))
- Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию (СК-М6)
- Способен к самостоятельному освоению новых методов исследований, изменению научного и производственного профиля своей деятельности (СК-М3)
- Способен систематизировать и презентовать результаты профессиональной деятельности с использованием современных методов и технологий (ИК-М 3 (ГМУ))
- Способен организовать и самостоятельно осуществить исследования в области пуб-личного управления в соответствии с принципами и методами доказательной поли-тики (ИК-М 7.10. _НИД_ИАД__ПТД (ГМУ))
- Студент будет уметь готовить аналитические материалы под конкретные управленческие задачи и презентовать их.
Содержание учебной дисциплины
- Концептуальные теории и понятийный аппарат индикативного планирования и индикативного управления. Циклограмма управления по результатам.Понятия и их взаимосвязь: «Индикативное планирование», «Индикативное управление», «Управление по целям (результатам)», «Управление по отклонениям», «Критерии», «Индикаторы», «Показатели», «Параметры». Классическая схема менеджмента. Управление по результату и управление по отклонениям. Циклограммы управления по результатам и отклонениям. Этапы управленческой деятельности, требующие работы с индикаторами. Использование ин-дикативных инструментов при реализации основных функций управления.
- Методика индикативного планирования. Основные этапы, вариативные под-ходы и барьеры планирования, ориентированного на количественные результаты. Как определить необходимые индикаторыПонятия и их взаимосвязь: «Прогнозирование», «Проектирование», «Планирование». Использование прогноза при осуществлении проектирования и планирования. Подбор индикаторов и показателей для проектирования и планирования. Использование кор-реляции, регрессии и факторного анализа. Вариативные подходы при планировании. Понятие «Регуляторы». Определение регуляторов. Их связь с индикаторами. Использование индикаторов для оценки степени влияния регуляторов. Ре-грессия, корреляция, экспертные методы (веса). Использование прогнозирования в индикативном планировании. Экспертный и математиче-ский прогноз. Сценирование в индикативном планировании. Уровень сложности объекта управления: система, элемент системы... Использование схемати-зации, детализации (анализ), кластеризации, контекстуализации для определения «влиятельных» регу-ляторов. Формы представления результатов индикативного планирования: концепция, стратегия, про-грамма. Барьеры индикативного планирования.
- Мониторинги в образовании: цели, возможности, этапы разработки и проведения. Ме-тоды отбора показателей.Понятия, их взаимосвязь и прикладное выражение: «Мониторинг», «Экспертиза», «Оценка», «Диагностика», «Рейтинг», «Исследование», «Отчет» Мониторинг эффективности управленческих решений: оценка или исследование. Методы оценивания: сравнительный анализ, нормы для сравнения. Использование результатов сравнительного анализа в управлении: продвижение приоритетов, мотивация к развитию. Конкретные возможности мониторингов в управлении образованием: выявление трендов и тенденций, причинно-следственные связи, прогнозирование последствий. Методика мониторинга (диагностики): обязательные элементы. Целевое конструирование мо-ниторингов. Практикум по разработке мониторинга: целеполагание, методологические принципы. Принципы оценки образовательных систем. Отбор критериев, индикаторов и показателей образовательной деятельности и образователь-ных систем: разнообразие описываемых аспектов (что оценивается) и сложность описания значимых аспектов (всё ли можно оценить). Как правильно построить расчетные показатели. Использование экспертных оценок, факторного анализа и корреляции при отборе показателей и индикаторов.
- Использование результатов мониторингов: оценка под управленческие задачи и управленческие решения по результатам оценок. Риски и ошибки в использовании мо-ниторингов. Условия эффективности мониторингов.Принятие управленческих решений, на основе имеющихся данных. Связь целей управления и целей оценки. Программа развития – продукт индикативного управления. Потенциальные направления анализа и возможные управленческие решения. Механизмы ис-пользования данных: запланированные результаты и полученные эффекты. Использование динамического анализа, факторного анализа, сопоставительного анализа, кон-текстуализации и кластеризации, формирование индексов при обработке результатов мониторингов. Виды аналитических процедур: констатация, интерпретация. Проблемы индикативного управления в образовании. Разные подходы к «изменению» данных. Манипуляция показателями и весами (весовые коэффициенты). Работа с кейсами. Использование экспертных интерпретаций результатов мониторингов, контекстуализации, дифференциации, индексов. Возможные ошибки в интерпретациях и математических расчетах (индек-сы, веса, факторы, зависимости показателей). Условия для эффективного использования мониторингов в управлении.
- Формы представления результатов мониторингов. Открытость мониторингов в обра-зовании. Стейкхолдеры мониторингов и оценок в образовании.Понятия и их взаимосвязь: «Рейтинг», «Ренкинг», «База данных», «Лига», «Топ», «Отчет», «Аналитический обзор», «Аналитический доклад», «Обобщенная аналитика», «Инфографика», «Ви-зуализация» Рейтингование: управленческий потенциал, ограничения и риски. Риски «подмены мотивации» и «быстрых решений». Форматы, альтернативные рейтингам. Открытые данные. Стейкхолдеры результатов мониторингов и оценок. Кто и как использует результаты оценок. Данные как информационный повод для общественного диалога. Данные для внутреннего пользования. Как работать с «чужими» мониторингами (оценками). Открытость результатов, методики и процедур. Коммуникация в процессе проведения мони-торингов (оценок) как фактор повышения их эффективности. Коммуникативные площадки для экс-пертов, стейкхолдеров и объектов оценки. Представление результатов оценки для объектов оценивания.
- Система оценки качества образования как проектируемый элемент системы управления.Федеральная, региональная, муниципальная система оценки качества образования (ОКО): структура, функционал, сферы внимания. Международный опыт функционирования систем оценки качества образования. Организационная структура российской системы ОКО. Информационные потоки и информационная логистика. Основные барьеры и проблемы функционирования систем ОКО: нормативные, логистические, организационные, кадровые. Проектирование муниципальных и региональных систем оценки качества образования: элементы системы, координация связей, информационная логистика, ресурсная база, подготовка персонала и др.
- Российские и зарубежные исследования региональной дифференциации в образованииСостояние исследований региональной дифференциации в образовании в России и за рубежом. Информационно-аналитические системы, позволяющие анализировать межрегиональную дифференциацию в образовании.
- Социальное развитие российских регионов как контекст для анализа дифференциации в образованииРегионализация в России. Общие теоретические рамки. Оси регионализации РФ. Социальное развитие российских регионов. Контекстные сюжеты и показатели, важные для учета при реализации образовательной политики.
- Работа с региональной и муниципальной статистикойРабота с региональной и муниципальной статистикой. Статистические базы, механизмы работы с ними, барьеры и возможности развития.
- Методы анализа межрегиональной дифференциации в образованииОбзор методов анализа межрегиональной дифференциации в образовании. Корреляционный анализ. Кластерный анализ. Метод типологизации. Использование осей регионализации РФ и типологий субъектов РФ по уровню и характеру социально-экономического развития для анализа сферы образования.
- Разработка инфографических материалов по результатам анализаРазработка инфографических материалов по результатам анализа межрегиональной дифференциации
- Образовательная политика в контексте региональной политикиОбразовательная политика в контексте региональной политики. Виды региональной политики и основные стейкхолдеры в России. Формулировка рекомендаций для стейкхолдеров по итогам проведения анализа межрегиональной дифференциации в образовании.
Элементы контроля
- Промежуточная работа 1
- Промежуточная работа 2
- Промежуточная работа 3
- Промежуточная работа 4
- Промежуточная работа 5
- Промежуточная работа 6
- Промежуточная работа 7
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Промежуточная работа 1 + 0.1 * Промежуточная работа 2 + 0.1 * Промежуточная работа 3 + 0.1 * Промежуточная работа 4 + 0.1 * Промежуточная работа 5 + 0.1 * Промежуточная работа 6 + 0.1 * Промежуточная работа 7 + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Город, район, страна и мир : развитие России глазами страноведа, Трейвиш, А. И., 2009
- Индикативное управление развитием организаций социальной сферы: вопросы теории и практики : автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05, Тхориков, Б. А., 2014
- Индикаторы образования: 2013 : стат. сб., Гохберг, Л. М., 2013
- Инфографика : коммуникация и влияние при помощи изображений, Смикиклас, М., 2014
- Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Общее образование. Региональный... : стат. информ.-аналит. сб., , 2002
- Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Профессиональное образование. Р... : стат. информ.-аналит. сб., , 2005
- Региональная политика России : 20 лет реформ и новые возможности, Кузнецова, О. В., 2015
- Социальное развитие регионов России : проблемы и тенденции переходного периода, Зубаревич, Н. В., 2012
- Эффективное управление : экономические задачи и оптимальные решения, Друкер, П. Ф., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен, Полян, П. М., 2001
- Образование в Российской Федерации: 2014 : стат. сб., Абдрахманова, Г. И., 2014
- Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации, Григорьев, Л. М., 2011