Бакалавриат
2020/2021
Психология интернет- взаимодействия
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Гулевич Ольга Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих дисциплину «Психология Интернет-взаимодействия». В результате освоения дисциплины студент: (а) знает основные психологические закономерности Интернет-взаимодействия; (б) умеет использовать социально-психологические знания для анализа реального Интернет-взаимодействия; (в) владеет навыками публичных выступлений и проведения исследований в области Интернет-взаимодействия. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Социальная психология», "Психология массовой коммуникации".
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с психологическими закономерностями Интернет-взаимодействия.
- Формирование навыков психологического анализа Интернет-взаимодействия.
- Формирование навыков публичных выступлений, посвященных психологии Интернет-взаимодействия.
- Формирование навыков проведения психологических исследований, посвященных Интернет-взаимодействию.
Планируемые результаты обучения
- Знает теоретические подходы к изучению Интернет-взаимодействия и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает особенности социального познания в Интернет-взаимодействии и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает связь психологического благополучия человека с участием в Интернет-взаимодействии и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
- Знает особенности социального поведения в Интернете и умеет применять их при анализе конкретных сообщений.
- Знает особенности функционирования виртуальных групп и умеет применять их при анализе реальных сообществ.
- Знает закономерности политического поведения в Интернете и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
- Знает закономерности межгрупповых отношений в Интернете и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
- Знает закономерности формирования Интернет-зависимости и умеет применять эти знания при анализе реальных ситуаций.
Содержание учебной дисциплины
- Психологические подходы к изучению Интернет-коммуникацииОпределение и основные элементы социальной коммуникации. Особенности онлайн коммуникации. Теории, описывающие коммуникацию в Интернете: теории «дефицита» и «возможностей»; теории замещающей социальной активности, обработки социальной информации, воспринимаемой реальности онлайн взаимодействия. Мотивация Интернет-коммуникации.
- Социальное познание в ИнтернетеСоциальное познание – формирование Я-концепции и представлений о других людях. Общее представление о Я-концепции. Социальное сравнение в Интернете. Самораскрытие и самопрезентация в Интернете. Формирование представлений о партнере и симпатии к нему в Интернете.
- Личные отношения в ИнтернетеКоммуникация в Интернете как расширение возможностей и компенсация психологических ограничений. Дружеские отношения в Интернете. Романтические отношения в Интернете.
- Социальное поведение в ИнтернетеОпределение, виды, условия и последствия кибербуллинга; психологические программы для уменьшения кибербуллинга. Определение, виды и условия помощи в Интернете (психологическая поддержка, бесплатное распространение знаний). Определение, условия и последствия секстинга.
- Рабочие группы в ИнтернетеОпределение виртуальных рабочих групп. Групповая дискуссия и групповое решение в виртуальных группах. Условия эффективности виртуальных групп. Эффекты групповой дискуссии в виртуальных группах. Мозговой штурм в виртуальных группах.
- Политическое поведение в ИнтернетеОпределение и виды политических действий. Участие в политических дискуссиях. «Спираль молчания» в политических дискуссиях. Связь между онлайн и офлайн политическим поведением. Роль социальной идентичности, политической эффективности и ощущения несправедливости.
- Межгрупповые отношения в ИнтернетеОпределение межгрупповых отношений. Виды сексизма, связь между сексизмом и харассментом в виртуальной среде. Виды расизма, расизм в виртуальной среде. Улучшение межгрупповых отношений: прямой и опосредованный межгрупповой онлайн контакт.
- Психологическая зависимость от ИнтернетаОпределение, виды и симптомы цифровой зависимости. Факторы риска для развития цифровой зависимости. Последствия цифровой зависимости. Психологические программы для уменьшения цифровой зависимости.
- Публичное выступление для широкой аудитории
- Защита итогового исследовательского проекта
Элементы контроля
- Мини-проект 1
- Мини-проект 2
- Мини-проект 3
- Мини-проект 4
- Публичное выступление для широкой аудитории
- Итоговый исследовательский проект
- Итоговый тест в системе LMSЭкзамен проводится в письменной форме, в системе LMS. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан войти в систему LMS (курс «Психология Интернет-взаимодействия»). Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Итоговый исследовательский проект + 0.2 * Итоговый тест в системе LMS + 0.12 * Мини-проект 1 + 0.12 * Мини-проект 2 + 0.12 * Мини-проект 3 + 0.12 * Мини-проект 4 + 0.12 * Публичное выступление для широкой аудитории
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОТ ГАЗЕТ ДО ИНТЕРНЕТА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 264с. - ISBN: 978-5-534-12406-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-massovoy-kommunikacii-ot-gazet-do-interneta-457242
Рекомендуемая дополнительная литература
- Sundar, S. S. (2015). The Handbook of the Psychology of Communication Technology. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=943112
- Wallace, P. M. (1999). The Psychology of the Internet. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=53725
- Young, K. S., & Abreu, C. N. de. (2011). Internet Addiction : A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343324
- Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-10719-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-mezhgruppovyh-otnosheniy-431344