Магистратура
2020/2021
Авторские школы
Статус:
Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Лытаева Мария Александровна
Прогр. обучения:
Педагогическое образование
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
8
Программа дисциплины
Аннотация
Государство - сложный механизм, которое включает множество аспектов. В современном мире мы все включены в государство, поэтому важно знать о его устройстве . Рассматриваются кейсы школ-лидеров в российском образовании, директора которых выступили в качестве организаторов введения инновационных образовательных технологий. Участникам предлагается познакомиться с опытом успешных лидеров образования в стране, выделить ДНК школьных инноваций. Курс предлагает слушателю знакомство с разнообразным опытом выстраивания и реструктуризации образовательных организаций, очерчивает круг возникающих в связи с этими процессами проблем и обозначает подходы к их выявлению и разрешению. Материалы курса не только знакомят слушателя с разнообразным опытом школ-лидеров, но и предполагают глубокую рефлексию. Решение теоритических и практических задач, предложенных в курсе, поможет слушателю на выходе (итоговая работа) расставить приоритеты в своей управленческой деятельности и оптимальные подходы к их реализации. Форма итоговой работы – создание видеоролика с проектом инноваций в собственной ОО. Новизна курса (относительно других подобных): игровые технологии, максимальное разнообразие видов деятельности, высокая практикоориентированность, знакомство с опытом решения проблемы работниками сферы образования самого разного уровня: чиновников, директоров/администраторов топ-школ, директоров/администраторов рядовых ОО. Дисциплина полностью реализуется в дистанционном асинхронном формате.
Цель освоения дисциплины
- овладение студентами подходами и способами определения запросов участников образовательных отношений
- овладение студентами результативных практик стратегического планирования и управления образовательной организацией на кейсах авторских российских школ.
Планируемые результаты обучения
- владеть: методами анализа и синтеза;
- знать методы генерирования новых идей при решении практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
- знать принципы разработки плана выполнения (дорожной карты) проекта в сфере профессиональной деятельности на всех этапах его жизненного цикла
- знать особенности организации сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- владеть методами планирования и выполнения проектов в условиях неопределенности, осуществляя руководство проектом (поддерживая выполнение проекта);
- знать механизмы взаимодействия участников образовательных отношений;
- знать технологии и методы организации взаимодействия участников образовательных отношений
- уметь: разрабатывать план выполнения (дорожную карту) проекта в сфере профессиональной деятельности на всех этапах его жизненного цикла, предусматривая проблемные ситуации и риски;
- знать требования к образовательной стратегии, включая нормативные;
- знать основные этапы разработки и принятия образовательной стратегии образовательной организации;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1: «Введение в курс»1. О чем этот курс. Правила игры. 2. Давайте познакомимся. Кто мы и какие? 3. Немного о нас 4. Визитные карточки 5. Наши преподаватели 6. Чат
- Тема 2: «Начинаем разговор»1. Успешный директор – кто он? 2. Это интересно
- Тема 3: «Школа будущего – что о ней нужно знать»1. Попробуем представить 2. Онлайн-конференция (редактируем статью) 3. Школа будущего глазами наших героев 4. Набираем команду
- Тема 4: «Поиск “Двойника” и рекомендации по темам курса»завершение 1ой части курса, то есть вводной .
- Тема 5: «Создание «идеи школы», как ответ на вызовы времени»1. У природы нет плохой погоды 2. Все великое – просто 3. Саммерхилл
- Тема 6: «Внешние факторы, влиявшие и влияющие на эволюцию "идеи школы": 90-е гг., 2000-е гг.,2010-е гг.»1. Школа и ее окрестности» от 90-х до наших дней 2. Родительское собрание 3. Это интересно
- Тема 7: «Этапы реализации «идеи», ее эволюция. Реформирование образовательного пространства школы как базовый процесс ее существования»1. Движение – жизнь 2. «Куда ж нам плыть?..» Точка отсчета 3. Это интересно
- Тема 8: «Внутренние ресурсы. Команда и работа с педагогическим коллективом»1. Способ, каким мы здесь ведем дела» Т. Дил и А. Кеннеди 2. Это интересно
- Тема 9: «Организация рефлексии, «обратной связи». Экспертиза»1. Экспертиза: pro et contra 2. О своей экспертизе, или «Королевство кривых зеркал»
- Тема 10: «Критерии успеха и результаты. Заимствование и трансляция»интересная тема, направленная на глубокое понимание практики .
- Тема 12: «Итоговая работа»1. Архив творческих работ 2. Итоговая работа 3. Ярмарка идей
- Тема 11: «Практические советы современному «начинающему» директору школы»интересная тема, направленная на глубокое понимание практики .
Элементы контроля
- домашнее задание 1 - тестовоеТестовые (позволяют собрать статистические данные о слушателях или фиксируют усвоение материала, содержащегося в темах курса. Каждое правильно выполненное задание такого типа оценивается автоматически в 1 балл)-Q1
- домашнее задание - 2 творческоеТворческие (ориентированы на интерпретацию материала темы, позволяют спроецировать полученные теоретические сведения на свою ОО. Проверяются методом взаимопроверки. Максимальная стоимость 3 балла)- Q2;
- домашнее задание - 3 - взаимопроверкаВзаимопроверка (каждому слушателю в рамках курса предлагается проверить по определенным критериям творческие работы (см. п. 2) других слушателей. Данный тип задания оценивается в 2 балла за каждую работу)- Q3;
- домашняя работа - итоговаяИтоговая работа является обязательной для выполнения частью курса. Максимальный балл – 25 баллов, зачетный – 13 баллов-Q4.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * домашнее задание - 2 творческое + 0.25 * домашнее задание - 3 - взаимопроверка + 0.25 * домашнее задание 1 - тестовое + 0.25 * домашняя работа - итоговая
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- ЛЕБЕДЕВА Е.А. (2015). Управление организацией с помощью жизненных циклов И. К. Адизеса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EED481DB
- Петров, М. (2010). Методологическая эволюция Р. К. Мертона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.90209693
Рекомендуемая дополнительная литература
- Некрутенко, Е. (2007). Воспитание Счастливого Ребенка В Условиях Свободы (Из Опыта Работы Школы Саммерхилл). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.156269BB
- Питер, М. (2006). Жизнь В Школах: Введение В Критическую Педагогику (Фрагменты Из Книги. Пер. С Англ. О. Фадиной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.43F56283