• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Управление и политика в образовании

Статус: Курс обязательный (Доказательное развитие образования)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Сорокин Павел Сергеевич, Фрумин Исак Давидович
Прогр. обучения: Доказательное развитие образования
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Система образования встроена в сложную структуру общества, соприкасаясь с областями политики, экономики и культуры, при этом отвечая на разнообразные и усложняющиеся вызовы. Поэтому неудивительно, что дискуссии о политике и об управлении в области образования часто бывают спорными. Этот курс рассматривает образовательную политику и управление образованием в связи с внешними трендами, контекстами, институтами и акторами, с учетом ожидаемых и реальных эффектов образования, его фактического и потенциального вклада в социально-экономическое развитие. В курсе будут рассмотрены ключевые институты, модели управления, стейкхолдеры в области образования, современный глобальный и национальный дискурс об образовательной политике и об управлении образованием. Мы рассмотрим логику развития, современные вызовы (а также возможные ответы на них) в области политики и управления образованием как в мире, в целом, так и на кейсах отдельных стран. В основе курса лежат передовые теоретические дискуссии в современной науке об образовании и смежных дисциплинах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является сформировать представления об образовательной политике как системе целей, ценностей и сложных отношений, связанных с широким кругом заинтересованных лиц и вызовами социально-экономического развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен определять и давать характеристику основным направлениям («окна возможностей»), открывающихся для национальных систем образования в современном мире и иллюстрировать их на примере конкретных кейсов национальных реформ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1: Основания образовательной политики. Место образования в обществе (эффекты образования) Тема 1. Что такое образовательная политика, разница politics and policy, ключевые вопросы
    Что такая образовательная политика и чем она отличается от политики в целом?
  • Тема 2. Образование как фактор развития экономики – теория человеческого капитала
    Образование является не только источником рабочей силы, но и двигателем роста экономики + критика данного подхода.
  • Тема 3. Образование как фактор социального воспроизводства и проблема неравенства
    Образование как фактор социального воспроизводства и адаптации под новые функциональные запросы, под задачи усложнения разделения труда формирует человека в соответствии с требованиями социальной структуры + критика данного подхода.
  • Тема 4. Место образования в обществе через призму теорий прогресса и теорий трансляции культуры
    Месседж 1. Образование как фактор социетального прогресса – которое не просто отвечает на запросы внешних структур и помогает подстроиться, но и задает новые культурные стандарты и кадры под эти стандарты, заставляя соц. структуры меняться под них. Месседж 2. Роль образования в научно-технологическом прогрессе. Месседж 3. Роль образования в глобализации.
  • Блок 2. Как устроено образование и управление им Тема 5. Бюрократия как базовая форма организации социальной сферы – в том числе в образовании.
    Почему появилась и почему необходима бюрократия? Достоинства бюрократии как центрального механизма в обществе модерного типа. Недостатки бюрократии, среди которых главный – неспособность к быстрой адаптации к изменениям.
  • Тема 6. Основные институты и агенты, стейкхолдеры в образовании
    В рамках семинара будут рассмотрены ключевые институты, определяющие развитие образования в современном мире, а также изучены связанные с ними стейкхолдеры: индивид, семья, работодатель, гос-во, гражданское общество, экспертное сообщество. Сложность системы заключается в том, что есть разные стейкхолдеры (каждая из сторон имеет разные интересы и стратегии действий), а потому необходима выработки модели взаимодействия, которая будет устраивать все из сторон.
  • Тема 7. Глобальные тренды и вызовы как фактор влияния на образовательную политику.
    Образование находится не в вакууме, на него влияют не только конкретные стейкхолдеры, но и политические, экономические, социальные, демографические и культурные процессы. Данный блок сконцентрирован на основных трендах и вызовах глобального дискурса об образовании. Однако, представления о трендах формируются экспертными организациями, которые имеют собственные интересы, тоже являются стейкхолдерами. Месседж 1: Основные тренды и вызовы для образования (в тч как задач для образовательной политики), которые доминируют в современной повестке. Месседж 2: Экономические и технологические тренды во многом определяют дальнейший прогресс, оказывающий влияние на образование.
  • Тема 8. Эффекты трендов и стейкхолдеров на устройство образования: переход от классической бюрократии к альтернативным моделям - NPM, good governance. Рыночный подход к образованию: факторы, механизмы и эффекты.
    Как эволюционирует парадигма управления в образовании под влиянием новых стейкхолдеров и трендов. Какая базовая модель для управления сегодня необходима? Месседж 1. Исторически в XX веке динамика от бюрократии к NPM. Месседж 2. Сегодня сложный мир требует good governance, а не просто классические модели бюрократии или NPM – но системы управления находятся в старых рутинах.
  • Тема 9. Место образования в меняющемся мире: теория «человеческого капитала 2.0».
    «Классические» теории связи образования и общества, предполагавшие устойчивость культуры и социальных структур: в контексте роста неопределенности и изменчивости. «Предпринимательский элемент» человеческого капитала: расширение понимание содержания человеческого капитала для ответа на вызовы современности. Кризис традиционных механизмов социализации: на пути к пре- и ко-фигуративным культурам. Теория человеческого капитала 2.0: концептуальное обоснование. Как образование должно ответить на задачу развития новых элементов человеческого капитала и как создать новые каналы его формирования?
  • Блок 3. Формулирование и реализация образовательной политики. Тема 10. Формулирование образовательной политики: современные тренды и практики.
    Месседж 1. Политика напрямую влияет на образование (больше автономии или меньше, объем затраченных средств и т.п.). Месседж 2: политика движет образованием, но и сама движима образованием – идеологией world society – прогресса, рациональности и т.п., хотя есть и возвратное движение анти-либерализма (т.е. в каком-то смысле образование выше политики, оно ее направляет). Месседж 3: тенденция деструктуризации, распаковки.
  • Тема 11. Имплементация политических интервенций и реформ в образовании.
    Каковы ограничения и возможности политики и управления образованием с точки зрения реализации изменений и реформ? Месседж 1: Имплементация реформ в образовании – то, что планируем, обычно не то, что получится. Месседж 2: Реализация реформы зависит от множества факторов: автономия образовательных учреждений, финансирование, стиль управления и др.
  • Тема 12. Оценка образовательной политики: как сделать образование более эффективным.
    Месседж 1. Ключевые механизмы и подходы к оценке образования. Месседж 2. Основные проблемы/трудности по в оценке политики в образовании, а также отдельных интервенций. Месседж 3: На практике в глобальной перспективе образование работает с большим трудом: неравенство, неэффективность и т.п. Месседж 4. Основные подходы к перестройке системы образования для повышения ее вклада в социально-экономическое развитие.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях (среднее для всех занятий). – 40%
  • неблокирующий .......
  • неблокирующий Среднее за другие домашние задания - 40%
  • неблокирующий Итоговое домашнее задание (20%)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Формула: итоговая оценка = 1, где 0,4 – работа на занятиях (средняя за все занятия) 0,2 – итоговое домашнее задание 0,4 – среднее за другие домашние задания При расчете округление происходит в сторону ближайшего целого (при этом доля 0,5 округляется в бОльшую сторону). Экзамена как отдельного, обязательного для всех, мероприятия - не предусмотрено. Студенты, не набравшие достаточное количество баллов для удовлетворительной оценки, направляются на пересдачу.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • , Осипов А. М. [и др.] ; Под ред. Осипова А.М. - СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 365с. - ISBN: 978-5-534-07474-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-obrazovaniya-452870
  • Andrew L. Friedman, & Samantha Miles. (2002). Developing Stakeholder Theory. Journal of Management Studies, 1, 1. https://doi.org/10.1111/1467-6486.00280
  • Author(s) Richard Correnti, Brian Rowan, & Richard Correnti. (2007). Opening up the black box: Literacy instruction in schools participating in three comprehensive school reform programs.
  • FRIEDMAN, A. L., & MILES, S. (2002). Developing Stakeholder Theory. Journal of Management Studies (Wiley-Blackwell), 39(1), 1–21. https://doi.org/10.1111/1467-6486.00280
  • GOLDFINCH, S., & WALLIS, J. (2010). Two Myths of Convergence in Public Management Reform. Public Administration, 88(4), 1099–1115. https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.2010.01848.x
  • Hanushek, E. A., & Woessmann, L. (2012). The Economic Benefit of Educational Reform in the European Union. https://doi.org/10.1093/cesifo/ifr032
  • Klees, S. J. (n.d.). Human capital and rates of return: Brilliant ideas or ideological dead ends? Comparative Education Review, 60(4), 644–672. https://doi.org/10.1086/688063
  • Lange, S. (2011). Centre for Educational Research and Innovation (OECD) (2010): Trends Shaping Education 2010. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
  • Lange, S. (2011). Organisation for Economic Co-operation and Development, Centre for Educational Research and Innovation (2010): Trends Shaping Education 2010. 89 S. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
  • Marginson, S., & Rhoades, G. (2002). Beyond national states, markets, and systems of higher education: A glonacal agency heuristic. Higher Education (00181560), 43(3), 281–309. https://doi.org/10.1023/A:1014699605875
  • Moe, T. M. (2006). Political Control and the Power of the Agent. https://doi.org/10.1093/jleo/ewj011
  • Ostrom, E. (2010). Beyond Markets and States: Polycentric Governance of Complex Economic Systems. American Economic Review, 100(3), 641–672. https://doi.org/10.1257/aer.100.3.641
  • Psacharopoulos, G., & Patrinos, H. A. (2018). Returns to Investment in Education : A Decennial Review of the Global Literature.
  • Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
  • Васильева В. М., Колеснева Е. А., Иншаков И. А. - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 441с. - ISBN: 978-5-534-04621-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gosudarstvennaya-politika-i-upravlenie-434293
  • Васильева В. М., Колеснева Е. А., Иншаков И. А. - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 441с. - ISBN: 978-5-534-04621-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gosudarstvennaya-politika-i-upravlenie-451668
  • Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8983799
  • Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Экономическая Социология, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692723
  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077
  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-455295
  • Кузьминов, Я., Семенов, Д., & Фрумин, И. (2013). Структура Вузовской Сети: От Советского К Российскому «Мастер-Плану». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.82FEC865
  • Макс Вебер, & Oleg Kildyushov. (2015). Конфуцианская жизненная ориентация. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15981429
  • Стратегия для России: образование: Научное / Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2018. - 118 с.: ISBN 978-5-7749-1338-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982778
  • Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ana Cristina Oliveira. (2019). Education policy implementation: trends of research publications (2007-2017). Revista de Estudios Teóricos y Epistemológicos En Política Educativa, 4, 1–16. https://doi.org/10.5212/retepe.v.4.009
  • de Grauwe, A. (2005). Improving The Quality of Education Through School-Based Management: Learning From International Experiences. International Review of Education / Internationale Zeitschrift Für Erziehungswissenschaft, 51(4), 269–287. https://doi.org/10.1007/s11159-005-7733-1
  • Gwyneth Allatt. (2020). Adult literacies from the perspective of practitioners and their learners: a case study from the north of England. https://doi.org/10.3384/rela.2000-7426.rela9213
  • Liu, S. (1997). Trends in Hong Kong University Management: Towards a Lifelong Learning Paradigm.
  • Ma, J., Pender, M., Welch, M., & College Board. (2016). Education Pays 2016: The Benefits of Higher Education for Individuals and Society. Trends in Higher Education Series. In College Board. College Board.
  • Mettler, S. (2010). Reconstituting the Submerged State: The Challenges of Social Policy Reform in the Obama Era. https://doi.org/10.1017/s1537592710002045
  • Nicole Wagner, Dr. Khaled Hassanein, Dr. Milena Head, & Ls M. (2008). Who is responsible for E-learning success in higher education? A stakeholder’s analysis.
  • Rigby, J., Woulfin, S., & März, V. (2016). Understanding How Structure and Agency Influence Education Policy Implementation and Organizational Change. https://doi.org/10.1086/685849
  • Wagner, N., Hassanein, K., & Head, M. (2008). Who is responsible for E-Learning Success in Higher Education? A Stakeholders’ Analysis. Journal of Educational Technology & Society, 11(3), 26–36.
  • Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни [Электронный ресурс] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: ИФРАН, 2008. - 196 с. - ISBN 978-5-9540-0090-0. - Режим доступа: http://znanium.com/
  • Косарецкий Сергей Геннадьевич, Груничева Ирина Геннадьевна, & Гошин Михаил Евгеньевич. (2016). Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906427
  • Кузьминов, Я. И. (2011). Образование в России. Что мы можем сделать? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.48D36BF7