Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология"
Статус:
Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Золотарева Алена Анатольевна,
Костенко Василий Юрьевич,
Лебедева Анна Александровна,
Паничева Полина Вадимовна,
Фам Анна Хунговна,
Чумакова Мария Алексеевна
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
116
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар сосредоточен на (1) овладении международным стандартом устной и письменной академической коммуникации (APA); (2) освоении исследовательских компетенций в области анализа качественных и количественных данных на материале международных исследовательских проектов; (3) методической и организационной поддержке проведения студентом собственных академических исследований. В работе НИС сочетается лекционная, практическая, групповая и самостоятельная работа, нацеленная на конкретные академические результаты. В качестве таких результатов выступают современные формы академической коммуникации — аналитический литературный обзор, тезисы доклада конференции, проект исследования, постерный доклад, устный доклад, проект научной статьи. В процессе обучения студенты смогут освоить и позицию автора, и позицию рецензента в отношении различных академических жанров, а в процессе подготовки собственного исследования, завершающегося защитой магистерской диссертации, получить необходимую обратную связь от экспертов и сокурсников.
Цель освоения дисциплины
- Овладение формами устной и письменной академической коммуникации в соответствии с современными международными требованиями
- Освоение исследовательских компетенций в области анализа качественных и количественных данных на материале международных исследовательских проектов и собственного исследования
- Получение методической и организационной поддержки в проведении самостоятельного научного исследования
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными методами поиска и анализа академической литературы
- Способен оценить качество исследования с точки зрения его наукометрических показателей
- Способен обосновать тему научного исследования
- Определяет объект и предмет исследования, обосновывает его актуальность и новизну.
- Определяет проблемное поле исследования, привлекая конкретные литературные источники, выполняет литературный обзор в нескольких жанрах.
- Различает виды психологического исследования, планирует самостоятельное исследование
- Способен анализировать качество исследования с точки зрения адекватности предлагаемого дизайна и способов операционализации гипотез исследования
- Способен подобрать выборку исследования исходя из поставленных целей и задач исследования, выявляет ограничения выборки исследования
- Представляет результаты исследования в соответствии с международными стандартами
- Обсуждает результаты исследования в устной и письменной форме с привлечением литературных источников
- Представляет исследование в форме постерного доклада, соответствующего международным требованиям
Содержание учебной дисциплины
- Базовые академические компетенцииСтратегии поиска и анализа литературы. Базы данных цитирований и библиотечные каталоги. Менеджеры ссылок. Стиль Американской психологической ассоциации (APA). Стиль ГОСТ Р. 7.0.11. Руководство APA 7th Edition. Принципы цитирования. Плагиат и парафраз.
- Оценка качества исследованийНаукометрия исследователя и организации. Альтернативные показатели эффективности ученого. Взаимодействия науки и медиа. Взаимодействие науки и государства. Финансирование научных исследований.
- Выбор темы исследованияРоль научного руководителя исследования. Тема исследования. Формы коммуникации с научным руководителем. Обоснование темы исследования.
- Проект исследованияОбъект и предмет исследования. Актуальность исследования. Новизна исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования.
- Литературный обзор как историяВиды литературного обзора: систематический анализ, реферат, мета-анализ, описание проблемного поля исследования. Литературный обзор как история. Роль литературного обзора во введении к исследованию.
- Дизайн исследования. Логика эмпирического исследованияЭксперимент, квазиэксперимент, психологическая интервенция. Лонгитюдное и срезовое исследование. Качественное и количественное исследование. Смешанные методы. Анализ связей и анализ различий. Конфирматорный и эксплораторный дизайн исследования. Операционализация гипотез исследования.
- Дизайн исследования. Критический анализКачество постановки проблемы исследования. Формальные требования к гипотезам исследования. Качество операционализации гипотез исследования. Адекватность дизайна исследования.
- Выборка исследованияКачество выборки исследования. Статистическая мощность. Репрезентативность выборки. Выборка качественного исследования. Труднодоступные и особые выборки исследования.
- Результаты исследованияПрезентация результатов исследования в устной и письменной форме. Граница между результатами и их обсуждением. Стиль APA в презентации результатов исследования. Особенности устной, постерной и письменной презентации результатов исследования.
- Обсуждение результатов исследованияКритерии качества дискуссии по исследованию. Вклад в теорию. Особенности языка дискуссии. Ограничения исследования
- Формы устной академической коммуникацииУстный и постерный доклад как форма академической коммуникации. Тезисы доклада на конференции. Рекомендации APA по оформлению презентаций и постеров.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Литературный обзор + 0.5 * Проект исследования
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в психологический эксперимент : учебник, Корнилова, Т. В., 2001
- Наблюдение и эксперимент в психологии : учеб. пособие, Никандров, В. В., 2002
- Общая и экспериментальная психология : учебник для вузов, Марцинковская, Т. Д., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Основы экспериментальной психологии : учеб. - метод. пособие, , 2011