• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Автобиографический рассказ

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Бойко Арина Игоревна, Калинникова Наталья Николаевна, Кучерская Майя Александровна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: – знать основные отличия жанра автофикшн от биографии, мемуаров и художественной прозы; – знать основные законы создания прозаического художественного текста в жанре автофикшн; – знать культурный, исторический и профессиональный контекст, необходимый для создания кросжанрового текста. – уметь анализировать художественные тексты (как свои, так и чужие), видеть и понимать профессиональные удачи и недочеты и применять эти знания на практике; – уметь использовать техники творческого письма для создания нарративных текстов. – владеть созданием полноценных художественных текстов в жанре автобиографического рассказа; – владеть созданием драматической структуры; – владеть умением удерживать читательский интерес; – владеть созданием полноценных героев прозы – как главных, так и вспомогательных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обучение студентов навыкам создания художественного текста;
  • развитие представления о сюжете и композиции;
  • формирование у студентов чувства индивидуальной манеры письма;
  • развитие способности к созданию живых и полноценных героев (как главных, так и второстепенных);
  • формирование навыков анализа художественных текстов, как своих, так и чужих (с точки зрения автора, а не читателя);
  • развитие навыка написания художественного и не художественного текста (рассказ, личное эссе, креативный нон-фикшн);
  • формирование навыка «медленного чтения» текстов, в том числе неклассических;
  • развитие представления о тенденциях современной русской и зарубежной литературы;
  • развитие навыка редактирования чужих художественных текстов и саморедактуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных отличий жанра автофикшн от биографии, мемуаров и художественной прозы; основных законов создания прозаического художественного текста в жанре автофикшн; культурного, исторического и профессионального контекста, необходимого для создания кросжанрового текста.
  • Умение анализировать художественные тексты (как свои, так и чужие), видеть и понимать профессиональные удачи и недочеты и применять эти знания на практике; использовать техники творческого письма для создания нарративных текстов. Владение навыком создания полноценных художественных текстов в жанре автобиографического рассказа.
  • Владение навыком создания драматической структуры; удерживать читательский интерес; создания полноценных героев прозы – как главных, так и вспомогательных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Жанр автобиографической прозы и его специфика
    В ходе семинарско-лекционной работы рассматривается следующий круг проблем: 1) Предыстория жанра автобиографии. Происхождение термина «автофикшн». 2) Основные отличия автофикшн от классической прозы, биографии, мемуаров. 3) Актуальная дискуссия вокруг термина «автофикшн». 4) Этический вопрос: можно ли писать о реальных людях? 5) Техники работы со своими и чужими воспоминаниями. 6) Практики творческого письма: как начать писать и не бросить? О чём писать? Тексты для обсуждения: Сильвия Плат, «Под стеклянным колпаком» Джанет Уинтерсон, «Не только апельсины» (рекомендуется читать в оригинале)
  • Техники Creative Writing (творческого письма)
    В ходе семинарско-лекционной работы рассматривается следующий круг проблем: 1) Методы перевода событий, происходящих в трехмерном мире, в текст. Звук, цвет, форма на письме. Учимся задействовать все 5 органов чувств. 2) Главный герой: характер, темперамент, история, судьба. Герой в кругу других персонажей. Сопротивление среды, роль конфликта в раскрытии героя. Путь героя: изменения от начала к финалу. 3) Сеттинг. Конструируем художественный мир. Повседневность в тексте. 4) Работа с деталью. Деталь и ее ключевые функции в тексте. 5) Язык: эпитеты, сравнения, метафоры, определения. Грамотное использование стилистического инструментария. 6) Стиль. Как передавать эмоции на письме. Штампы. Стратегии разрушения клише. Тексты для обсуждения: Карл Уве Кнаусгор, «Прощание» (цикл «Моя борьба», т. 1)
  • Основы структуры и композиции художественного текста
    В ходе семинарско-лекционной работы рассматривается следующий круг проблем: 1) Композиция и сюжет художественного текста. Архитектоника как основа композиции. 2) Драматическая структура. Начало и финал истории. 3) Конструирование конфликта. Мотивация героев. 4) Сцена в художественном тексте. Внутренняя логика сцены. 5) Напряжение. Как удержать внимание читателя? 6) Редактура и саморедактура. Путь к публикации текста. Тексты для обсуждения: Наталия Мещанинова, «Рассказы»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность
    Если все эти условия соблюдены на каждом семинаре, студент по итогам получает высшую оценку – 8, 9 или 10 (в зависимости от частотности выступлений). Если ответы студента неаргументированные, лишены логики изложения, сводятся к пересказу сюжета или элементарному эмоциональному отклику на него («мне понравилось», «мне не понравилось»), такой ответ может быть оценен в пределах 6 или 7 баллов (в зависимости от частотности выступлений). Если студент очень редко или вообще не отвечал на семинарах, но присутствовал на большинстве из них, это расценивается в пределах 4–5 баллов (в зависимости от частотности посещений).
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Если два этих условия соблюдены, письменное задание на занятии засчитывается как +1 балл к устному выступлению на семинаре (домашнее – как 8, 9 или 10 баллов, в зависимости от качества исполнения). Если оба условия не соблюдены, либо одно из них соблюдено в неприемлемой степени (в тексте нет логики, сюжет не оригинален, а скомпонован из фрагментов других литературных произведений, очень много пунктуационных ошибок), письменное задание на занятии засчитывается как 0 баллов к устному выступлению на семинаре (домашнее – в диапазоне от 4 до 7 баллов, в зависимости от качества исполнения).
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Итоговый рассказ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * активность + 0.15 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.5 * Итоговый рассказ
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вольф Ю. - Литературный мастер-класс : учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 368с. - ISBN: 978-5-00057-259-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62145
  • Школа литературного мастерства: От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа / Вольф Ю. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 384 с.: ISBN 978-5-91671-320-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926854

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ламотт Э. - Птица за птицей: заметки о писательстве и жизни в целом - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 272с. - ISBN: 978-5-00057-196-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62105
  • Писать как Толстой: Техники, приемы и уловки великих писателей: Научно-популярное / Коэн Р. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 380 с.: ISBN 978-5-9614-6386-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002894
  • Снайдер Б. - Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 264с. - ISBN: 978-5-00057-182-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62159