Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Дислексия и дисграфия: нейролингвистический подход"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Дорофеева Светлана Валентиновна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с проблематикой нейролингвистического подхода к дислексии и дисграфии, историей развития науки в этой области, а также с современными отечественными и зарубежными методами исследования дислексии и дисграфии, формирует умение пользоваться инструментом для выявления лингвистического дефицита при дислексии - фонологическим тестом, тренирует навык формулировать различия между разными типами дислексии и дисграфии в терминах особенностей развития отдельных когнитивных функций.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление со значимостю создания эффективных методик выявления и коррекции специфических нарушений чтения и письма у детей для системы образования и общества в целом
- ознакомление с различными классификациями нарушений в процессах освоения письменной речи
- ознакомление с современными методами исследования дислексии и дисграфии
- ознакомление с нейролингвистическим подходом к исследованию дислексии и дисграфии
- ознакомление с причинами и признаками развития нарушений чтения и письма у детей
- ознакомление с современными инструментами диагностики дислексии и дисграфии
- ознакомление с ключевыми компонентами успешной коррекции дислексии и дисграфии
Планируемые результаты обучения
- Может дать определения основных видов нарушения письменной речи; понимает базовые положения
- Знает основные подходык классификации нарушений в освоении письменной речи (классификации по различным основаниям)
- Знает основные типы нарушений в процессах освоения письменной речи
- Может назвать несколько ключевых работ по теме дислексии и дисграфии отечественных авторов
- Знает, какие методы используются в современной науке для исследования различных аспектов, связанных с дислексией и дисграфией
- Знает основные гипотезы о причинах дислексии, сформированные современной наукой на основе экспериментальных исследований
- Знать основные признаки (внешние проявления) дислексии и дисграфии
- Знает об основных инструментах диагностики дислексии и дисграфии
- Умеет пользоваться инструментом для выявления лингвистического дефицита при дислексии – фонологическим тестом
- Умеет анализировать на учебном материале ошибки (в образцах почерка детей с дисграфией и в аудиозаписях чтения детей с дислексией) с точки зрения возможных причин нарушения письменной речи
Содержание учебной дисциплины
- Введение и мотивационная частьосновные понятия, термины, примеры возможностей будущего практического применениязнаний, получаемых на курсе, значимость данной области исследований для науки о языке, системы образования и общества в целом
- Классификации нарушений в процессах освоения письменной речи
- Современные методы исследования дислексии и дисграфии
- Нейролингвистический подход к исследованию дислексии и дисграфии; основные современные гипотезы о причинах дислексии
- Внешние проявления и признаки развития нарушений чтения и письма у детей
- Современные инструменты диагностики дислексии и дисграфии
- Ключевые компоненты успешной коррекции дислексии и дисграфии. Разбор опыта успешного применения комплексного подхода к коррекции дислексии с опорой на лингвистические знания, анализ учебного материала
Элементы контроля
- Мини-тест 1В случае пропуска даты элемента контроля по уважительной причине работа пересдается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии. Если работы сдаются не в срок не по уважительной причине, они могут быть сданы не позднее 10 дней до начала сессии, с понижением на 2 балла.
- Мини-тест 2В случае пропуска даты элемента контроля по уважительной причине работа пересдается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии. Если работы сдаются не в срок не по уважительной причине, они могут быть сданы не позднее 10 дней до начала сессии, с понижением на 2 балла.
- Реферат или докладВ случае пропуска даты элемента контроля по уважительной причине работа пересдается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии. Если работы сдаются не в срок не по уважительной причине, они могут быть сданы не позднее 10 дней до начала сессии, с понижением на 2 балла.
- Активность на занятиях
- ЭкзаменПо общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Мини-тест 1 + 0.2 * Мини-тест 2 + 0.2 * Реферат или доклад + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Хомская, Е.Д. Нейропсихология : учебник для вузов / Е.Д. Хомская. - 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 496 с. - (Классический университетский учебник). - ISBN 978-5-4461-0778-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055278
Рекомендуемая дополнительная литература
- Реформатский А. А. ; Сост. Реформатская М. А. - ФОНОЛОГИЯ И МОРФОНОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-06244-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fonologiya-i-morfonologiya-izbrannye-raboty-441881